И сегодня в каждом православном храме, величественном кафедральном соборе или маленькой деревенской церквушке – есть икона преподобного Серафима. Народ считал Серафима святым ещё при жизни. Однако для того, чтобы он был официально причислен к лику святых, потребовалось почти 70 лет.
«Среди лета запоют Пасху», или как проходили Саровские торжества
Августейшие паломники проходят через Соборную площадь в Серафимо-Дивеевском монастыре.
В 1903 году высший свет Российской империи обсуждал одну из самых животрепещущих церковных тем – канонизацию старца Саровской пустыни Серафима. Спорили о нарушении канонов, административном давлении на церковников, склонялись к поддержке Святейшего Синода, который скептически относился к легендам вокруг имени старца и его предсказаниям.
Но вопреки всем препятствиям в июне в Сарове зазвучали пасхальные песнопения, которыми отец Серафим приветствовал приходящих к нему. Так тысячи людей почтили открытие мощей преподобного Серафима, который предсказал дивеевским монахиням: «Среди лета запоёте Пасху».
Паломники в ожидании чуда исцеления.
Прославление Серафима Саровского стало поистине всенародным праздником. На торжества прибыли император Николай II, личное участие которого сыграло решающую роль в канонизации преподобного, и почти все представители августейшей фамилии. По пути следования их приветствовали толпы верноподданных. Временные жилища, построенные для паломников и рассчитанные на 50 тысяч человек, не смогли вместить всех прибывших, которых оказалось в несколько раз больше. Для проведения богослужений съехалось около 500 представителей духовенства.
Саровский монастырь. В центре — Успенский собор.
Прославление преподобного Серафима Саровского в лоне русской православной церкви состоялось на Всенощной 18 июля. Тогда гроб со святыми останками был перенесён на плечах государя и других лиц императорского дома из церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Успенский собор. Всю ночь храм был открыт, и к мощам приложились тысячи верующих. На следующий день после Божественной литургии вокруг Успенского собора совершился крестный ход с мощами прославленного святого, которые, как и накануне, несли император и Великие князья.
Прославление старца ознаменовалось множеством чудес. Документальные свидетельства подтверждают невероятное количество исцелений болящих, а также благоухание, разлившееся при перенесении мощей отца Серафима в новую раку.
Письмо «четвёртому государю», которое спустя 70 лет нашло своего адресата
Николай II с великими князьями по дороге в дальнюю пустыньку батюшки Серафима
В дни Саровских торжеств императорская чета посетила благочестивую христианку Елену Мотовилову, муж которой был духовным чадом отца Серафима. Женщина бережно хранила уникальную реликвию – письмо преподобного старца, адресованное, по его словам, четвёртому государю, который приедет в Саров усиленно о нём помолиться.
Именно Николай II стал таковым – после Николая I, Александра II и Александра III. Доподлинное содержание послания осталось в тайне. Известно лишь, что, прочитав его, государь расплакался и оставался безутешным, несмотря на уговоры близких о том, что Серафим Саровский хоть и святой, но мог ошибаться. По ряду сохранившихся свидетельств, в письме содержались предсказания о трагической судьбе царской семьи и потрясениях, ожидающих Россию. Через несколько лет пророчества старца подтвердила известная всей стране блаженная Паша Саровская.
После прочтения письма Николай II осознал своё предназначение – быть обречённым на крестные муки и их ценой спасти Россию.
Судьба мощей Преподобного Серафима Саровского
Саровские торжества 1903 г. Перенесение мощей преподобного Серафима.
Среди множества предсказаний батюшки Серафима было и пророчество о том, что во времена гонений на веру мощи его будут утрачены, а потом чудесным образом вновь обретены.
Так и случилось. С приходом к власти большевиков в стране развернулась беспрецедентная кощунственная кампания по изъятию святых мощей. Некоторые из святынь тайно хранили священники и верные церкви люди, но множество было предано поруганию. Так произошло и с останками Серафима Саровского. Документально запротоколировано, что в декабре 1920-го рака с мощами преподобного в Дивеевском монастыре была вскрыта, а летом следующего года вывезена, предположительно в московский Донской монастырь. Известно, что в конце 20-х годов святыня демонстрировалась в антирелигиозном музее, организованном в Страстном монастыре. В 1934-м монастырь по приказу властей был взорван, и судьбу мощей великого подвижника надолго скрыла завеса тайны.
Второе обретение православной святыни состоялось, когда в 1990 году в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма, размещавшегося в здании Казанского собора, были обнаружены зашитые в рогожу мощи неизвестно святого. Церковная комиссия, созданная по распоряжению Патриарха Алексия II, признала в останках мощи преподобного Серафима Саровского. В специальной раке они были перевезены в Богоявленский кафедральный собор Москвы, а 1 августа 1991-го, в день небесного прославления великого заступника, всероссийский крестный ход доставил их в Дивеевский монастырь.
Связь времён: исполнилось ли пророчество Серафима о царствовании Николая II
Посещение членами Царской семьи кладбища в Дивеево. В Преображенской кладбищенской церкви хранилось несколько памятников, оставшихся от преподобного Серафима.
Последнему императору российскому было известно пророчество Саровского старца о том, что прославившему его монарху уготовано царствование сначала трудное, а затем удачливое. Скептики могут насмехаться над этим предсказанием: мыслимо ли считать счастьем для всей семьи Романовых их расстрел? Но глубоко воцерковленные люди понимают истинную суть слов преподобного Серафима Саровского. Николаю II было суждено принести в жертву себя и своих близких ради спасения горячо любимого Отечества.
Невинно убиенные члены царской семьи достигли высшей точки человеческих возможностей – святости. Их смерть подтолкнула замороченную воинствующим атеизмом страну к искуплению, очищению и возрождению веры. И ныне страстотерпец Николай II, не изменивший ни своей Отчизне, ни Православию, принявший мученическую кончину и причисленный к лику святых, удостоен великого счастья – молиться у Престола Божия за Россию.
Тем удивительнее будет узнать, что канонизация святого состоялась практически насильно..
/КР:/
Как всегда занимательно…/