Вчера, 13 сентября, Нетаниягу ответил юрсоветнице, что не намерен обсуждать в правительстве вопрос о создании подобной комиссии, до тех пор пока война не закончится.
В последнее время в Верховный суд было подано несколько ходатайств от различных общественных организаций, с требованием издать приказ о создании государственной следственной комиссии.
У этого вопроса есть еще один аспект. В данный момент главный прокурор МУС требует срочно выписать ордера на арест Биньямина Нетаниягу и Йоава Галанта по подозрению в военных преступлениях. Появление таких ордеров ухудшило бы положение Израиля на международной арене и стало бы опасным прецедентом, угрожающим также, например, офицерам ЦАХАЛа и летчикам ВВС (многие из которых в гражданской жизни работают пилотами в авиакомпаниях и часто посещают западные страны, где их могут арестовать по ордеру МУС).
В своем письме, адресованном премьер-министру и еще очень небольшому числу высокопоставленных чиновником, Гали Бахарав-Миара поясняла, что создание государственной комиссии – лучший инструмент для того, чтобы предотвратить выдачу международных ордеров на арест израильских министров. Дело в том, что МУС действует по принципу комплементарности. Его юрисдикция вводится в том случае, если судебная система той или иной страны не способна или не хочет сама провести расследование.
Министр юстиции Израиля Ярив Левин предложил Бахарав-Миаре другой шаг, по сути, юридическую уловку. Левин попросил ее открыть уголовное расследование в отношении Нетаниягу и министра обороны Йоава Галанта, а затем закрыть его и доложить МУС, что подозрения в отношении двух министров проверены. Об этом 11 сентября сообщил 12-й канал ИТВ.
Но юрсоветница ответила отказом, заявив, что это – явная уловка, и что она не удовлетворит МУС. Бахарав-Миара считает, что только создание государственной следственной комиссии по событиям 7 октября и последовавшей войны остановило бы процессы в Международном трибунале.
«Детали», Д.Г. Фото: Оливье Фитусси