В правительственных кругах активно обсуждаются в основном два направления: разделительный забор и подстрекательство хамасовской верхушки из Газы.
По поводу забора до сих пор был консенсус в силовых структурах, что лучше закрывать глаза на проникновения нелегалов и дать им работать, чем увеличивать из-за безработицы напряженность в Палестинской автономии, что чревато приходом там к власти Хамаса или серьезными беспорядками.
Однако последние два кровавых теракта совершили нелегальные рабочие из автономии, которые не смогли бы проникнуть в центр страны, если бы забор функционировал как следует. С другой стороны, первые два теракта из последней "серии" были совершены преступниками, проживающими внутри "зеленой черты", которые к тому же были известны силовым структурам как сторонники террористической организации, и тем не менее гуляли на свободе; и наоборот, молодые люди, приехавшие с топорами в Эльад из автономии, не имели никакого проблематичного прошлого и запросто могли бы получить официальное разрешение на работу, если бы сочли нужным связываться с бюрократией. Так что герметичный забор – явно не "окончательное решение" проблемы с безопасностью внутри "зеленой черты".
Что касается Яхьи Синуара и подстрекательства из Газы, то оно, конечно, подливает масла в огонь, но зачем слушать Синуара, если то же самое говорят местные проповедники? Конечно, нашему правительству удобнее обвинять во всем Синуара, ведь иначе пришлось бы арестовать не менее половины мусульманских религиозных деятелей в Израиле, а это означало бы жуткий международный скандал. Но толку от этих обвинений (даже если они повлекут за собой некие действия) будет очевидно не больше, чем от холостых выстрелов против стаи голодных волков.
Довелось нам читать и высказывания журналистов, что всему виной – общепринятая практика искать дешевую рабочую силу, основной костяк которой составляют нелегалы из автономии, а также зарабатывать посредничеством между нелегалами и потенциальными работодателями. Чем это может закончится, все убедились на трагическом примере Орена бен Ифтаха. Что ж, запоздалое раскаяние похвально. Непонятно только, какова альтернатива? Даже если бы легальным рабочим-израильтянам платили "чистыми" столько же, сколько нелегалам (а это очевидно не так) – сам факт легальности трудоустройства и необходимости платить за работника налоги и пенсию добавляет к расходам работодателя сумму, почти равную "чистой" зарплате работника. Многие ли работодатели, особенно в сферах с традиционной нехваткой рабочей силы (строительство, уход, уборка и проч.), готовы в одночасье увеличить свои расходы в два раза? Да еще не быть уверенными, что даже за такую цену найдут нужного человека?..
Так что, на наш взгляд, и это "справедливое возмущение" очень быстро сойдет на нет. Несколько недель или, может, пару месяцев израильтяне будут опасаться нанимать арабов, но потом всё забудется и вернется к прежнему состоянию. Если, конечно, "двоюродные братья" не решат напомнить нам о том, что приглашать их домой не следует.
И что же делать, как говорил в таких случаях Чернышевский?..
Как это ни парадоксально, путь к ответу на этот вопрос можно найти в самом арабском секторе.
Недавно движение "Битхонистим" провело опрос общественного мнения, среди евреев и арабов, посвященный годовщине операции "Страж стен". В опросе участвовало более тысячи человек, так что к результатам стоит отнестись серьезно.
А результаты таковы: 75% опрошенных арабов считают, что у евреев нет права на Землю Израиля (напомним, что речь идет об израильских арабах, не нелегалах из автономии). Более половины арабов (51%) не поддерживают ни Израиль, ни его врагов; из оставшихся примерно половина (23%) поддерживают врагов Израиля и чуть больше половины (26%) поддерживают Израиль. 73% арабов не доверяют полиции. 71% арабов сообщили о том, что у них нет уверенности в завтрашнем дне.
Все комментаторы сразу переполошились: это же настоящая пороховая бочка!
А мы обратим внимание на почти точную процентную корреляцию между теми, кто отрицает право евреев на Землю Израиля, и теми, кто испытывает чувство незащищенности и неуверенность в будущем. Из опубликованных результатов опроса нельзя понять, дали ли тот и другой ответ одни и те же люди, но логично предположить, что те же, кто отказывают евреям в праве на власть в Израиле, испытывают и депрессивное состояние от того, что эта власть все еще сохраняется. Но можно предположить и другое: те люди, которым десятилетиями вдалбливают в голову, что евреям в этой стране не место и вот-вот они будут изгнаны (так что эта идея уже кажется им их собственной) – не видят никакой конструктивной альтернативы еврейской власти. Многие из них способны трезво рассуждать и анализировать, и они отлично понимают, что как только евреев здесь не станет, страна будет разграблена и погрузится в анархию и нищету, как соседние арабские страны, за чем последует, с большой вероятностью, ее исчезновение с карты. А ведь им совсем не хочется жить в далекой провинции Египта или иметь уровень жизни граждан Ливана!
Возникает вопрос: как мы, евреи, допустили, чтобы наши враги смогли до такой степени промыть мозги трем четвертям представителей арабского меньшинства, чтобы у этих несчастных пропала надежда на нормальное будущее?
Ответ на этот вопрос прост. Для того, чтобы вести анти-агитацию, чтобы продвигать свою "повестку дня", нужно иметь уверенность в своей правоте, нужно оперировать аргументами, вызывающими уважение. А мы, пытаясь доказать свое право на Святую Землю, порем совершенную чушь, выставляя себя на посмешище! Результаты налицо.
Например, мы приходим к арабам с заявлением, что мы приехали туда, где они родились, потому что нам нужно "место под солнцем"(Так называется книга Б. Нетаниягу). И они отвечают проклятиями и градом камней. А как бы Вы (читатель) отреагировали, если бы в Вашу квартиру завалился чужой человек со всем своим семейством и заявил, что квартира теперь его, потому что у него, дескать, нет своей квартиры?
Не менее смехотворно и определение "историческая родина". Евреи возникли как народ в Синайской пустыне, Землю Израиля они завоевали – об этом знает каждый израильский школьник. В Земле Израиля они прожили в общей сложности более тысячи лет, но только очень маленький период из этого времени они имели полную независимость и занимали всю территорию современного Израиля. Монголо-татары больше времени занимали Россию! А в Крыму когда-то хозяйничали хазары, исповедовавшие иудаизм. Может, нам предъявить свои права на Крым?.. Никогда в мировой практике народ не получал право суверенитета над территорией только потому, что за две тысячи лет до этого он имел на данной территории свое национальное государство!
Есть такой народ – ассирийцы. Сейчас их в мире около трех миллионов. Этот народ неоднократно подвергался угнетению и физическому уничтожению, был вынужден рассеяться по всему миру, не имея пристанища. А когда-то Ассирия была сверхдержавой, имела огромную территорию и вела успешные завоевательные походы. Почему мировое сообщество не "дарит" ассирийцам суверенное государство на их исторической родине? Тем более, что там проживает и сейчас почти треть всех ассирийцев мира. Для сравнения, евреев в Палестине на момент декларации Бальфура было ничтожное меньшинство от всех евреев мира!
Есть такой народ – курды. Их государство Кардонья (Кордуэна) упоминается в еврейских мидрашах двухтысячелетней давности. Они не покинули свою историческую территорию и всячески стараются добиться независимости, но никто не хочет им помогать. С огромным трудом они добились автономии в Ираке, да и то благодаря войне и балагану.
Почему же с евреями поступили по-другому?
Потому что христианские страны, которые делили Ближний Восток после Первой Мировой войны, верили в Библию. А в Библии написано, что Сам Творец мира выделил территорию между Средиземным морем и Иорданом для "национального очага" еврейского народа. Поэтому когда пришло время, назначенное Провидением, евреи "морально созрели" для возвращения на Святую Землю и стали требовать этого от мирового сообщества, их требование было удовлетворено. Не из-за каких-то их особых заслуг, а из уважения к воле Творца.
Вот что сказал светский социалист Бен Гурион на заседании комиссии Пиля (1936 год): "Наше право на Землю Израиля не проистекает ни из Британского мандата, ни из декларации Бальфура. Оно предшествует им. Председатель королевской комиссии или один из его товарищей сказал на одном из заседаний, что мандат на Землю Израиля – это 'Библия сионизма'. Я могу сказать от имени еврейского народа обратное: Танах – это наш мандат!"
Мне могут возразить, что мусульмане не верят в Танах, и для них он не аргумент. Но во-первых, это не совсем так: они считают Тору (Таурат) священной книгой, только верят, что евреи исказили в ней некоторые детали. А во-вторых, право сынов Израиля на Святую Землю упоминается и в Коране. Вот несколько цитат (перевод на русский академика И. Ю. Крачковского):
Сура 5, аяты 23-24 (по другой классификации 20-21): "Вот сказал Муса (Моше) своему народу: 'О народ мой! Вспомните милость А-ллаха вам, когда Он установил среди вас пророков, и сделал вас царями, и даровал вам то, чего не даровал никому из миров. О народ мой! Войдите в землю священную, которую А-ллах предначертал вам, и не обращайтесь вспять, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток' ".
Сура 7, аяты 132-133 (135-136): "И отомстили Мы (Б-г) им (египтянам) и потопили их в море за то, что они считали ложью наши знамения и были небрежны к ним! И дали Мы в наследие людям, которых считали слабыми, востоки и запады земли, которую благословили (Классический комментатор Корана Тоами объясняет, что речь идет о Святой Земле в границах от Нила до Евфрата). Исполнилось благое слово твоего Г-спода над сынами Исраила за то, что они претерпели! Погубили Мы то, что строил Фираун (фараон) и его народ и что они воздвигали!"
Сура 28, аяты 4-5 (5-6): "Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками. И укрепим их на земле и покажем Фирауну, и Аману, и их войскам то, чего они остерегались от них".
Это далеко не все намеки и прямые указания на избранность еврейского народа и дарование ему Святой Земли, которые есть в Коране. Есть там и упоминание того, что Коран – только подтверждение Торы, полученной через Моше:
Сура 46, аят 11 (12): "И до него ниспослана книга Мусы (Тора) – имамом и милостью. А это (Коран) – книга, подтверждающая истинность на арабском языке, чтобы увещевать тех, которые неправедны, и как радостная весть для добродеющих".
(За литературный вид перевода автор статьи ответственность не несет.)
Как же так получилось, что уже несколько поколений правоверных мусульман считают нас грабителями и оккупантами Святой Земли, не имеющими на нее никаких прав?
Этому есть два объяснения, растущих из одного корня.
Первое объяснение – это версия, распространяемая в основном пропагандистами Ирана, что современные евреи – это не те "сыны Израиля", о которых говорит Тора и Коран. Те, дескать – это полумифический древний народ, который в наше время олицетворяет мусульманская "умма" (вспомним, что то же самое говорят и христиане: "мы и есть настоящий Израиль"), а те, кто сейчас называют себя евреями и господствуют в Израиле – это сброд европейских люмпенов, решивших "взять тремп" на принадлежности к великому древнему народу. В подтверждение своей "научной теории" эти пропагандисты приводят неоспоримый факт: нынешние евреи ведут себя совсем не так, как полагается богоизбранному народу. Они не соблюдают заповеди, данные им Творцом, среди них есть воры, насильники, взяточники, убийцы и прочие преступники, они пропагандируют богопротивные половые извращения и так далее. И нам, увы, нечего на эти обвинения ответить. Наш моральный уровень действительно далек от идеала.
Второе объяснение связано с нашим молчанием. Большинство мусульман Ближнего Востока – наивные, слабо разбирающиеся в святых текстах люди. Среди мусульман есть ученые-богословы, но в этой религии, также как в христианстве, не постулируется обязательное изучение источников, в отличие от иудаизма (это вообще характерно для рукотворных религий: чем меньше паства знает, тем лучше). Даже не все проповедники в совершенстве знают Коран. Но они хорошо знают "тренд", на котором можно сделать карьеру: обвинять евреев во всех смертных грехах, желательно в нападении на Аль Аксу. Никто из мусульманских проповедников не станет по своей инициативе приводить аргументы в нашу пользу, и сложно их за это винить: с какой стати они должны заботиться о нашем благе? Мы же молчим. Отдельные конструктивные выступления частных лиц вроде книги профессора Нисима Даны "Кому принадлежит эта земля?" (2013 г., на иврите; переведена на английский и арабский), которая с цитатами из Корана и хадисов доказывает еврейский нарратив, тонут в оправдательном блеянии левых, апеллирующих к нашей слабости, и бесхребетной браваде правых, апеллирующих к нашей силе – вместо того чтобы приводить резонные и уважительные аргументы на основании нашей общей веры!
Наша правда должна звучать с самых высоких трибун, только тогда она будет услышана массами, и только тогда будет выбита опора религиозного невежества из-под ног мусульманского экстремизма. Наша правда, с цитатами из Танаха и Корана, должна звучать с трибуны ООН и ЮНЕСКО, с трибуны Кнессета, на международных форумах с арабскими странами, в полемике дипломатов и на всех переговорах, по любому поводу. Она должна быть зафиксирована в учебниках для арабских и еврейских школ (да, евреям тоже не помешает ее знать!). Только после того, как мы своими усилиями вырастим поколение израильских арабов (по обе стороны "зеленой черты"), которое знает правду, здесь что-то изменится к лучшему в сфере безопасности.
Но мы – не желаем пропагандировать свою правду. И это тот корень, из которого растут наши проблемы.
Как мы можем обучать других своей правде, если мы сами ее панически боимся? Если бежим от нее, как от огня? Если стараемся всеми силами стереть последние проблески еврейской идентичности с облика нашей страны, только чтобы они не напоминали нам самим о нашей правде?.. Куда уж говорить об арабах!
Мы бежим от своей правды, потому что она нас обязывает. Потому что если она – правда, то мы действительно не имеем права на своих воришек и взяточников, на своих убийц и насильников, мы не имеем права не исполнять заповеди, не имеем права быть такими, как "все нормальные люди" – потому что мы святой народ! Царство священников!!! Мы избраны для исправления человечества, и обязаны быть примером для подражания во всех областях!
А мы хотим про-осто жи-и-ить…
Именно это мы и делаем "не так", возвращаясь к началу нашей статьи. Именно это – а не подстрекательство из Газы или дыры в каком-то заборе – и есть та пороховая бочка, которая рано или поздно взорвется под нами, если мы не найдем в себе силы измениться.