27.03.2025

Евреи Красный барон красной авиации. Роберто Бартини


Вскоре я нашёл такого в высшей степени необычного человека и решил поделиться с читателями тем, что про него узнал. Жизнь его была настолько насыщена событиями, творения на многие годы опережали своё время, а идеи были столь фантастические, что их хватило бы на несколько голливудских боевиков и на десяток докторских диссертаций. Хочу, однако, предупредить: герой моего повествования обладал бурной фантазией и всё, что мы знаем о его происхождении и молодости, в значительной степени основано на его рассказах, в достоверности которых нет полной уверенности.
— — —
Начнём с времён дальних, с его родословной. После 4-го раздела Польши в 1815 году еврейская семья Шнабель неожиданно для себя оказалась в подданстве российского царя со всеми вытекающими оттуда печальными последствиями: жизнь в черте оседлости, жестокий рекрутский набор, ограничения в правах на учёбу и занятия многими профессиями. Через несколько лет вдоволь нахлебавшись российским гостеприимством Адольф Шнабель сказал жене: «Разве такую жизнь мы хотим для наших будущих детей и внуков? Пока есть возможность, надо из России выбираться». Собрали они свои нехитрые пожитки и двинулись из своего Плоцка на юг в Венгерское Королевство.
Поселились они в Пеште, стали учить язык и довольно быстро ассимилировались. В 1826 году Адольф Шнабель решил креститься по католическому обряду. Это открыло ему многие двери, он занялся бизнесом, напряжённо учился и много работал. Во всём, чем он занимался, был довольно успешным, разбогател и стал вхож в самые высшие круги столицы. Накануне венгерской революции в январе 1848 года губернатор-президент Венгрии Лайош Кошут пригласил его на службу своим секретарём. При этом он сказал:
— Адольф, тут есть некоторое неудобство — ваша фамилия. Она не слишком благозвучна для такой ответственной должности. Вы бы не согласились поменять её на нечто более венгерское?
Шнабель не возражал и попросил Кошута придумать ему новую фамилию.
— В вашей речи я слышу акцент, — сказал тот, — Из каких краёв вы прибыли в наше королевство? Ах, из Российской Империи! Тогда чтобы не возникало вопросов что это за акцент, пусть фамилия ваша будет Орош [Orosz по-венгерски значит «русский»]. Годится?
Адольф согласился, и это стало новой фамилией для его семьи. Однако, несколько лет спустя чтобы связь с Россией не слишком уж выпирала, он в своей новой фамилии отбросил последнюю букву и стали они называться Oros.
Теперь переведём часы нашей исторической экскурсии на полвека лет вперёд.
В конце 19-го века Лайош Орос — внук Адольфа, того, который прежде был Шнабелем, получил назначение на должность вице-губернаторa провинции Фиуме, что у Адриатического моря и недалеко от границы с Италией (сейчас это хорватский город Риека). Он с радостью принял назначение, поскольку места эти были благодатные, и вдобавок недалеко от городка Фиуме находилось поместье его двоюродного брата Филиппа Орожди (Orozdi), крупного землевладельца и депутата верхней палаты венгерского парламента. Фиуме был в основном населён итальянцами, поэтому Лайош своё венгерское имя переиначил на итальянский манер и стал называться Лодовико Оросди.
Он был богат, красив, элегантен, так что неудивительно, что у дамской половины Фиуме вице-губернатор Лодовико пользовался неизменным успехом и, хотя уже был женат, не упускал случая этим попользоваться в своё удовольствие. Однажды он соблазнил семнадцатилетнюю Марию Ферлиш, дочь аристократа австрийского происхождения, и вскоре девица оказалась, как тогда говорили, «в интересном положении». Опасаясь, что про это узнает его жена, негодник Лодовико сделал вид, что он тут ни при чём, и прервал со своей тайной подругой все отношения.
В положенный срок Мария в тайне от родителей уехала в городок Канижа (Kaniža — ныне Хорватия), где 14 мая 1897 года родила мальчика, которого назвала Роберто. Когда вернулась домой, для её семьи это был шок. Возник грандиозный скандал: дочка не замужем, родила ребёнка, а отец неизвестно кто! Как такое могло случиться в благородном семействе? Позор! Родители молодой матери категорически отказались признать внука, и чтобы скрыть скандальное происшествие младенца у неё отняли и отдали его местному садовнику. Мария от этого пришла в ужас, в состоянии нервного срыва убежала из дома, в морском порту забралась на высокий пирс и бросилась в воду. Спасти её не смогли.

Читать далее:
https://www.chayka.org/node/16007

 



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *