Перманентная революция в Исламской Республике Иран ставит само существование режима под серьезную угрозу. Афганистан рушится под властью безжалостных и невежественных талибов, «Исламское государство» – это жестокое повстанческое движение – вновь на подъеме. На границах богатых стран зреет кризис, вызванный наплывом беженцев.
Однако в первую очередь нашу эпоху определяет кризис, вызванный вторжением России в Украину. О политиках судят по тому, как они реагируют на вызовы своего времени. Пока что агрессия России – испытание, которое ни Нетаниягу, ни Израиль не выдержали.
При Нетаниягу и после его ухода с поста премьер-министра в 2021 году Израиль выстроил неровные, но действующие отношения с Россией Путина и полагается на нее. Лидеры двух стран часто встречались. Похоже, в вопросе о будущем Сирии Башара Асада Израиль отступил перед Россией. Во время частых ударов по целям, связанным с Ираном, Израиль активно координировал свои действия с российскими экспедиционными силами на территории Сирии.
С тех пор как в феврале Россия вторглась в Украину, Израиль хранит молчание. С какой бы критикой ни выступал лидер страны, она всегда оставалась приглушенной и формальной. То же самое касается и Нетаниягу как лидера оппозиции. В отличие от всех своих союзников, Израиль не предложил Украине никакой военной помощи.
Многие украинские лидеры и военные теоретики смотрят на Израиль с восхищением. Они стремятся подражать его способности выживать среди враждебных соседей и процветать, несмотря на постоянное состояние войны. Но это восхищение не взаимно. В Украине большая и успешная еврейская община. Президент страны – еврей. Российское оружие убивает и вынуждает покидать родные места людей, переживших Холокост, и разрушает памятники, посвященные страданиям, выпавшим на долю евреев. Израильских лидеров это нисколько не трогает. Но для остального демократического мира близость и координация Израиля и Нетаниягу с Россией на фоне вторжения России в Украину представляется сомнительной и неоправданной.
Уже одно то, что Россия разом вернула на европейский континент возможность агрессивной имперской завоевательной войны, – огромное преступление. Это преступление разрушило – и, возможно, навсегда – нормальные отношения между Россией и многими ее соседями.
И не только это: в войне, которую Россия затеяла, она переживает унижение за унижением. Представления Израиля о России – о ее мощи и о том, что это страна, с которой его лидеры могут вести дела, – похоже, было ошибочным.
Мы вступили в новую эру. Это эпоха российской агрессии и провалов. Политики не могут относиться к России как к нормальному и легитимному государству в семье стран мира. В этих условиях Израиль не может вести с Россией обычные дела. Но, похоже, при Нетаниягу Израиль обязательно попытается это сделать.
Израиль и Нетаниягу на протяжении большей части последнего десятилетия проводили кампанию оправданий, чтобы защитить свою дипломатическую близость с Россией. Любимое оправдание Нетаниягу – идея о том, что израильские и российские самолеты делят воздушное пространство Сирии в рамках своего рода согласованного кондоминиума. И это несмотря на то, что израильские самолеты каждый раз заходят в Сирию вопреки желанию законного правительства этой страны и используют свои вылазки в Сирию для нанесения ударов по союзникам России. А Россия всякий раз, когда что-то идет не так, закатывает антиизраильские истерики, как, например, в 2018 году в случае со сбитым российским самолетом-разведчиком сирийскими ПВО.
Россия глушит израильские радары и укрепляет противовоздушную оборону иранских марионеток – шаги, которые подвергают риску израильские самолеты и их пилотов.
Другой классический пример – ложная идея, на которую Нетаниягу потратил свою карьеру. Она состоит в том, что поскольку подлинный враг Израиля – Иран, то расколоть его союз с Россией можно, заискивая перед последней. И это несмотря на то, что по мере обретения статуса стран-изгоев Россия и Иран только сближаются и все больше зависят друг от друга. Остается фактом (и в 2018 году это признал сам Нетаниягу, обращаясь к комиссии кнессета), что Россия не хочет и не может помочь Израилю ослабить хватку, которой Иран впился в Сирию.
Тем не менее, как говорил Нетаниягу тогда и говорит сейчас, Россия – это факт. С ней нужно работать. У него с Путиным хорошие отношения. Никаких поставок оружия в Украину не будет.
Но эта война уже показала, что Россия ненадежна, преступна, враждебно настроена по отношению к дипломатии и, что важнее всего, слаба в военном смысле.
Можно задать вопрос: какие еще причины могут быть у Нетаниягу, чтобы сохранять свою все более неразумную привязанность к России и Путину? Ответ, видимо, заключается в душевном родстве.
Нетаниягу и Путин занимают схожие внутриполитические позиции. Они изображают из себя крутых парней, готовых убить врага, даже если это неполиткорректно. Каждый из них утверждает, что понимает реалии холодного, равнодушного мира. Оба, кажется, руководствуются той же антилиберальной логикой, от которой у американских консерваторов слюнки текут при взгляде на европейских диктаторов, таких как Виктор Орбан: ведь те против прав геев и благотворительных организаций, финансируемых Соросом.
Сам Нетаниягу – человек светский, в то время как Путин освящает некую оккультную, мистическую разновидность христианства. Но Нетаниягу готов подыгрывать своим партнерам по коалиции – одержимым религиозным фанатикам и ультраправым. Ему выгодно вносить раскол в ряды их врагов. Как и Путин, Нетаниягу гораздо больше не любит американских демократов, чем республиканцев.
Они оба – стареющие крутые парни, почти ровесники, которые занимают высшие посты дольше, чем кто-либо другой в их странах, и которые и в семьдесят лет не могут отказаться от погони за политической властью. И Нетаниягу, и Путин, как утверждают, любят деньги больше, чем позволяют их официальные зарплаты. Разница в том, что Нетаниягу все еще, по крайней мере теоретически, сторонник демократии.
Но если нежные чувства удерживают Нетаниягу и, соответственно, Израиль в лагере Путина, то сейчас самое время для перемен. Мир вокруг нас изменился, а Израиль и его вернувшийся на свой пост премьер-министр не сдвинулись с места.
Уже известно, что вооруженные силы России слабее, чем можно было представить, а ее руководство еще более некомпетентно, психопатично и разрушительно, чем считалось возможным. Израиль должен ухватиться за этот шанс изменить курс, оставив позади два десятилетия неудачных реверансов в сторону Москвы.
Израиль должен сейчас же отказаться от участия в любых совместных израильско-российских проектах, связанных с Сирией и Ираном. И приготовиться идти в ногу со временем, послевоенным консенсусом и остальной частью западного альянса и поддержать Украину.
Редакция
Источник: https://detaly.co.il/strannaya-loyalnost-netaniyagu-putinu
/КР:/
Правильная оценка взаимоотношений Нетаниягу и царька…/