Известный пакистанский журналист заявил: "Ваша страна крадет арабскую землю, а теперь вы крадете еще и их роли в кино…"
Некоторые утверждают, что еврей не может играть Клеопатру, и что роль должна достаться африканской или арабской актрисе.
Ерунда.
Клеопатра была сложной фигурой. Клеопатра VII (в Египте было много цариц Клеопатр, последняя царица самая известная) жила в 69-30 годах до н.э. и царствовала в бурное время египетской истории. Ее политическая жизнь затронула многие регионы, в том числе далекий Израиль и Рим. Клеопатра не властвовала в вакууме, она была настоящей женщиной, игравшей центральную роль в ближневосточной политике. Независимо от того, как много мы думаем, что знаем о Клеопатре, всегда есть что открыть нового.
Вот семь удивительных фактов о Клеопатре и ее важных отношениях с землей Израиля и древними евреями.
Гражданская война и еврейские союзники
Клеопатра VII родилась в македонской греческой семье, правившей Египтом в 69 году до н.э. (Клеопатра не была африканкой, хотя и отличилась тем, что стала единственным монархом, потрудившимся выучить египетский язык.) Она стала царицей в возрасте 18 лет, правя вместе со своим братом Птолемеем XIII, за которого позже вышла замуж.
Египет в то время был раздираем интригами и почти обанкротился после многих лет гражданских войн. При правлении Клеопатры Египет также оказался втянут в гражданские войны Рима, открыто встав на сторону римского диктатора Юлия Цезаря против его врага Помпея. В 48 году до н.э. брат Клеопатры изгнал ее: Клеопатра заключила военный союз (и легендарный роман) с Юлием Цезарем, который помог восстановить ее на египетском троне.
В Египте в то время была процветающая еврейская община; многие египетские евреи были одними из самых ярых сторонников Клеопатры VII. Историк Стейси Шиф, получившая Пулитцеровскую премию за свою мастерскую биографию "Клеопатра: Жизнь", отмечает, что в первом веке до н.э. евреи в Египте "были речными охранниками, полицейскими, армейскими командирами и высокопоставленными чиновниками", и горячими сторонниками линии преемственности Клеопатры. Египетские евреи "числились среди сторонников Клеопатры в пустыне в 48 году. Они сражались за нее во время Александрийской войны (в 47 году до н.э.), в конце которой Цезарь даровал им гражданство."
Надежда править землей Израиля
Как только Юлий Цезарь обеспечил Клеопатре место на египетском троне, она попыталась восстановить свое царство, чтобы охватить более обширные территории, которыми ранее правили ее предки. Клеопатре также нужна была помощь, чтобы наполнить пустую казну страны. Она попросила Юлия Цезаря помочь ей закрепить портовый город Иоппию (ныне Яффо, район в южной части Тель-Авива) в составе Египта. Юлий Цезарь отказался, вместо этого дав Клеопатре остров Кипр.
В 47 году до н.э., после посещения Египта, Юлий Цезарь оставил три римских легиона в египетском городе Александрии, чтобы помочь обеспечить безопасность Клеопатры на троне, и вернулся в Рим. Историк доктор Джоанн Флетчер отмечает, что в то время отношения с еврейскими общинами региона были главным приоритетом для Цезаря.
"Выйдя из большой Александрийской гавани мимо дворцов, Фароса и Колосса Исиды," – рассказывает доктор Флетчер, – "Цезарь не сразу вернулся в Рим. Нуждаясь в поддержке евреев для своей предстоящей борьбы против сыновей Помпея, он поплыл вдоль побережья в Акру (на севере современного Израиля), чтобы вознаградить бывших сторонников Помпея Антипатра и Гиркана за их ценную помощь…
Как представитель Рима, он подтвердил их режим, освободил их от всех даней, позволил им восстановить Иерусалим и дал им Порт Иоппии (Яффо), который хотела Клеопатра как часть своих планов по возвращению бывших территорий Птолемеев." (Цитируется в книге "Клеопатра великая: женщина, стоящая за легендой" доктора Флетчера.) Империи и королевства Восточного Средиземноморья были невероятно разнообразны и сложны, а еврейские общины региона играли ключевую роль в поддержании местных правителей.
Клеопатра, Марк Антоний и Золотой Век для евреев
Клеопатра была с Юлием Цезарем в Риме, когда он был убит 15 марта 44 года до н.э. группой сенаторов, которые возражали против его тиранического правления. Линия наследования после смерти Юлия Цезаря была чрезвычайно сложной. Его двоюродный племянник (и приемный сын) Октавиан стал наиболее вероятным наследником. (Действительно, он в конечном итоге и правил; его последователи считали его живым богом, когда он правил как первый император Рима, с 27 года до н.э. до 14 года н.э.).
Однако через год после смерти Юлия Цезаря римский полководец Марк Антоний боролся за власть и некоторое время правил вместе с Октавианом в составе второго Римского Триумвирата, пока не порвал с ним отношения и не начал гражданскую войну в 31 году до н.э.
Стремясь получить доступ к сказочным богатствам Египта, Антоний обратился к Клеопатре: вместе они заключили союз, а также возник еще один легендарный роман. Антоний и Клеопатра отправились в Египет и объединились в борьбе против войск Октавиана в Риме. В этот период Клеопатра одевалась как египетская богиня Исида, а Антоний называл себя и одевался как греческий бог Дионис.
Образ этих двух монархов преследует западную литературу и воображение: "Вечность была в наших устах и глазах" – знаменитые слова, которые произносит Клеопатра в пьесе Шекспира "Антоний и Клеопатра". Эта пара была необычной.
Это не видно в художественной литературе: Антоний и Клеопатра были настоящими правителями, и их действия имели последствия для реальных людей, включая еврейскую общину в Египте. "Евреи связывали правление Клеопатры с Золотым Веком," – отмечает историк Стейси Шиф.
По оценкам музея Бейт Хатфуцот в Тель-Авиве, посвященного еврейским диаспорам, в первом веке н.э., всего через сто лет после правления Клеопатры, в Египте проживало до миллиона евреев; это была одна из самых больших концентраций еврейской жизни в мире, и она была относительно безопасной, открытой и свободной.
Прием царя Ирода
В 39 году до н.э. Клеопатра VII принимала у себя еще одного выдающегося гостя: одного из римских тетрархов, или губернаторов, провинции Иудея по имени Ирод. Три года спустя Римская Империя возвела Ирода в ранг царя Иудеи, и он стал терроризировать своих подданных евреев. Он был параноидальным, жестоким правителем, который убил многих ведущих еврейских религиозных деятелей и раввинов того времени. Однако в 39 году до н.э. до этого было еще далеко; Ирод вошел в Египет как измученный беженец.
Кочевые парфянские воины вторглись в землю Израиля, преследуя Ирода и его союзников. Ирод бежал из Иерусалима вместе со своей семьей в крепость, которую он построил на вершине горы под названием Масада, и которая стоит до сих пор. С немногими друзьями Ироду некуда было идти, поэтому он отправился в Египет, где воспользовался гостеприимством Клеопатры, соратницы правителя Римской Империи. Ирод и Клеопатра прежде были верны Помпею, а отец Ирода был союзником Птолемеевской царской семьи Клеопатры.
"Ирод был… занимательным собеседником, бойким и проницательным, фанатичным в своей преданности, опытным в проявлениях почтительности," – отмечает историк Стейси Шиф. Клеопатра попросила Ирода принять участие вместе с ней во вторжении в Эфиопию, но он отказался. После долгого визита Клеопатра, очевидно, пожелала, чтобы Ирод уехал, и дала ему галеру, чтобы доставить его обратно в Иудею. Стояла зима, и Средиземное море было неспокойным. Ирод потерпел кораблекрушение у берегов Кипра и лишь позднее вернулся в Иудею.
Посещение и бегство из Иерусалима
В 36 году до н.э. Клеопатра была на пике своего могущества. Она успешно восстановила большую часть империи своего отца и решила отправиться в путешествие по недавно приобретенным территориям. Клеопатра ехала в большой процессии с большим количеством сопровождающих. С ее любовью к роскоши и склонностью к драматизму, это должно было быть еще то зрелище.
Она путешествовала через современную Сирию, на юг в современный Ливан, затем в землю Израиля, чтобы посетить царя Ирода, своего бывшего друга и союзника. Теперь Ирод был вассалом Римской Империи, "царем" Иудеи, он позволял своей кровожадной натуре свободно властвовать. Клеопатре едва удалось спастись.
Территория Клеопатры простиралась вплоть до израильского города Иерихон, где Марку Антонию удалось захватить территорию. Теперь Клеопатра владела пышными рощами бальзамических деревьев, которые когда-то принадлежали Ироду. Она вернула ему землю в аренду за 200 талантов в год. Теперь, во время своего визита, она собирала черенки, приказывая отвезти их обратно в Египет и посадить там, чтобы у нее был собственный запас благовоний для снабжения египетских языческих храмов, поклоняющихся солнцу.
Судя по всему, сбор этих черенков вызвал гнев Ирода, но открытый союз Клеопатры с шурином Ирода вообще привел жестокого царя в ярость. Ирод родился в арабской семье идумеев: он хотел служить Первосвященником, в еврейском Храме в Иерусалиме, но не смог этого сделать из-за своего нееврейского происхождения. Клеопатра призвала Ирода назначить первосвященником его шурина Аристобула, потомка еврейского царского рода Хасмонеев.
Ирод испугался, что Клеопатра замышляет против него заговор, и начал планировать ее убийство. (Ирод также планировал убийство своей жены и детей, которое он осуществил, фактически положив конец хасмонейской родословной). Клеопатра узнала о планах Ирода и вместе со своей свитой бежала обратно в Египет. Тогда Ирод попытался разрушить ее репутацию, распространяя слух о том, что она пыталась соблазнить его и захватить трон Иудеи.
Клеопатра в Талмуде
Клеопатра упоминается в Талмуде дважды. (В египетской истории было несколько цариц Клеопатр; Клеопатра VII жила ближе всего по времени к эпохе мудрецов Талмуда и, по-видимому, является именно той Клеопатрой, на которую они ссылаются.). Один из отрывков Талмуда, кажется, очень хорошо согласуется с тем, что историки уже знают о жестокости Клеопатры.
Этот отрывок включает в себя ужасные медицинские эксперименты, которые "Клеопатра, царица Александрии" проводила над осужденными заключенными. "Поскольку ее служанки были приговорены правительством к смертной казни, она воспользовалась случаем и экспериментировала на них…" (Талмуд Нидда 30Б). "Учитывая преобладание медицинских работников при дворе," – отмечает историк Стейси Шиф, – "описание Талмудом медицинских экспериментов Клеопатры звучит правдиво." Однако мудрецы Талмуда отвергли слухи о ужасных экспериментах Клеопатры. Услышав о медицинских гипотезах египетской царицы, Талмуд рассказывает, что рабби Ишмаэль назвал ее "глупой".
Смерть и наследие Клеопатры
В 31 году до н.э. Клеопатра и Марк Антоний объединили свои силы, чтобы вступить в морское сражение с флотом Окатвиана в Акциуме, у берегов Греции. Корабли Клеопатры и Марка Антония потерпели поражение, после чего царская чета отступила в Египет. Октавиан последовал за ними, ведя с ними войну уже в Египте. Октавиан завоевал Александрию в 30 году до нашей эры и превратил Египет в провинцию в обширной Римской Империи.
Легенда гласит, что Антоний и Клеопатра покончили с собой: он нанес себе смертельный удар ножом, а она обняла ядовитую змею. Профессор Кембриджского университета Мэри Бирд сомневается, что их финал соответствовал легендам, которые вскоре возникли. "Самоубийство от укуса змеи – это трудный подвиг," – отметила профессор в своей книге об истории римской империи "SPQR: История древнего Рима". Она считает более вероятным предположение о том, что Октавиан убил Клеопатру.
"Роскошь двора Клеопатры была сильно преувеличена после ее смерти," – объясняет доктор Бирд, – "и относительно невинные события в Александрии были искажены до неузнаваемости." Многое из того, что мы знаем о Клеопатре и Марке Антонии, было написано римским поэтом Плутархом, который преувеличил восточную экзотику Клеопатры для блага римских читателей.
Это наследие, которое дошло до нас: Клеопатра как восточная властительница, таинственная и чувственная. Однако отказ от Клеопатры как от какой-то карикатурной экзотической ближневосточной принцессы умаляет ее реальную историческую роль. Клеопатра VII была замечательной женщиной, жившей в сложную эпоху. Она была продуктом своего времени и играла жизненно важную роль на древнем Ближнем Востоке. Она сотрудничала с еврейскими общинами и добилась того, что еврейское население Египта стало одним из самых свободных и безопасных в древнем мире.
Вместо того, чтобы разжигать споры о том, кто должен изображать ее в фильме, было бы замечательно, если бы предстоящий блокбастер о жизни Клеопатры позволил нам узнать больше об этой замечательной царице и о сложных, реальных временах, в которые она и ее современники жили.
Перевод Анастасии Яценюк