17.11.2024

Правовой переворот продолжается: Нетаниягу принял решение, уничтожающее институт юрсоветников – Нати Токер


Об этом не заявляют – напротив, весь процесс ведется почти тайно, под столом. 30 апреля правительство приняло решение, текст которого почти никто ранее не видел. Оно выхолащивает и статус юрсоветника правительства, и роль советников министерств тоже.

Согласно этому решению, представлять любые государственные инстанции в суде в ходе дебатов вокруг Закона о всеобщей воинской обязанности будет не офис юрсоветника правительства, а частный адвокат, самим же правительством назначенный.

Юрсоветник правительства Гали Бахарав-Миара действительно разрешила частное представительство в этом вопросе, учитывая разногласия между ею и правительством: она изначально считает позицию государства нелегитимной. Но правительство воспользовалось этим, чтобы своим решением распространить частное представительство не только на позицию кабинета, но и на весь профессиональный эшелон во всех государственных ведомствах.

Нивелирование статуса юрсоветников – один из самых серьезных актов в рамках правового переворота. Юрсоветники – правоохранители министерств, ведь в конце концов не каждый вопрос доходит до Верховного суда. Независимые и сильные юридические советники нужны, чтобы в режиме реального времени следить за происходящим в министерствах, предупреждать о попытках незаконных деяний там и предотвращать их.

Принятое кабинетом решение настолько грубо, что заместитель Гали Бахарав-Миары, адвокат Гиль Лимон, отправил 1 мая резкое письмо секретарю правительства, адвокату Йоси Фуксу. Хотя на самом деле оно адресовано чиновнику с гораздо большими полномочиями — самому Нетаниягу. В письме сказано, что данное решение является «частью так называемой «правовой реформы» и имеет целью ослабить статус юрсоветника правительства, обойти его, нанести ущерб его способности защищать общественные интересы и верховенство закона». Адвокат Лимон назвал решение правительства незаконным и напомнил, что представлять министерства от имени государства должны, по-прежнему, юридические советники этих министерств.

Последователи Нетаниягу, конечно, тут же набросились на юрсоветника правительства. Министр связи Шломо Караи, например, написал в своем X-аккаунте: «Каждый дополнительный день, который эта женщина продолжает занимать свой пост, позорит израильскую демократию и наносит ущерб стране, ее безопасности и единству народа. Она должна отправиться домой прямо сейчас!»

 

Как будто ничего не случилось

Впрочем, главный страх правительства, заставляющий его сделать профессиональную позицию министерств своей политической позицией – не в том, какой именно конкретный человек будет представлять его в суде по закону об армейском призыве. Цель решения — по крайней мере, так ее видят в канцелярии юридического советника — в том, как именно будут действовать министерства в «переходный период» после распоряжения БАГАЦа, принятого в марте. Тем распоряжением суд лишил легитимации продолжение финансовой поддержки учеников иешив, которые являются кандидатами на призыв в армию и не имеют освобождения или отсрочки. Этот шаг может сократить расходы на содержание религиозных учреждений на 400 миллионов шекелей, при общем бюджете на эти нужды в 1,7 миллиарда шекелей.

Дело в том, что, несмотря на распоряжение суда, правительство все же пытается эти 400 миллионов ешиботникам перевести. Этого добиваются ультраортодоксальные партии. Правительство Нетаниягу хочет обойти решение БАГАЦа путем… увеличения тарифа на одного получателя. То есть государство все равно даст йешивам деньги, но не вычтет полагавшееся ешиботникам, которых лишили права на них, а добавит ту же самую сумму в пересчете на число учащихся, сохранивших право на господдержку.

Позиция правительства в данный момент заключается в том, что временное решение суда не ограничивает его свободу действий – как будто ничего не случилось. Эта странная интерпретация предполагает, что и сейчас никаких обязательств по призыву молодых ультраортодоксов у правительства нет. Правительство также заявляет, что БАГАЦ не имеет полномочий определять размеры финансирования иешив, а потому оно имеет право повысить тариф на каждого получателя и, соответственно, перечислять больше средств религиозным заведениям.

 

Смысл расширенного частного представительства – в том, что если раньше министерства обязаны были подчиняться указаниям своих юрсоветников, то теперь смогут делать все, что захотят, с одобрения какого-то адвоката, предоставленного им политическим эшелоном. Хотите давать больше денег ультраортодоксам? Увеличить неравенство в распределении бремени? Освобождать и далее от службы тех, кто учит Тору? Да ради Бога! Все разрешено.

Подлинные намерения

То, как правительство приняло решение уничтожить институт юридических советников, – тайно, не системно, всего лишь в ответ на политическое давление, – показывает, какие именно подлинные цели преследует вся их «правовая реформа». Все заявления, будто этот переворот призван «укрепить демократию», «обосновать руководство» и «предоставить народным избранникам инструменты для реализации своей политики» – пустое. Нет тут речи ни о демократии, ни о качестве правления. Главная цель переворота – обеспечить политикам полноту власти без какого-либо контроля, позволить им выживать и подгонять свои позиции под собственные насущные политические потребности. Любого, кто будет в этом мешать, устранят. Растаптываются такие понятия, как равенство или рачительное отношение к государственным деньгам.

Для Нетаниягу и членов его коалиции нет никаких границ. Даже в период, который настолько потряс граждан Израиля, после ужасной резни и в дни, когда тысячи солдат продолжают рисковать своими жизнями, повестка дня этих людей абсолютно отличается от той, которой живет большинство израильтян. Вместо того, чтобы лечить травмы и раскол, нанесенный обществу, они убирают с дороги всех, кто пытается помешать им править безраздельно.

Нати Токер, TheMarker. Фото: Охад Цвигенберг

6
4


Один комментарий к “Правовой переворот продолжается: Нетаниягу принял решение, уничтожающее институт юрсоветников – Нати Токер

  1. советник должен советовать а не решать за правительство парламент прокуратуру и полицию) и это главное что нужно сделать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

71 элементов 1,609 сек.