1. Почему древние греки были такие образованные и просвещенные?
В школе. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. Около 480 года до н. э.
Как и в любом обществе, в древнегреческом были самые разные прослойки, и речь тут даже не о рабах или иностранцах, которые жили в греческих городах. Большинство граждан были не очень образованны, а их интересы в области просвещения не отличались широтой. По-настоящему образованными были люди довольно узкого круга: мыслители и состоятельные граждане, преимущественно аристократы. А так хватало и людей от сохи, солдафонов, грубых ремесленников и просто граждан, озабоченных исключительно собственными делами.
Другое дело, что греков отличала почти поголовная грамотность. Существовать в греческом обществе, вообще не умея читать и писать, было невозможно, поэтому все граждане или нанимали своим детям частных учителей, дававших им уроки грамоты, или сами учили их дома. Одновременно дети знакомились с различными поэтическими сочинениями. Более глубокое образование требовало денег и времени.
Почему же тогда нам кажется, что все греки, во всяком случае мужчины, были поголовно образованными мыслителями? Это связано с тем, что со времен Римской империи в основе европейского образования лежали тексты греческих и римских авторов, героями которых часто становились известные философы, ученые или общественные деятели. Они вполне могли создать впечатление, что греки постоянно беседовали на глубокие темы. Еще раз повторим, что такое развлечение было доступно только узкому кругу интеллектуалов, тогда как темы разговоров обыкновенных жителей греческих городов на пиру или во время прогулки были не столь возвышенны.
2. Они внешне были похожи на свои статуи?
Пьяная старуха. Римская мраморная копия с греческого оригинала. 200–180 годы до н. э.
Смотря на какие: греческие статуи очень разные. Одни изображали богов или совершенных атлетов эпохи классики, другие — ораторов и философов времени эллинизма, а третьи представляли собой характерные изображения простых людей вроде старого рыбака или пьяной старухи. Лица в греческом искусстве было принято изображать симметричными, а тело — анатомически совершенным, учитывалась только специфика возраста (хотя бывали и исключения). Разнообразие достигалось за счет индивидуальных особенностей лиц (симметрия при этом сохранялась, а отталкивающие детали не передавались) и канонов изображения, которыми пользовались разные скульпторы. Например, аргосский скульптор V века до нашей эры Поликлет изображал юношей с едва намеченными анатомическими деталями, а его современник Мирон показывал их более развитыми, как у мужчин постарше.
Для того чтобы ответить на вопрос, на какие из этих статуй были похожи древние греки, нужно знать, похожи ли современные жители Греции на своих предков. Данные физической антропологии говорят, что различия не слишком существенные. Впрочем, если лица лишь немного идеализированы, то тела древних моделей, конечно, не были столь совершенны и физически развиты. Статуи стремились показать идеального человека, а в жизни все было немного по-другому. Конечно, иногда можно было встретить атлета с формами Аполлона и красавицу с телом Афродиты, но все же нечасто. А вот пьяных старух и старых рыбаков хватало, особенно в бедных кварталах древнегреческих городов.
3. Кстати, почему все статуи голые? Греки что, ничего не стыдились?
Фрина перед ареопагом. Картина Жана-Леона Жерома. 1861 год
Это ложное впечатление. Во-первых, далеко не все греческие статуи обнаженные, хотя таких довольно много. Во-вторых, это не означает, что греки не испытывали чувства стыда. Стыдились они не меньше, чем современные люди.
Вопрос о том, почему грекам полюбилось изображение обнаженного тела, весьма непростой. В глубокой древности мужчины работали в поле обнаженными — этот обычай фиксировал поэт Гесиод в VIII веке до нашей эры. В том же столетии бегуны стали выступать обнаженными, и их примеру последовали и другие спортсмены. По преданию, во время Олимпийских игр 720 года до нашей эры с бегуна Орсиппа упала набедренная повязка и он финишировал голым. Другой вариант легенды говорит, что спартанец Акант сразу стартовал обнаженным. В любом случае голыми могли ходить только мужчины и только в определенных обстоятельствах в своем кругу: во время занятий спортом, некоторых религиозных обрядов и так далее. Существует гипотеза, объясняющая это совместное обнажение демократическим мышлением: оно предполагало, что равные граждане ничего не скрывают друг от друга, в том числе и интимные места своего тела. Статуи подчеркивали социальную роль гражданина, поэтому их авторы стали изображать греков обнаженными.
А вот приличных женщин, в том числе богинь, изображать обнаженными не допускалось. Невозможно было гражданке полиса и показаться без одежды на публике. Голые на произведениях искусства только гетеры, танцовщицы, флейтистки и другие дамы, задачей которых было развлекать мужчин во время пира. В IV веке до нашей эры афинский скульптор Пракситель сделал статую обнаженной Афродиты, что не сразу понравилось грекам. Утверждали, что в качестве модели он использовал свою подругу, гетеру Фрину. Однако со временем статуи обнаженной Афродиты стали популярны.
4. У них была свободная любовь и все мужчины были гомосексуалами?
Сцена ухаживания. Килик с краснофигурной росписью. Предположительно, вазописец Бриг. 480–485 годы до н. э.
Нет и нет. Скорее сексуальные отношения у греков были организованы несколько иначе, чем в нашем обществе. Если использовать современную терминологию, то греческие мужчины были бисексуалами с определенными ограничениями. Для женатого грека было недопустимо вступать в отношения со свободной гражданкой полиса (при этом связь с гетерой была возможна). По афинскому закону любовник, пойманный на месте преступления, мог быть убит мужем, и такие прецеденты случались. На свободную любовь это мало похоже. Зато вне семей мужчина был не ограничен в сексуальных отношениях с женщинами. Связи с рабынями вообще не рассматривались всерьез, а сексуальные отношения со свободными негражданками из метеков также не считались постыдными. Как раз из них происходили гетеры, которых мужчины нанимали для развлечения во время пира или для интимных встреч.
С гомосексуальностью все сложнее. Для греческих мужчин было нормальным заводить сексуальные отношения с безбородыми юношами до 15–16 лет, и такие взаимоотношения даже поощрялись как своеобразное наставничество. При этом связи между взрослыми мужчинами считались постыдными и служили объектом насмешек. И все же на это смотрели более спокойно, чем во многих традиционных обществах.
Если говорить о женщинах, то гражданки греческих городов были ограничены в своих сексуальных отношениях: они могли спать только с мужем, а другие связи строго возбранялись. В то же время иногда женщины копировали гомосексуальные отношения между мужчинами: взрослые женщины заводили связь с юными девушками. В таких отношениях подозревали знаменитую поэтессу Сапфо, жившую на острове Лесбос, — с тех пор гомосексуальные отношения между женщинами стали называть лесбийскими (хотя на самом деле Сапфо пишет не столько о сексуальной, сколько о платонической любви между женщинами).
5. Древние греки носили трусы?
Чернофигурная роспись на амфоре. Около 530 года до н. э.
Нет, ничего подобного трусам греки не носили. В качестве нижнего белья иногда использовались набедренные повязки: рабы или ремесленники и крестьяне надевали их во время работы. Впрочем, под одежду повязка надевалась не всегда, а чтобы утеплиться или защитить пах. Настоящие трусы, напоминающие современные бикини или стринги, с завязками по бокам, появились уже в римское время, но использовались, видимо, только женщинами, обслуживающими пиршества, и, возможно, во время занятий спортом.
6. Они действительно разбавляли ви
но водой?
Мужчина на симпосии пытается вызвать рвоту. Килик с краснофигурной росписью Дуриса. 490–480 годы до н. э.
Да, действительно, причем порой очень сильно. Нормальным считалось разбавление одной доли вина двумя долями воды, а порой доходило и до десяти долей воды. Учитывая, что греки не умели крепить вино, то есть добавлять в него спирт, и оно редко содержало более 15 % алкоголя, разбавленное вино часто становилось менее крепким, чем современное пиво.
Существуют разные объяснения, откуда взялась эта традиция: греческие авторы пишут только, что разбавление вина отличает греков от варваров. Можно было бы предположить, что разбавление вина не давало участникам пира сильно напиваться, но на греческих вазах часто изображены очень пьяные люди и даже процесс рвоты. Есть версия, что вода из колодцев и цистерн могла быть плохого качества и с помощью вина ее обеззараживали. Однако разбавление еще сильнее уменьшало долю алкоголя, снижая антисептические свойства вина.
Вероятнее всего, греческое вино существенно отличалось от современного по технологии производства. Чтобы повысить долю сахара, виноград подвяливали, и в результате получался очень сладкий и густой напиток. Кроме того, в вино добавляли морскую воду, толченый камень и другие ингредиенты: они помогали вину не скиснуть, но делали его мутным. Ситечко, через которое процеживали напиток, было обязательным атрибутом греческого пира.
Впрочем, в некоторых обстоятельствах вино не разбавляли: например, в холодное время года, когда его пили как лекарство, в начале пира или просто потому, что кому-то нравился его вкус. А вот варвары пили неразбавленное вино, чтобы напиться как можно быстрее: грекам такое поведение казалось недостойным.
7. А что они ели, кроме оливок? Гречку?
Скифос с росписью. Около 330–300 годов до н. э.
Оливки в обработанном виде или оливковое масло, конечно, не были единственным блюдом на греческом столе. Впрочем, в своем разнообразии он сильно уступал нашей современной кухне. Важнейшими в греческом питании были зерновые культуры — пшеница и ячмень. Из пшеницы делали хлеб, кроме того, из нее, так же как и из других круп, например проса или полбы, варили каши. Гречки, к сожалению, греки не знали, а то бы точно использовали.
Другой важной основой пищи были бобовые. Крупная фасоль была неизвестна в Древней Греции (ее гораздо позже завезут из Америки), зато там росли горох, чечевица и разные виды вики, которая сейчас считается кормом для скота. Бобовые использовали в сыром виде и как основу для густой похлебки. Также ели лук, перец, огурцы, которые тогда были очень горькими, и другие овощи.
Мясо, как и в других древних культурах, появлялось на греческом столе не каждый день, а его основным источником были овцы и козы, которых выращивали в изобилии. Чаще всего их использовали как жертвенных животных, а после жертвоприношения съедали на специально организованном пиршестве. Говядину ели нечасто: ее могли позволить себе только богатые люди. Свинина была не очень популярна. Из птиц часто готовили курицу, ну и конечно, ели куриные яйца. Охотились на кабанов и оленей, а также различных птиц, причем в пищу употреблялись даже мелкие птички. Впрочем, вблизи городов крупные животные не водились, и дичь появлялась на столе редко. Из молока овец, коз и коров делали сыры, которые тоже были распространенным продуктом.
Если в глубокой древности аристократия брезговала есть рыбу — об этом говорится в поэмах Гомера, — в архаической и классической Греции все продукты моря шли в пищу. Особенно ценился тунец и осетровые, которых добывали в устьях крупных рек Черного моря. Рыбу солили и вялили, также ели крабов, омаров, осьминогов, каракатиц и так далее. Моллюски, в первую очередь устрицы и мидии, употреблялись в пищу в огромных количествах.
Из фруктов греки ели яблоки, груши, фиги и виноград. На десерт — сушеный инжир, изюм и мед, который также добавляли в салат и хлеб.
Пили воду, молоко (часто козье) и вино. Пиво было известно, но не особо популярно.
8. Они реально верили, что гром и молнии — это Зевс сердится, а под землей их ждет пес с тремя головами?
Зевс. Амфора с краснофигурной росписью Берлинского вазописца. 480–470 годы до н. э.
Кто-то да, а кто-то нет. С глубокой древности мифы объясняли устройство мира, и большинство греков, конечно, не подвергали их сомнению: за проявлениями природы они видели волю богов, молнии метал Зевс, а морскими волнами управлял Посейдон. Однако с развитием философии и науки, то есть уже к VI веку до нашей эры, образованные греки стали сомневаться в такой картине мира. С одной стороны, мир богов казался им недостаточно структурированным и логичным, с другой — концепция Аида, в котором все становились бестелесными, потерявшими память тенями, казалась безысходной. В некоторых новых философских идеях главенствующая роль отводилась могучим стихиям, в других боги вообще не фигурировали. Но все же интеллектуальные размышления о мироустройстве были характерны для узкой образованной прослойки, а более простые люди продолжали верить во всесильных богов, могучих героев и страшных чудовищ. Эти истории они принимали как данность, но поклонялись богам скорее по традиции, нежели из-за истинной веры.
9. Насколько больше было бедняков, чем богатых, и какие между ними были отношения?
Корабль с гребцами. Фрагмент чернофигурной росписи на чаше. Около 520 года до н. э.
Точное соотношение богатого и бедного населения в Древней Греции мы не знаем: оно очень сильно отличалось от города к городу и от эпохи к эпохе. Даже если говорить о таких городах, как Афины и Спарта, эти данные очень приблизительны. В Афинах V века до нашей эры жило примерно 300 000 человек. Среди них было около 40 000 свободных мужчин, то есть 10–15 %. Если прибавить членов их семей, получится примерно 150 000 человек. Около 100 000 жителей были рабами, а остальные были свободными негражданами — метеками. Рабы были не просто бедняками: они вообще не имели собственности. Реформы Солона VI века до нашей эры распределили свободных жителей Афин на четыре имущественных класса. Самые богатые, чей годовой доход превосходил 26 000 литров зерна, вина или масла, назывались пентакосиомедимнами (то есть 500-медимновыми). Такой грек мог владеть большими землями и садами, а возможно, и собственными кораблями. В случае войны они должны были за свой счет снарядить боевой корабль. Те, чей доход составлял 300–500 медимн, назывались гиппеями, то есть всадниками. Это значит, что их дохода хватало для содержания коня. В бедной плодородными землями Греции для этого требовался либо кусок незасеянного поля, либо покупной корм, что было весьма дорого. Такие граждане владели большим количеством земли и богатыми просторными домами. Во время войны они, естественно, служили в коннице. Граждане, чей доход располагался между 200 и 300 медимнами, называли зевгитами. Это были крепкие хозяева, которые могли содержать нормальный дом и обладали достаточным для этого количеством земли. Именно такие граждане были основой греческих полисов и первоначально составляли большинство. Во время войны они служили в тяжелой пехоте — гоплитах, так как их дохода хватало для того, чтобы купить себе оружие и доспехи. Наконец, те, чей доход был еще меньше, назывались фетами. Это были люди, которые едва сводили концы с концами: они были освобождены от любых повинностей в городе, так как это могло подорвать их и без того небольшой бюджет. Фактически феты были бедными крестьянами и рабочей беднотой. Во время войны они служили легковооруженными пехотинцами, значение которых в бою было невелико, и гребцами во флоте. Рабов на галерах у греков не было, на веслах сидели бедные, но свободные люди. Первоначально фетов было относительно немного, но постепенно бедноты в крупных городах становилось все больше. Из этих примеров видно, что самые богатые люди были не менее чем в два с половиной раза богаче бедных и примерно в два раза богаче среднего класса — зевгитов. Разрыв между богатыми и бедными в Древней Греции был меньше, чем в современном обществе.
Конечно, бедные граждане и свободные неграждане недолюбливали богатых, но, так как любые вопросы можно было решить в суде (а для граждан — и на народном собрании или в других органах власти), до открытых конфликтов дело доходило редко. В некоторых случаях гражданам платили за участие в народном собрании, службу в суде или даже выделяли средства на посещение театра во время праздников. К властям можно было обратиться и за социальной поддержкой. Такие меры не давали случиться социальному взрыву. Положение рабов было разным в греческих государствах: порой случались и небольшие восстания. Самой тяжелой в Афинах была работа на Лаврийских серебряных рудниках, откуда рабы сбегали при первой возможности. Кроме того, различалось положение частных рабов и государственных, которые могли служить полицейскими, писцами, тюремщиками, глашатаями и так далее. Фактически они были государственными работниками и находились в лучшем положении относительно других рабов. В Афинах, где к рабам отношение было довольно сносным, что даже порой вызывало недовольство граждан, считавших их слишком дерзкими, восстаний не случалось.
10. Греки были воинственными, как викинги? Они вообще часто воевали?
Динос с краснофигурной росписью последователей Полигнота. 440–430 годы до н. э.
Греки были очень хорошими воинами и воевали довольно часто, но их воинственность была несколько иного толка, чем у викингов. По сути, викинги были профессиональными пиратами и наемниками, которые двигались по миру ради грабежа и наживы. Они представляли опасность даже для своих соотечественников. Иногда викингам удавалось подчинить себе значительные территории и даже основать королевства, но часто эти образования держались только на силе небольших военных дружин, которые не оказывали на подчиненный народ особого культурного влияния.
Греки были хорошими воинами, потому что знали, за что сражались, и были прекрасно готовы к бою. В идеале каждый гражданин греческого полиса вооружался за свой счет и в случае необходимости должен был пополнить ряды ополчения. Обычно такая «милиция», то есть войско вооруженных граждан, обладает неплохим боевым духом, но не может состязаться на поле боя с профессиональными солдатами. Однако постоянные спортивные упражнения и соревнования делали греков сильными, меткими и готовыми к бою.
Кроме того, греки обладали блестящей тактикой ведения боя. Они строились плечом к плечу в длинные шеренги, прикрытые щитами, подходили к противнику на расстояние вытянутой руки и сражались врукопашную короткими копьями и мечами. Такой способ ведения боя требовал хладнокровия, а также давал почувствовать поддержку товарищей, тесно стоявших справа, слева и сзади. Чтобы научиться передвигаться в фаланге — именно так назывался этот строй, — греки проводили военные тренировки. Лучшими были спартанцы, которые почти ежедневно упражнялись в военном деле.
Также важной тренировкой были постоянные военные конфликты, возникавшие между греческими государствами и их соседями. Эти войны были скоротечными и не приводили к большим потерям. Если одна фаланга опрокидывала другую, проигравшие бежали, бросая щиты. Победители не могли оставить тяжелые щиты на земле — это считалось недостойным воина, — а бежать с ними в руках было неудобно. Поэтому проигравшие не несли потерь во время бегства. Обычно сразу после боя заключалось перемирие: нужно было похоронить погибших.
Греческие земледельцы не любили воевать без необходимости, так как это отвлекало их от хозяйственных занятий, но всегда были готовы к войне и прекрасно подготовлены. Это сыграло огромную роль в разгроме таких опасных и опытных воинов, как персы, которые завоевали огромную территорию, но сломали зубы о маленькие греческие города.
11. Они придумали Олимпийские игры?
Пелика с краснофигурной росписью. 500–490 годы до н. э.
Да, в этом нет никаких сомнений. У греков была традиция проводить в честь богов соревнования, так как считалось, что боги испытывают удовольствие от процесса выбора победителя (естественно, выиграть мог только их избранник). Самые важные соревнования проводились под эгидой крупных святилищ с определенной периодичностью. Например, в Афинах были Панафинейские игры в честь Афины, в Коринфе — Истмийские в честь Посейдона, в Дельфах — Пифийские в честь Аполлона. Однако самыми крупными и почетными считались Олимпийские игры, проводившиеся в святилище Зевса в Олимпии, на полуострове Пелопоннес. По данным Аристотеля, первые игры состоялись в 776 году до нашей эры, хотя, возможно, это легенда. Олимпийские игры проводились раз в четыре года. Чтобы спортсмены могли, не опасаясь за свою жизнь и свободу, добраться в Олимпию и уехать обратно домой, на время игр объявлялось общегреческое перемирие. Сначала единственным видом соревнований был бег, но постепенно к нему добавились и другие виды спорта. Победа в этих соревнованиях была весьма почетной и прославляла не только спортсмена, которого называли олимпиоником, но и его город. Игры просуществовали до конца IV века нашей эры, когда были запрещены вместе с другими языческими праздниками.
В новое время некоторые европейские соревнования по традиции называли Олимпийскими играми, а с 1896 года игры возродили, и они стали, как раньше, проходить раз в четыре года.
12. Почему все античное для многих до сих пор считается самым красивым?
Венера Милосская. Скульптура неизвестного автора. Около 130–100 годов до н. э.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что вообще люди считают красивым. Ученые предполагают, что отчасти чувство красоты объясняется биологическими причинами. Например, человеку нравится разделение какого-то предмета по длине в отношении 68 к 32 % — это называют золотым сечением. С другой стороны, красивым считается то, что связано с культурной традицией того или иного народа.
Древнегреческие скульпторы, художники и архитекторы отличались высоким художественным чутьем и часто интуитивно находили приятные для человеческого глаза соотношения. Большое значение они придавали точному копированию человеческой анатомии, при этом следуя строгой симметрии в изображении лица и тела, что соответствует стандартам красоты, принятым в различных культурах.
Однако самым существенным является то, что греческое искусство, несколько переработанное римлянами, легло в основу искусства некоторых европейских народов. В Средневековье многое изменилось, но в период Возрождения мастера снова обратились к Античности, активно используя древние образы, а порой и копируя произведения искусства. С этого времени начинает развиваться классическое образование, которое включало в себя изучение древнегреческого и латыни, а также знакомство с античным искусством. С XVIII века оно становится общепринятым, а искусство Древней Греции считается идеалом и основой европейского искусства. Несмотря на то что сегодня искусство сильно изменилось, античные основы европейской культуры общеизвестны, продолжают оказывать влияние на современную культуру, и в силу этого античное искусство многим кажется красивым.
13. Почему Греция со всеми своими преимуществами не стала такой крутой империей, как Рим?
Александр Македонский вступает в Вавилон. Картина Шарля Лебрена. Около 1664 года
Основать большую империю грекам помешала сама структура их общества. Древние греки жили в самостоятельных городах-государствах — полисах, которым обычно принадлежали близлежащие, легко обозримые земли. Колонии, выведенные в отдаленные земли, обычно сразу становились самостоятельными государствами, которые поддерживали со своими метрополиями дружеские отношения, но были независимы от них. Для решения различных задач, например войны против общего противника, полисы объединялись в союзы: некоторые из них сохранялись столетиями, другие существовали недолго. Если какой-то город усиливался, против него сразу же складывалась коалиция противников, которые пытались ослабить соседа. Некоторым государствам, в частности Афинам и Спарте, удалось подчинить себе довольно большие по греческим меркам территории, но свою власть они распространяли преимущественно через союзнические отношения. Римское же государство было, по сути, властью одного города, которому удалось подчинить себе огромные территории.
Большое государство грекам удалось установить только под управлением македонян — народа, возможно, родственного, но считавшегося варварами. Под единым управлением царя Филиппа II македоняне захватили и фактически объединили Грецию, а потом благодаря выдающемуся воинскому таланту его сына Александра III, прозванного Великим, разгромили Персидскую империю и захватили некоторые сопредельные ей территории. Несмотря на ведущую роль македонян, огромную роль в этом завоевании сыграли греки, а их язык и культура стали объединяющими для завоеванных территорий. Правда, это государство ненадолго пережило своего создателя, но на его развалинах образовались большие греческие государства: Египет Птолемеев, империя Селевкидов и Пергамское царство. Постепенно большую часть этих государств подчинили себе римляне.
14. Как исчезла такая огромная цивилизация?
Греки в Парфеноне. Картина Мартинуса Рёрбю. 1844 год
Греческая цивилизация не исчезла, подобно государствам американских майя или мифической Атлантиде. Римляне, захватившие греческие территории, с почтением относились к греческой культуре, признавая вкус и образованность греков, а также сохраняли в городах местное самоуправление, что давало возможность хранить и развивать древние традиции. Поэтому греческая культура никуда не исчезла, а продолжала развиваться в рамках римского государства. После распада Римской империи на Западную и Восточную на территории последней постепенно формируется Византийская империя, ядром которой было греческое население, говорившее на среднегреческом языке — поздней форме древнегреческого. С конца VII века нашей эры он становится официальным языком империи. Конечно, основной религией Византии стало православие, но ее культура наследовала древнегреческой и древнеримской. Своего культурного своеобразия греки не потеряли и под властью Османской империи, сохранив его до начала XIX века, когда была возрождена греческая государственность. Таким образом, современная Греция — полноправная культурная преемница древнегреческих государств, с которыми она связана непрерывной линией исторического развития. Древняя Греция не погибла, а превратилась в Грецию современную.
/КР:/
Великолепно изложен материал…/