Елена Дьяконова родилась 26 августа (7 сентября) 1894 года в Казани.
Позже семья переезжает в Москву, и Елена учится в женской гимназии М. Г. Брюхоненко. Вместе с ней обучались сёстры Цветаевы (Анастасия и Марина — известная поэтесса).
Учеба давалась ей легко. С юных лет Дьяконова отличалась сильным характером, интересом к искусству и хорошим чувством юмора. В мемуарах «Воспоминания» Анастасия Цветаева рассказала о дружбе с Галой: «Один из самобытных характеров, мною встреченных. Взгляд ее узких, поглощающих глаз, движение волевого рта, — и она была милее, нужнее всех, что глядели на меня с восхищением. Темы все были общие».
Поэтесса Марина Цветаева посвятила подруге свое стихотворение «Мама в саду», напечатанное в ее первом сборнике.
Мама в саду
Гале Дьяконовой
Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.
Только там, за домом, тени…
Маме хочется гвоздику
Крошке приколоть, —
Оттого она присела.
Руки белы, платье бело…
Льнут к ней травы вплоть.
— Пальцы только мнут гвоздику. —
Мальчик светлую головку
Опустил на грудь.
— «Не вертись, дружок, стой прямо!»
Что-то очень медлит мама!
Как бы улизнуть
Ищет маленький уловку.
Мама плачет. На колени
Ей упал цветок.
Солнце нежит взгляд и листья,
Золотит незримой кистью
Каждый лепесток.
— Только там, за домом, тени.
В 1912 году молодая девушка была направлена в швейцарский санаторий Клавадель для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Пылкость, решительность, высокая культура Елены Дьяконовой впечатляют молодого Элюара. Она называла себя Гала или Галина (так, вероятно, называла Елену ее мать), а Элюар прозвал её Gala — с ударением на последнем слоге на французский манер. Девушка вдохновила его заняться любовной поэзией. После знакомства с уроженкой Казани он написал более сотни поэтических сборников.
В 1917 году Гала и Поль поженились. Через год у них родилась дочь Сесиль. К тому моменту Гала уже навсегда уехала из России и поселилась в Париже.
В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она согласилась ему позировать и вскоре стала любовницей Макса, оставаясь женой Поля. Через год художник переехал в дом Элюара во французском городе Валь-д’Уазе. Почти три года они жили одной семьей и не скрывали любовного треугольника. Женщине также приписывали романы с поэтом Луи Арагоном и писателем Анри Бретоном.
В 1929 году Гала вместе с супругом посетила молодого и небогатого художника Сальвадора Дали в Кадакесе (Испания). На тот момент он вернулся из Парижа после завершения монтажа фильма «Андалузский пес».
Ему было 25 лет, Гале — 35. Разница в возрасте не помешала им мгновенно влюбиться друг в друга. Они поженились в 1934 году. Художник очень тепло отзывался о своей возлюбленной, описывая ее в автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали»: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».
Дали к любовным треугольникам был не готов. Так что ради художника Гала оставила не только супруга, но и 11-летнюю дочь Сесиль. Она и ранее мало общалась с ней, доверив ее воспитание другим людям. «Дети меня не очень-то интересовали», — говорила Гала.
Она стала второй женской моделью Дали после его младшей сестры. Художник постоянно восхвалял возлюбленную и вдохновлялся ею. Художник прославлял Галу как живой миф и современную икону. В свою очередь, Гала взяла на себя финансовые дела супруга и привела его к приличному доходу. Интересно, что они зарегистрировали свой брак около 50 раз — делали это в каждой стране, которую посещали.
«Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил Дали о супруге.
Художник посвятил Гале десятки картин, среди которых — «Мадонна из Порт-Лигата», «Тайная вечеря», «Галарина», «Христос-Гала» и «Атомная Леда». На всех полотнах она изображена с прямой осанкой, строгим взглядом и легкой улыбкой. Автор часто рисовал Галу в центре религиозных мотивов — критики связывают это с фанатичным отношением Дали к супруге.
Первое время Дали и Гала жили бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате. Семья художника испытывала неприязнь к Гале. Связанные с этим конфликты и сделанная Дали на холсте надпись «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» привели к тому, что отец проклял сына и отказался помогать ему материально. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1930-е годы Гала освоила профессии продюсера и агента. Вскоре после замужества супруги переехали в Париж, где Дали писал картины, а жена занималась их продвижением. Благодаря ей в Париже появилось меценатское общество «Зодиак», которое платило Дали хорошие гонорары.
Когда картины художника долго не заказывали, Гала заставляла его придумывать товарные бренды и эскизы костюмов. Сильная натура жены очень помогала слабовольному художнику зарабатывать и оставаться конкурентоспособным.
Кроме того, Гала и сама участвовала в написании картин, — в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке была представлена большая инсталляция «Сон Венеры» авторства четы Дали. Вход в павильон был выполнен в виде женских ног, а внутри рядом с картинами Дали соседствовали живые модели.
Как и многие европейцы в те годы, Гала считала нормой иметь отношения на стороне. Из-за этого она часто ругалась с мужем, но о расставании речи не шло. В 1968 году Дали купил для Галы замок в готическом стиле в маленьком поселке Пуболь (провинция Жирона). Перед тем как передать замок жене, художник его отреставрировал и расписал стены. В момент передачи подарка Гале Сальвадора ждал сюрприз.
«Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: „Еще раз спасибо тебе за все. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь“. Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда», — писал Дали позднее.
Последним известным любовником Галы был молодой певец Джефф Фенхольт, исполнивший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Парень был на 57 лет моложе Галы. Она помогла карьере Фенхольта и даже подарила ему большой дом.
В последние годы жизни Гала болела и становилась все более немощной. В своем дневнике она писала, что день смерти станет самым счастливым днем в ее жизни. Он наступил 10 июня 1982 года в Испании, когда Гале было 88 лет. Женщина завещала похоронить ее в своем замке в Пуболе. Корреспондент «Советской культуры» Алексей Медведенко писал из Испании о том, что ради исполнения последней воли жены Дали нарушил закон. Со времен эпидемии чумы запрещалось перевозить тела без разрешения властей, но художник это сделал.
«Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье „кадиллака“. За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый „кадиллак“ Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. Гроб с прозрачной крышкой с телом Гала был погребен в склепе замка 11 июня в шесть часов вечера в присутствии самого Дали», — сообщил журналист.
После смерти супруги Дали впал в глубочайшую депрессию. Начавшаяся у него годом ранее болезнь Паркинсона прогрессировала, а картины становились проще и мрачнее.
«Я живу бок о бок со смертью с тех самых пор, как понял, что дышу, и она убивает меня, хладнокровно и сладострастно, — точно так же, как я, отвоевывая секунду за секундой. И весь мой путь — это одно непрерывное, тягостное, рушащее все и вся усилие, один отчаянный порыв», — писал Дали.
Дали умер 23 января 1989 года, пережив супругу на семь лет. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, — его тело замуровали в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе. Все свои работы он завещал Испании.