В 1933 году молодой музыкант, отказавшийся от традиционной скрипки и вооружившись трубой, проделал путь обратный отцовскому – в Польшу и поменял имя на Эдди.
В Польше он оказался в том самом, зловещем для нее 1939-м. Очень скоро ему пришлось тайно перебираться через границу – в Советский Союз. Он оказался в Белостоке на территории Белоруссии. И Господь послал ему ангела-хранителя в лице Пантелеймона Пономаренко. Посол в Польской народной республике, этот номенклатурщик, к тому же антисемит, страстно влюбленный в джаз, пригласил Рознера создать Республиканский джаз-оркестр.
Новосозданный оркестр гремел, гастролировал в Москве и в Ленинграде. Времена стояли темные. Джаз считался буржуазным пережитком. Кое-как терпели своего Утесова, а тут «буржуин» из самого буржуинского логова, с ненашенскими повадками, репертуаром, стилем.
В 1946 году его оркестр был распущен, а сам маэстро – арестован и отправлен в ГУЛАГ. Обвинение? Измена Родине. Собирался удрать в Америку.
Шла Холодная война, и Америка снова стала главным врагом СССР.
На Колыме маэстро болел. Цинга. Зубы были нужны музыканту-трубачу, как пальцы пианисту. В результате – сильный невроз. Он стал бояться играть на трубе. Дирижировал, писал ночами аранжировки, осваивал новый «советский» репертуар, учил оркестрантов, порой не знавших даже нотной грамоты, игре на инструментах.
Впоследствии, вернувшись из ГУЛАГА, он сумел преодолеть свой страх, но прежних высот в игре на трубе уже не достигал…
Со смертью тирана Рознер был амнистирован, но реабилитации он так и не дождался.
В итоге – созрело решение о реэмиграции. Решалось все на самом высоком уровне. Рознер был включен в список Никсона, который тот привез Брежневу на встречу в СССР. Музыканта выпустили. Четыре года он прожил в Западном Берлине.
Эдди Рознер умер в 1976 году и похоронен на еврейском кладбище.
Возможно, на том самом, где покоится прах его отца и матери…
Polina Kalina