12.01.2025

Израиль Самый сильный человек в правительстве: захват полиции – это только начало


«Сидите тихо, дайте червям работать», – писал Гилель Миттельпункт в одной из своих песен почти 40 лет назад.

В этих строках он подразумевал радикальных националистов-каханистов. Будущий министр национальной безопасности был тогда совсем молодым человеком, горячим сторонником расиста раввина Меира Кахане. И тогда в его отношении еще не было вынесено ни одного обвинительного приговора.

После премьеры рок-оперы «Мами», в которой прозвучала эта песня, прошло менее 40 лет. В наши дни каханисты уже не должны работать в подполье, они заседают в правительстве.

Как парень, принадлежавший «молодежи холмов» (довольно романическое определение террориста), превращается в одетого в костюм министра? Это происходит примерно так же, как покупка концерна на бирже. Сначала по дешевке приобретается «каркас», а потом внутрь заливается все остальное.

Именно так повел себя Итамар Бен-Гвир в министерстве национальной безопасности. Полиция выступила в роли «каркаса», который он наполнил нужным ему содержимым. Подходит и параллель из области недвижимости. Можно сказать, что Бен-Гвир повел себя как строительный подрядчик, занимающийся реновацией дома в рамках программы ТАМА-38 – он сохранил его внешний облик, но внутри устроил все по-новому.

Но если старое здание в результате ремонта улучшается, то полиция под рукой Бен-Гвира становится хуже с каждым днем.

Нетаниягу знал

Как работает эта система? Нужное назначение производится с помощью политического давления. В этом смысле Бен-Гвир не изобрел ничего нового. Но давно известный метод в данном случае был использован против запуганного и легко поддающегося на шантаж премьер-министра. Поэтому нужные назначения вообще не представляли никакой проблемы.

Это, между прочим, еще лучший, относительно невинный вариант. Будет гораздо хуже, если выяснится, что никто не заставлял Нетаниягу вручать каханисту-расисту-правонарушителю портфель министра национальной безопасности, и это был его сознательный выбор.

Для чего ему это было надо? Чтобы Бен-Гвир превратил такую важную организацию, как полиция в частную вооруженную милицию, которая, когда понадобится, сможет освободить его из-под ареста или вообще не допустить подобного развития событий.

Не будем заходить слишком далеко и рассуждать о том, что произойдет, если Нетаниягу будет осужден. Рассмотрим гораздо более реальную ситуацию – представим себе, что премьер-министр приносит в суде свидетельские показания. Это должно случиться уже в ближайшие дни.

Предположим, все попытки Нетаниягу увильнуть от дачи показаний окажутся безуспешными, и он будет вынужден явиться в суд. А теперь представим себе, что он решит проигнорировать этот вызов… В таком случае любой гражданин, какую бы высокую должность он ни занимал, должен подвергнуться принудительному приводу. Его должна доставить в суд полиция.

Выполнит ли эту работу полиция Бен-Гвира? Практически наверняка можно сказать, что нет, тем более, что премьер-министру грозит обвинительный приговор, возможно, связанный с тюремным заключением. Именно это произошло с предшественником Нетаниягу на посту главы правительства, Эхудом Ольмертом.

Впрочем, в складывающейся обстановке до этого может и не дойти – достаточно запугать судей, как это пытался сделать на прошлой неделе министр Давид Амсалем. Возможно, у него в руках пистолет, заряженный пистонами, но у Бен Гвира – настоящее оружие.

Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить себе ситуацию, которая может наступить с пугающей быстротой. Но вся эта игра воображения нужна только для того, чтобы покончить с заблуждением относительно Нетаниягу.

Ему проще, когда всем кажется, что он вынужден поддаваться давлению Бен-Гвира. Но на самом деле он прекрасно знал, в чьи руки передает святую святых внутренней безопасности Государства Израиль. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, по чьей инициативе был создан предвыборный союз между Смотричем и Бен-Гвиром.

В краткосрочной перспективе этот ход оказался гениальным. Бен-Гвир говорит своему электорату то, что не может сказать Нетаниягу, а премьер-министр путем легкого подмигивания дает понять, что в отношениях между ним и министром национальной безопасности царит гармония.

В долгосрочной перспективе этот ход может оказаться опасным для самого Нетаниягу. Вопреки расхожему мнению, не каждый, голосовавший за него, является убежденным «бибистом». Часть избирателей, электоральный вес которых составляет около 4-5 мандатов, относятся скорее к центру – сегодня они могут проголосовать за Нетаниягу, а завтра, скажем, за Айзенкота.

Для них Бен-Гвир является «красной чертой», и тот факт, что под покровительством Нетаниягу он стал одним из самых сильных людей Израиля, доказывает, что премьер-министр не остановится ни перед чем, чтобы сохранить свою власть. Даже перед нанесением тяжкого ущерба безопасности государства.

Он пришел работать

Самого Бен-Гвира совсем не волновало, что именно планировал Нетаниягу. С первого дня пребывания в должности министра национальной безопасности он начал работать над превращением полиции в организацию, не вполне интересующуюся соблюдением закона. Сейчас на ее воротах по-прежнему красуется вывеска «Полиция Израиля», но за этим фасадом все изменилось практически полностью.

Бен-Гвир назначил удобного ему генерального инспектора и продвинул по карьерной лестнице офицеров-каханистов (или изображающих таковых, что тоже ужасно). Он назначил их на ключевые посты и селективно раздал оружие гражданам. Используя язык комического трио «Бледный следопыт», можно сказать, что он «раздал оружие широким слоям населения в узком смысле этого слова».
Так на наших глазах полиция Израиля превращается в ультраправую милицию.

Те, кто не разделяет идеологию министра, устраняются с ключевых позиций. Тот, кто вдохновляется ею (и, например, жестко действует при разгоне антиправительственных демонстраций, даже если в них участвуют родственники похищенных), получают продвижение по службе. Подчеркну: речь идет не о действиях генерального инспектора полиции, выполняющего указания министра. Все это делает сам министр, пусть и не всегда официально.

У этой медали есть две стороны. Речь идет не только о тех, чьи права нарушаются (условно назовем их «левыми», хотя именно этого хотел бы уважаемый министр), но и о тех, кому позволено действовать в обход закона.

Так возникло расследуемое сейчас дело: министр, отвечающий за контроль над соблюдением законности, подозревается в том, что он превратил офицеров в преступников. И сделал он это только для того, чтобы спасти от суда тех, кто предположительно нарушил закон, пытаясь разогреть боевые действия.

Симпатичный дурачок?

У Бен-Гвира есть еще одно важное свойство. Он выглядит, как плюшевый мишка: у него пухлые щеки и широкая улыбка. Он производит впечатление симпатичного человека.

И не только на тех, кто после личной встречи с ним говорил: «Какой миляга!» Даже в сатирической программе «Эрец нехедерет» он предстал во вполне благожелательном свете. Его пародийный образ был вполне симпатичным, хоть и несколько глуповатым. На самом деле речь идет об удивительно расчетливом человеке, неуклонно стремящемся к выбранной им цели.

Что еще хуже, в ту же ловушку угодили и лидеры оппозиции. Они пренебрежительно отмахивались от Бен-Гвира, а Яир Лапид назвал его «клоуном из TikTok».

Лапид хотел высмеять Бен-Гвира. Он не понял, что на самом деле в смешном положении оказался он сам и его сторонники, потому что он не только попал пальцем небо (звезда TikTok? Да. Клоун из TikTok? Совсем нет: Бен-Гвир на удивление грамотно пользуется цифровыми платформами). Лапид напрасно преуменьшает опасность, которую представляет Бен-Гвир для государственных инстанций, находящихся под его началом – полиции и Службы управления тюрем.

Я уверен, что настроение служащих этих двух организаций в последнее время улучшилось. Лишь немногие из них с отвращением подали в отставку, большинство как раз-таки довольно: Бен-Гвир окружает их нимбом отважных бойцов и проводит кампании, поощряющие призыв в полицию и Службу управления тюрем. Они льстят уже служащих в них людям.

Само по себе это совсем не плохо, но в историческом контексте, если вспомнить о темных режимах, это вызывает тяжкое чувство.

Вскоре то же самое – в ШАБАКе

Прекращение полиции в частную милицию самого радикального в истории Израиля министра имеет значение не только для самой этой организации. Это оказывает влияние и на другие структуры сил безопасности.

Сравните снисходительное отношение генерального инспектора полиции к делу, которое расследует сейчас МАХАШ и высказывание пресс-секретаря ЦАХАЛа по поводу «закона Фельдштейна». В этом и заключается разница между организацией, полностью прогнувшейся под министра, и структурой, сохраняющей независимость (да, бригадный генерал Хагари извинился, но не за смысл сказанного, отражающего позицию ЦАХАЛа, а за то, что это было сделано перед прессой).

Серьезная опасность нависает сейчас над ШАБАКом, одной из основных задач которого является защита израильской демократии. Представьте себе, что эта спецслужба оказывается в руках «близнеца Бен-Гвира».

Результаты последуют немедленно. Первым делом будет закрыт еврейский отдел ШАБАКа. Евреям будет разрешено нападать на арабов без особых причин. Впоследствии еврейский отдел будет воссоздан – для преследования участников антиправительственных демонстраций.

Это сценарий выглядит апокалиптически? Да, но апокалипсисы имеют свойство оставаться незаметными до своего наступления, и тогда уже становится поздно что-то делать. Именно поэтому они наносят такой гигантский ущерб.

Иными словами, в одном из самых важных министерских кабинетов сидит человек, замышляющий государственный переворот. Не как лозунг, а как практическое действие, уже осуществляемое за фасадом «полиции Израиля».

А что делают те, кто неизбежно станут жертвами этого переворота? Пока что они смеются над пародиями на Бен-Гвира в программе «Эрец нехедерет» и ставят «лайки» лидеру оппозиции, называющему Бен-Гвира «клоуном из TikTok». Перефразируя песню Миттельпункта, можно сказать: «Сидите тихо, дайте Бен-Гвиру работать».

Нир Кипнис, Walla, Б.Е. Фото: Охад Цвигенберг 

6
8


Один комментарий к “Израиль Самый сильный человек в правительстве: захват полиции – это только начало

  1. Какая бесконечная мерзость ннснтся с ваших “страниц и уст”! Вней уже не просто ложь и клевета, нопотоки грязи и прямых оскорблений, приносящих ущерб Израилю в Информационной войне. Странно, что вас еще не постигла судьба КАН и Гаарец. Без уважения Лия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

74 элементов 1,224 сек.