Отец Тамары Платоновны был танцовщиком Мариинского театра, а затем балетным педагогом, но как ни странно в своей дочери Тамаре по началу он не видел большого дарования, с чем категорически не был согласен его коллега по сцене, знаменитый русский танцовщик Павел Гердт. " Ты посмотри на ее линии, на ее руки, на ее движения. Нежнейшая грация с огненной душой"- убеждал Платона Константиновича, Павел Андреевич и убедил.
Отец подготовил Тамару к вступительным экзаменам в Императорское балетное училище при Мариинском театре. Тамара с блеском поступила. Училище находилось на Театральной улице(теперь это улица Зодчего Росси). На склоне лет Тамара Платоновна вспоминала:" Театральная улица навсегда останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами"
В училище педагогами Тамары были прославленные Энрико Чекетти, Александр Горский и особо любимый Тамарой- Павел Гердт, который обожал свою ученицу. У Павла Андреевича была дочь-Лиза, 6 годами младше Тамары. Но девочки дружили и отзывчивая Томочка занималась иногда с Лизой, щедра делясь с ней секретами балетного мастерства. Со временем Лиза продолжит дело своего великого отца. Елизавета Павловна Гердт станет примой Мариинского театра, а затем одним из самых авторитетных балетных педагогов, среди ее учениц- Алла Шелест, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова. До конца своих дней Елизавета Павловна будет чтить и ценить Томочку Карсавину, которая сделала много добра ее семье.
В 1902 году Тамара Карсавина зачислена в Мариинский театр, правда в кордебалет, но в 1906 году Тамара переведена в разряд первых танцовщиц. Это произошло благодаря стараниям премьерши Мариинского театра- Матильды Кшесинской.
Матильда Феликсовна обладая феноменальным чутьем на большие таланты, коим несомненно обладала Карсавина, прекрасно понимала, что театру нужны новые лица, новые яркие индивидуальности, а вот Анна Павлова, Карсавину, мягко говоря, не жаловала. Гений гением, но и Анне Матвеевне, судя по всему ничто человеческое было не чуждо.. Павлова прекрасно поняла, что видит перед собой равную себе, а Тамара не обращала на это никакого внимания. Она – танцевала. Изысканная, нежная, воздушная, она танцевала всегда как в последний раз и танец ее трогал до слез.
Лебединое озеро, Спящая Красавица, Жизель, Щелкунщик- эти балеты принесли Карсавиной громадную славу. и любовь во всем мире. Ее имя стало знаменитым. Она прежде всего выделялась своей актерской игрой, что так бесило Павлову, которая сама была великой балетной актрисой. Тамара покоряла своей необыкновенной хрупкостью и что говорить, конечно красотой. "Смотреть на нее было истинное блаженство", как напишет в своих воспоминаниях Елизавета Гердт.
Личная жизнь Тамары естественно не могла быть простой. За ней ухаживал лейб- медик императорского двора-Сергей Боткин, пылал нежностью Карл Густав Манергейм, пока не познакомился с любовью всей своей жизни- Екатериной Гельцер, трижды сватался знаменитый русский хореограф-Михаил Фокин, трижды получивший отказ. Тамара впервые вышла замуж за дворянина Василия Мухина. Красивый, статный Мухин тем не менее быстро наскучил Тамаре и брак вскоре распался.
Сотрудничество с Сергеем Дягилевым принесло Карсавиной мировую славу. Она танцевала в Европе, Южной Америке, Канаде. Специально под нее боготворивший Карсавину Фокин поставит такие балеты, как Петрушка, Призрак Розы, Карнавал, но самой любимой партией для Тамары станет партия Жар- птицы в одноименном балете. С того времени Тамару и станут называть "Жар-птицей" русского балета.
В 1913 году в посольстве Великобритании в Петербурге Тамара знакомится с дипломатом-Генри Брюсом,который станет мужчиной всей ее жизни, отцом ее единственного сына- Никиты и человеком с которым она счастливо проживет 30 лет.
18 мая 1918 года Тамара Карсавина выйдет на сцену Мариинского театра в последний раз. Ее последним выступлением была Никия в Баядерке. Зритель поддерживал ее неистово, а за кулисами стояли танцовщики Мариинки и плакали. Они понимали, что Тамара покидает Россию навсегда. В труппе ее любили. Она была мягким, светлым и очень деликатным человеком.
Тамара переехала в Лондон, где была счастлива с мужем и сыном. Свою карьеру танцовщицы она завершила в 1931 году, но не ушла из балета, преподавала, написала несколько учебников по балету, консультировала и очень тосковала по Петербургу. В 1951 году Тамара овдовела. Генри был подарком судьбы. Никитушка также был ее радостью, а еще Карсавина обожала свою самую способную ученицу, которую звали Марго Фонтейн и которая принесет Карсавиной славу, как потрясающего балетного педагога.
25 лет Карсавина будет занимать должность вице-президента Королевской академии танца в Лондоне. Она напишет мемуары, где с нежностью, болью расскажет о Дягилеве, который был для нее огромным авторитетом в жизни, о Кшесинской, которая станет для нее добрым ангелом в начале ее творческого пути, и конечно о Павловой, которую Тамара Платоновна будучи умнейшим и порядочным человеком никогда не посмела бы оговорить или оскорбить. Так уж она была воспитана эта нежная и удивительная девочка с Театральной улицы…
Жизненный путь "жар-птицы" русского балета окончится 26 мая 1978 года. Ей было 93 года. Она умерла в окружении любимого сына и обожаемых внуков. Никита Брюс проживет долгую жизнь- 87 лет и скончается в 2002 году. Его дочь, Каролина-Тамара и сын Николас-Генри живут в Англии, не забывая свою любимую русскую бабушку Тому-волею судьбы ставшей величайшей балериной бурного, стремительного и жестокого 20-го века.
"Вы — Коломбина, Соломея,
Вы каждый раз уже не та,
Но все яснее пламенея,
Златится слово: "красота". М. Кузмин.
P.S. Век нынешний не менее жесток и последние события тому яркое подтверждение, вот только таких небесных, жизнеутверждающих художников сцены, как Карсавина не осталось и это печально.