Его настоящее имя и фамилии Исер Данилович (с ударением на последнем слоге) сохранились только в свидетельстве о рождении, а со временем от родовой фамилии осталась только буква Д. Впоследствии он объяснил, что в Голливуде было принято американизировать иностранные имена.
О своих родителях-иммигрантах из России Дуглас написал в первой книге мемуаров «Сын старьевщика» (1988), когда ему было уже за 70. «Много лет назад я пытался забыть, что я – еврей, – признался он, описывая антисемитизм в Америке 30-х годов, – но с годами стал понимать, что значит быть евреем».
В результате типично американский Кирк Дуглас остался тем же Исером Даниловичем, который обладал не менее типичным еврейским юмором. В одном из многочисленных интервью он сказал: «Я всегда постился в Йом Киппур. Даже когда работал на съемочной площадке. И должен признаться, что заниматься любовью с Ланой Тернер на пустой желудок было нелегко».
В другом интервью Дуглас развил тему своих отношений с еврейством:
«Наши пути с иудаизмом разошлись давным-давно, когда я был бедным ребенком, который рос в Нью-Йорке. В хедере я учился так хорошо, что евреи из нашей синагоги «Сыны Израиля» решили собрать денег и послать меня в йешиву, чтобы я стал раввином. Пресвятой Моисей! Они меня до смерти перепугали – я не хотел быть раввином. Я хотел быть актером. Можете поверить, «Сыны Израиля» были очень настойчивы. Мне снились кошмары: будто я ношу длинные пейсы и черную шляпу. Я с трудом от этого отбился. Но прошло много времени, прежде чем я понял: не надо быть раввином, чтобы быть евреем».
В 1991 году Дуглас едва не погиб в авиакатастрофе и, лежа в больнице, он окончательно вернулся в лоно иудаизма, из которого сбежал в юности. Свое духовное возрождение он описал в книге «Восхождение на гору: мой поиск смысла», сказав, что, по всей вероятности, «Бог спас меня, чтобы я окончательно понял, что значит быть евреем».
Кирк Дуглас начал заново изучать Тору с несколькими раввинами и в 1999 году, в возрасте 83 лет, отпраздновал вторую бар-мицву (заодно доказав, что иврит незабываем в прямом смысле слова). Двумстам голливудским знаменитостям, набившимся по этому поводу в местную синагогу Sinai Temple, он сказал: «Сегодня я стал человеком». А чтобы двузначное слово «man» было понято должным образом, перешел на идиш – «менш». Настоящим человеком.
Ни одна из двух жен Кирка Дугласа – покойная актриса Диана Дилл и Энн Байденс – не была еврейкой, но вторая жена всех удивила, когда в 2014 году, на праздновании 60-летия их брака, сообщила, что перешла в иудаизм. «Кирк был женат на двух шиксах и пришло время, чтобы он женился на славной еврейской девушке», – сказала она под громовой хохот.
Никого из своих четырех сыновей Дуглас не воспитывал в еврейской вере, хотя они определенно осознавали свою еврейскую половину. Вплоть до того, что старший и самый знаменитый Майкл привез всю семью в Израиль, чтобы отметить в Иерусалиме бар-мицву старшего сына. А в 2015 году Майкл Дуглас получил в Иерусалиме миллионную премию «Генезис», признающую достижения евреев в разных областях, где они проявляют и распространяют еврейские ценности.
С годами Кирк Дуглас признался, что скрытой темой некоторых его фильмов 50-х-80-х годов («Фокусник», «Отбрасывая гигантскую тень» и «Воспоминание любви») был «еврей, который не считает себя таковым, но со временем находит свое еврейство». «Фокусник» был первым голливудским фильмом, который снимался в новорожденном еврейском государстве, и Дуглас вспоминал, что увидел «ужасную бедность и карточную систему», но в то же время понял, «как это замечательно, в конце концов, быть в большинстве». А продюсер этого фильма Стенли Крамер хотел показать «Израиль, как героический ответ евреев на геноцид Гитлера».
Кирк Дуглас многократно бывал в Израиле и вместе с женой жертвовал миллионы долларов на филантропические цели, в частности – игровые и тренажерные площадки в Иерусалиме, и театр с видом на Западную стену, к которой он приходил всякий раз чтобы вложить записку между камнями.
Он не раз встречался с американскими президентами (включая товарища по работе Рональда Рейгана) и еще чаще – с израильскими премьер-министрами, которые могли не читать книгу «Сын старьевщика», но отлично знали, что Кирк Дуглас – сын еврейского народа.
Рафаэль Рамм, по материалам информагентств
На фото: Кирк Дуглас и Голда Меир, Лос-Анджелес, 1969. Фото: Моше Мильнер, Национальная фотоколлекци
/КР:/
В роли Спартака незабываем. Красивый человек и блестящий актёр! Пришёл к осознанию еврейства не ломку через колено, а осознанно и только это правильно./