23.12.2024

Решающий этап: почему правительство не говорит правду о войне в Газе


Нетаниягу, Галант и Ганц
(Фото: Ноам Ривкин Пантон)

Почти три месяца Израиль ведет войну, навязанную ему жестокой террористической организацией. Но даже самая справедливая из войн должна вестись, принимая во внимание обстоятельства, предел возможностей и интересов страны в обозримом периоде.

Министр обороны Йоав Галант сказал 26 декабря, что Израиль атакован на семи фронтах и реагирует на шести. Он имел в виду Газу, Ливан, Сирию, Иудею и Самарию, Йемен и Иран. Это не то изобилие, которым стоит гордиться. Напротив, вынуждает еще раз взвесить шкалу приоритетов, а также распределение сил и ресурсов. Справляется ли наше правительство с войной на семь фронтов? Совсем не факт.

Министр обороны Йоав Галант сказал 26 декабря, что Израиль атакован на семи фронтах и реагирует на шести. Он имел в виду Газу, Ливан, Сирию, Иудею и Самарию, Йемен и Иран. Это не то изобилие, которым стоит гордиться. Напротив, вынуждает еще раз взвесить шкалу приоритетов, а также распределение сил и ресурсов. Справляется ли наше правительство с войной на семь фронтов? Совсем не факт.

На заседании кабинета Нетаниягу отказался вынести на обсуждение вопрос об изменении масштабов военных действий в секторе Газы. Айзенкот настаивал, но Нетаниягу предпочел отложить дискуссию на неопределенный срок. На прошлой неделе Галант запретил офицеру генштаба вынести подобный план на обсуждение на форуме, который он возглавляет. Похоже, в силовых структурах (на всех уровнях) согласны, что боевые действия в Газе должны перейти на новый этап. Несмотря на это, Нетаниягу и Галант тормозят обсуждение вопроса, каждый по своим причинам.
Переход к третьему (локальному) этапу военных действий в Газе призван сократить число израильских солдат в Газе. Причины ясны: в секторе в данный момент находятся пять дивизий, часть этих сил нужна на северном фронте, если ситуация там перерастет в полноценную войну. Да и резервистам пора вернуться домой и на свои рабочие места.

Однако главная и решающая причина для изменения тактики касается ситуации в Газе. Там происходит процесс, который можно было предсказать изначально: усилия, которые армия затрачивает на зачистку каждого туннеля ХАМАСа, каждого лаза и подозрительного дома, становятся все менее эффективными, а наши потери растут.

Есть в армии те, кто считает, что за 70 дней войны ЦАХАЛ уничтожил лишь до 20% военного потенциала ХАМАСа. Есть и те, кто называет большее число. Но ни одна из оценок не говорит о полном уничтожении террористической угрозы. Значительная часть военизированного крыла ХАМАСа выжила и скрывается в туннелях, используя заложников в качестве живого щита. Продолжение боевых действий должно вестись иными методами, в других масштабах. И ожидания должны быть соответствующими.

То, что происходит сейчас в Газе, в прошлых войнах мы называли “топтанием на месте”. Хотя теперь это больше похоже на “тупиковую ситуацию”. Идут тяжелые бои, потери возрастают, но стратегических достижений нет. Даже если Синвар, Деф и Иса – три главаря террористов – будут уничтожены или задержаны, это не изменит ситуацию кардинально.

Проблема – в разнице между ожиданиями и реальностью. Вполне логично, что переход к третьему этапу войны должен сопровождаться подведением предварительных итогов, сравнением поставленных и достигнутых целей. Нетаниягу и Галант с этим не торопятся. Они очень высоко задрали планку ожиданий (как в обществе, так и в армии): уничтожение ХАМАСа, полный разгром, победа, которая заставит нас хоть немного позабыть о грандиозном провале 7 октября. Но это словоблудие не имеет ничего общего с реальностью, равно как и воинственные заявления. Они присоединяются к уже допущенным ошибкам перед комбинированной атакой ХАМАСа.

Риторика поглотила стратегию, популизм – сущность. Это трагическая ситуация. Промедление в решениях, связанных с Газой, проблематично и потому, что отвлекает внимание от происходящего на других фронтах. Сложная шахматная партия, которую мы ведем с Ираном, с фигурами, расположенными от Ливана до Красного моря и Индийского океана, от Газы на западе до Тегерана на востоке, от Йемена до Дамаска, превратилась со временем в игру в нарды. А в этой игре очень высок фактор удачи или ее отсутствия.

Третий этап в конце концов наступит. Он будет непростым и потребует длительных усилий. Жизнь и свобода наших заложников также останутся, по всей видимости, под вопросом.
Затем настанет другой этап, которого Нетаниягу опасается больше всего: кто будет управлять Газой дальше. Любое решение предполагает привлечение палестинцев. Любое привлечение палестинцев приведет к краху союза Нетаниягу со Смотричем и Бен-Гвиром.

Надо отдать должное главе генштаба Герци Халеви, который, несмотря на масштабы провала 7 октября, руководит действиями ЦАХАЛа четко и ответственно. В своих публичных выступлениях он предпочитает говорить о боевом духе. И действительно, этот дух – предмет гордости для каждого из нас. Но только самоотверженности наших солдат и офицеров недостаточно. Слово за политическим руководством.

 


76 элементов 1,317 сек.