Вокруг статуи ходит множество мифов, но, если вы не против, мы начнем с достоверных фактов. Жители Родоса начали возводить статую после того, как македонцы прекратили осаду острова.
Так они хотели отблагодарить богов за победу. Македонцы оставили на острове много материалов, из которых и началось строительство Колосса, а оно, по некоторым подсчетам, заняло около двенадцати лет. В большинстве современных описаний статуи говорится о том, что ее высота составляла около тридцати двух метров. То есть это практически Статуя Свободы, высота которой сорок шесть метров. На первый взгляд, не так уж и много — все-таки Статуя Свободы сейчас находится на пятьдесят втором месте среди самых высоких статуй в мире. Первое место гордо занимает Статуя Единства в Индии, высотой сто восемьдесят два метра. Но в те времена это было настоящим достижением.
Но есть у Колосса Родосского и Статуи Свободы еще кое-что общее. Леди Свободу также называют «Современным Колоссом», потому что обе статуи были созданы как символ освобождения. Внутри пьедестала нью-йоркской статуи установлена мемориальная доска, на которой написан первый стих сонета: «Не Родосский гигант, поправший земли…». На возведение Колосса потребовалось много бронзы. В некоторых древних записях сказано, что на строительство ушло от двенадцати до тринадцати тонн бронзы! Это много даже по современным меркам, а в те времена строительство называли «операцией, в которой была задействована бронзовая промышленность всего мира».
Ответственным за возведение статуи был назначен греческий скульптор Харес из Линдоса. Строительство велось с двухсот девяносто четвертый по двести восемьдесят второй годы до нашей эры, но, к сожалению, Харесу не удалось увидеть результат. Точные причины этого неизвестны, но в некоторых записях говорится, что скульптор разорился на строительстве Колосса, потому что не смог точно оценить затраты на громадную статую. Конечно, его нельзя винить, ведь раньше никто не возводил такие огромные сооружения. Но до сих пор точно неизвестно, как людям удалось построить такую статую в те времена. У них не было современного оборудования вроде экскаваторов или лифтов. В старых записях говорилось, что людям пришлось изобрести новый метод строительства — все происходило на одном месте, статую собирали по частям.
Скорее всего, ее разделили на множество разных частей, а первыми строили ноги. После того, как участок был закончен, вокруг него насыпали груды земли, чтобы можно было продолжить работу выше. Но все записи были сделаны больше чем через сто лет после окончания строительства Колосса, поэтому их достоверность вызывает сомнения. На протяжении двенадцати лет, от рассвета до заката, греки строили Колосс Родосский. Они начали с основы из белого мрамора, которую разместили у подножья статуи. Затем они продолжили работу над железным «скелетом», к которому прикрепили бронзовые пластины. Но почему именно бронза? Вероятно, ее выбрали из практических соображений, потому что бронза прочнее железа и выдерживает экстремальные погодные условия. К тому же, статуя находилась рядом с морем, воздух вокруг нее был довольно соленым. Именно поэтому нужно было выбирать очень прочный материал.
А что насчет местоположения? Это является предметом споров уже очень давно. Сначала исследователи думали, что ноги статуи располагались по обе стороны от гавани Мандраки, одной из многих в Родосе. Звучит впечатляюще, но, скорее всего, это не так. Если бы это было правдой, на время строительства статуи гавань должна была быть закрыта, но в записях об этом не упоминается. Также, после того, как Колосс упал, он должен был заблокировать всю гавань, подтверждения чему в документах нет. Последние изображения статуи говорят о том, что, скорее всего, Колосс стоял либо на восточной стороне гавани Мандраки, либо, возможно, где-то дальше на суше.
Но что же случилось с этим огромным сооружением? Неужели от него уже ничего не осталось? И почему статуя просуществовала всего пятьдесят четыре года, если так долго строилась и была важна для местных жителей? Да, греки невероятно ценили Колосса, но из-за землетрясения статуя разрушилась. Говорят, что из-за движения земной коры ноги статуи надломились в коленях, из-за чего она упала на землю. Но долгое время Колосс по-прежнему вызывал восхищение. Жители Родоса отказались восстанавливать его, потому что посчитали это знаком и не решились спорить с судьбой. К середине седьмого века все, что осталось от статуи, убрали. По легенде, потребовалось около девятисот верблюдов, чтобы увезти всю бронзу.
Теперь поговорим о том, как именно выглядела статуя: еще одна тайна, покрытая мраком. Несмотря на то, что Колосс считался символом гордости за сохранение местными жителями своей независимости, изображение статуи не появилось ни на одной из их монет, хотя в те времена это было традицией. Некоторые искусствоведы считают, что Колосс напоминал другие изображения того же мифического персонажа: мужская фигура, от головы которой исходили лучи света. Не уверены ученые и в том, как располагались его руки. Возможно, Колосс даже держал факел. Мы не знаем, опущены ли были его обе руки, или правая рука была поднята, как в похожих изображениях греческой мифологии.
Конечно, оригинальную статую мы уже не вернем, но вот восстановить можем. Группа европейских архитекторов хочет построить современную версию Колосса Родосского. Статуя будет одновременно культурным центром и маяком, а ее высота составит сто пятьдесят два метра. Чтобы новый Колосс не повторил печальную судьбу древнего предка, дизайнеры намерены использовать множество современных технологий. Во-первых, фасад современной статуи планируют покрыть солнечными батареями, чтобы в огромном здании было достаточно электричества. Архитекторы хотят использовать современные материалы, чтобы землетрясение и ветер не причинили сооружению вреда.
Для этого они планируют построить статую в виде трехногой конструкции — с двумя ногами Колосса и опорной колонной, построенной из накидки, которая наброшена на его руку и касается земли. Также планируется установить тяжелую стальную опору вокруг основания для уравновешивания. Архитекторы продумали даже подвесную систему, которая позволит статуе раскачиваться вперед и назад, делая ее более гибкой и способной противостоять любым погодным условиям. Но стоит такой проект очень дорого, примерно двести восемьдесят три миллиона долларов. Тем не менее его сторонники настроены оптимистично. Они уверены, что смогут собрать сумму благодаря краудфандингу и частным инвестициям.