По словам чиновников, отказ правительства создать государственную комиссию по расследованию событий войны, как рекомендовала юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара, а также тот факт, что Израиль отстает в проведении собственных расследований предполагаемых военных преступлений — что могло бы упредить действия МУС в соответствии с принципом взаимодополняемости — повышают вероятность того, что суд примет запрос главного прокурора Карима Хана о выдаче ордеров.
В то же время, добавили они, суд недавно получил 26 юридических заключений в поддержку Израиля от других стран, организаций и ученых, и это повышает шансы на то, что он отклонит ордера. По словам чиновников, они ожидают, что суд вынесет свое решение в течение нескольких дней или, в крайнем случае, нескольких недель.
Хан также запросил ордера на арест высокопоставленных чиновников ХАМАСа Яхьи Синуара, Мохаммеда Дейфа и Исмаила Хании. Но поскольку двух последних уже нет в живых, чиновники заявили, что суду нецелесообразно выдавать три ордера на арест — два против Нетаниягу и Галанта и один против Синуара, ответственного за нападение на Израиль 7 октября.
Суд получил 64 юридических заключения по запросу Хана. Большинство из них поддерживают ордер, но, как уже отмечалось, 26 поддерживают Израиль. Среди последних — мнения Германии, Аргентины, Венгрии, Чехии, Конго и США (которые не являются членом суда, но представили свое мнение), а также Международной ассоциации еврейских юристов и адвокатов, сенатора США Линдси Грэма и других.
Основной аргумент сторонников Израиля заключается в том, что Израиль проводит собственное расследование предполагаемых нарушений законов войны во время боевых действий в секторе Газа. Согласно принципу комплементарности суда, если страна с независимой правовой системой серьезно расследует нарушения законов войны и международного гуманитарного права самостоятельно, это препятствует расследованию со стороны международного суда.
Однако эксперты в области международного права утверждают, что Израиль до сих пор не выполнил принцип взаимодополняемости, поскольку не проводит достаточных расследований.
В июне Бахарав-Миара заявила Нетаниягу, что он должен немедленно назначить государственную комиссию по расследованию событий войны «как лучший способ справиться с существующими рисками на международно-правовом уровне, которые могут нанести ущерб интересам страны и лично премьер-министру и министру обороны», написала она.
Но правительство отвергло это предложение, и комиссия так и не была создана. Вместо этого Израиль в последние недели приложил огромные дипломатические и юридические усилия, чтобы предотвратить выдачу ордеров.
Помимо аргумента о взаимодополняемости, другой главный юридический аргумент, выдвигаемый сторонниками Израиля в МУС, заключается в том, что, в соответствии с соглашениями Осло, суд не имеет права обсуждать израильско-палестинский конфликт, поскольку у Палестинской автономии нет полномочий судить израильтян, и она не может делегировать эти полномочия МУС.
На прошлой неделе Хан подтвердил свое мнение о том, что ордера должны быть выданы как можно скорее, поскольку промедление в принятии решения лишь навредит жертвам преступлений, которые, по его мнению, были совершены. Он отверг аргумент о соглашениях Осло и утверждение о том, что Израиль проводит собственное расследование боевых действий в Газе.
Если ордера на арест Галанта и Нетаниягу будут выданы, 124 государства-члена суда будут обязаны экстрадировать их, если они въедут на территорию этих стран. Однако ордера могут также побудить различные страны ввести санкции против Израиля, включая эмбарго на поставки оружия или экономические санкции. Кроме того, они добавят Израиль в список стран, таких как Россия и Иран, которые считаются нарушителями международного права.
Хен Маанит