Появлением на свет термина «геноцид» человечество обязано Рафаэлю Лемкину, автору проекта Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Борьба за принятие этого документа стала делом его жизни. Впервые Лемкин представил свой проект в 1933 году, ООН одобрила соответствующую Конвенцию лишь в 1948-ом. За это время в Холокосте погибли 49 родственников Лемкина, включая его родителей. Сам он чудом избежал их судьбы.
В архиве ООН сохранилась радиопередача 1958 года, посвященная жизни и деятельности Рафаэля Лемкина. Его роль исполняет актер, однако звуки исторического заседания Генассамблеи – документальные. Наргис Шекинская адаптировала программу для русскоязычных радиослушателей.
*****
«Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и предлагает этот документ странам-членам для подписи, ратификации и присоединения в соответствии с 11-й статьей документа».
Это запись заседания Генеральной Ассамблеи, которое проходило в 1948 году. Принятая тогда Конвенция установила международный правовой статус понятия «геноцид» как тягчайшего преступления против человечности. Автор документа – Рафаэль Лемкин, польско-американский юрист еврейского происхождения, для которого это стало главным проектом его жизни.
Как так получилось, что на протяжении тысячелетий массовое убийство никогда не считалось преступлением?
Лемкин родился в еврейской семье на территории Российской империи. Его отец был фермером, а мать увлекалась философией и языками. К 19 годам Лемкин четко решил, что хочет стать юристом, чтобы бороться с конкретным явлением – массовым убийством. Это преступление тогда еще не имело юридического определения. Вот размышления Лемкина в возрасте 19 лет:
«Как так получилось, что на протяжении тысячелетий массовое убийство никогда не считалось преступлением? Целые народы преднамеренно истреблялись, преднамеренно и в массовом порядке, а закона, по которому можно было бы судить за такие действия – не было и нет. И как мир борется с этими чудовищными преступлениями? Где, я спрашиваю, совесть человечества? Где совесть?»
Рафаэль Лемкин закончил Львовский университет и устроился на работу в варшавскую прокуратуру. Он работает клерком в государственном учреждении, однако ни на минуту не забывает о главной цели. В 1933 году он едет на международную конференцию по унификации международного права в Мадриде, где впервые предлагает разработать международную конвенцию против геноцида. И снова Лемкин, но уже повзрослевший и с юридическим образованием:
«Известно ли Вам, что во времена Чингиз-хана монголы убили более десяти миллионов человек? Люди были настолько напуганы, что, когда Чингиз-хан приказывал мужчинам, женщинам и детям лечь на землю, они лежали, не двигаясь, неделями.
Известно ли вам, что в царской России во времена погромов казаки вспарывали евреям животы и набивали туда пух из перин и подушек, которые еврейские девушки получали в приданое, выходя замуж? Это не какой-нибудь изолированный случай, который произошел однажды и никогда не повторялся. История полна примеров геноцида и люди должны быть защищены от этого преступления в будущем».
Известно ли вам, что в царской России во времена погромов казаки вспарывали евреям животы и набивали туда пух из перин и подушек, которые еврейские девушки получали в приданое, выходя замуж?
Предложение Лемкина отклонили, а сам он потерял работу. Над Европой уже начали сгущаться тучи фашизма. Лемкину сорок лет:
«Я бежал от нацистов… Они не очень меня жаловали, мягко говоря. Теперь я живу в Америке, я советник по международным вопросам в военном ведомстве США. Мои родители были убиты в концлагере Освенцим. Они были истреблены. Теперь у меня есть название для подобных преступлений. Не кажется ли вам странным, что совершая массовые убийств на протяжении десятков тысяч лет, человечество не придумало названия своим действиям? Я придумал – это «геноцид». «Генос» означает на греческом «народ», «раса», «племя». «Геноцидом» я назвал истребление людей».
В США Лемкин преподавал уголовное право в университете… и продолжал борьбу, теперь уже в Организации Объединенных Наций. Его идея соответствовала идеалам ООН. Конвенция официально вступила в силу в 1951 году, после того, как ее ратифицировали 20 стран. Доволен ли Лемкин? Давайте послушаем:
«Я хочу, чтобы мы не почивали на лаврах нашего успеха. Я хочу, чтобы все страны ратифицировали Конвенцию, и она стала бы законом для всего мира. А еще я хочу, чтобы заложенные в ней принципы человечности находили бы отклик в сердце каждого жителя нашей планеты; чтобы в будущем мы никогда не отказывали в помощи гонимым, даже если преступление против них совершается далеко за пределами нашей страны».
Сегодня 149 стран ратифицировали Конвенцию ООН о предупреждения преступления геноцида и наказания за него. Кстати, США – страна, предоставившая Рафаэлю Лемкину защиту от нацизма, присоединилась к Конвенции лишь в 1988 году.