18.11.2024

Б. Гулько – Драма космического масштаба


Русский еврей:  опыт самоанализа

К концу своего существования народ дряхлеет, теряет энергию и растворяется в других народах.  Евреи – исключение.   И наша жизненность, если не вдаваться в мистические причины, должна иметь естественный механизм.  Сам этот механизм может иметь мистические причины.

Мне представляется, что история евреев состоит из истории разных народов, последовательно перетекающих один в другой.  Некоторые свойства предыдущего «новые» евреи сохраняют, но большинство отличны.  Постоянны – общие предки и основы  веры.  Отличны – язык, территория и среда обитания, культура и определяемые всем этим национальный характер и внешний облик.

Моментом рождения евреев стало событие расступления Красного моря и наш выход на свободу меж застывших родовых вод.  Языками возникшего народа оказались египетский и сохранившийся от семьи Якова иврит.  Территорией обитания – Синайская пустыня.  Характер – вынесенные из Египта рабская пассивность и постоянное нытьё.  Возраст жизни этого народа – 40 лет.
 
В Землю Израиля вступил уже другой народ.  Его языком был иврит.  Характер – активный и крайне воинственный.  Следующие 15 веков наша история – это история могучего народа с великими царями Давидом и Соломоном, с пророками, написавшими священные книги, народа, создавшего Библию – основу духовности человечества.

За эти 15 веков евреи пустили ростки по всему миру.  После завоевания ассирийцами северного царства евреев в изгнание ушли десять колен Израилевых.  После разрушения Первого иерусалимского Храма Навуходоносором возникла большая вавилонская община евреев.  В разные моменты появились йеменская община, эфиопская, грузинская, бухарская.  Из истории возникновения ислама узнаём о многочисленных еврейских общинах Аравии.  Коран, наполненный персонажами ТАНАХа, неграмотному Мухаммеду определённо напели евреи.  В античном Риме, сообщает Иосиф Флавий, 100 тысяч евреев молились в 150 синагогах.  Возникли общины и на Иберийском полуострове.  Всё это множество имело общие генетические корни, одну религию и иврит как язык для богослужения.  Но всё остальное – стиль жизни, традиции, повседневные языки – были различны.  У евреев, живших в песках среди кочевников, сложился характеp, отличный от евреев, живших среди лесов, полей и крестьян.

В 1-2 веках нашей эры еврейская община в Земле Израиля была разрушена.  Закончилась история народа, жившего там.  Когда в 1267 году Нахманид вынужден был бежать из Испании в Иерусалим, он не нашёл там 9-ти мужчин-евреев для миньяна.

Историк и раввин Береле Вайн считает, что евреи-ашкеназы (что значит немецкие) возникли из добравшихся до Германии вавилонских евреев.  По другой версии ими стали евреи, переселившиеся на север из Рима.  Группа родоначальников была мала – генетики утверждают, что все ашкеназы произошли от четырёх женщин.  Языком нового народа стал диалект немецкого – идиш.  Примерно полтора столетия назад на территории России из ашкеназов родился ещё один народ:  русские евреи.

Эти евреи сильно отличаются от всех существовавших в истории еврейских народов.  Впервые со времени расступления Красного моря возникла в основном секулярная еврейская общность.  Вернее – секулярной она стала вскоре после появления.  В 1906 году в Москве открылась первая синагога.  Но к тому времени религией большой части возникшего народа уже стал марксизм.  Половина российского еврейства в те годы эмигрировала в США, принеся с собой в Новый Свет атеизм и марксизм.  Нынешний кандидат в Президенты США Берни Сандерс как бы перешагнул в наши дни из существовавшей столетие назад в России еврейской социалистической партии Бунд.

Атеизм большой части русских евреев дополнялся экстремизмом.  Возможно, проявились гены сикариев – «кинжальщиков», сыгравших значительную роль в саморазрушении в древности Иудейского царства.  В России евреи были заметны среди разрушивших империю эсеров, анархистов, меньшевиков и большевиков.

С момента своего возникновения русские евреи подпали под очарование русского языка.  Апостолами для них стали Пушкин, Лев Толстой, Достоевский.  Только появившись, русские евреи уже в конце 19 века дали российской словесности двух значительных поэтов:  Семёна Надсона и Афанасия Фета.

Надсон безрадостно признался:  «Я к вам таю любовь сыновью, /И в час уныний, в час скорбей /Я чувствую, что я  еврей !»  Фет, к счастью, ничего о евреях не написал.  Всю жизнь он страдал антисемитизмом, пока на склоне дней не узнал, что его мать – еврейка.

Лучшие русские поэты ХХ века, – в основном, евреи.  Двое из самых знаменитых – Пастернак и Бродский – получили Нобелевские премии, а третий – Мандельштам – вместо неё получил ГУЛАГ.  И самые читаемые сегодняшние российские поэты – И. Губерман, И. Иртеньев и Д. Быков – все трое евреи.  Дорого сердцу русских евреев и прозаическое русское слово.  Лучший  русский  роман ХХ века написал В. Гроссман.  Популярные писатели у моего поколения Гладилин, Трифонов, Аксёнов, Владимов, Войнович имели матерей-евреек.  При этом еврейская тема почти отсутствует в творчестве всех названных.

Образ русской природы в живописи поэтичнее всех выразил И.Левитан, а образ города – белорусского Витебска – М.Шагал.  Русские евреи стали лучшими музыкантами и шахматистами века.  Замечательно самореализовывались мы также в науке и в математике.

Но всё это роскошество продолжалось всего 2-3 поколения.  Редкий народ рождался, бурно расцветал и исчезал так стремительно, как русское еврейство.  Появившись как бунтари-марксисты, бакунисты, нечаевцы, после 1917 года – убеждённые коммунисты – политически активные евреи дожили лишь до 1937 года.  А после «борьбы с космополитами» конца 40-х – начала  50-x – не отвергли коммунистической идеологии только самые замшелые евреи.  В 60-е годы мы уже стали диссидентами.  И эти метаморфозы – на протяжении всего двух поколений!  Максим Литвинов был министром иностранных дел у Сталина, а его сын Павел в 1968-м, протестуя против оккупации Советами Чехословакии, вывел на Красную площадь демонстрацию.  Маршал Иона Якир до 1937 года командовал Киевским военным округом, а его сын Пётр в 60-е стал одним из создателей диссидентского движения.

После Шестидневной войны 1967 года у русских евреев стало расти страстное стремление исчезнуть, уехать из России.  К середине 90-х годов около двух с половиной миллионов реализовали это стремление, разделившись на два основных рукава:  американский и израильский.  В России осталось менее 200,000 тысяч евреев – 6-7% от нашей численности до прорыва.

У российских и американских нерелигиозных русских евреев – общая судьба.  Это – ассимиляция.  Даже срок в два поколения для этого звучит излишне оптимистичным.  Я слышал от израильского раввина, проработавшего какое-то время в московской иешиве:  ученики с еврейскими фамилиями там были почти всегда галахически русскими, а ученики с русскими фамилиями – галахическими евреями.  Это означает, что почти все они были из смешанных семей.  У американских неортодоксальных евреев количество смешанных браков превышает в последние годы 80%.

Вывод из этого:  вскоре исчезнут как народ все русские евреи.  А евреями останется только та наша часть, которая репатриировалась в Израиль и влилась в недавно родившийся народ израильтян.  В Америке секулярные русские евреи не имеют будущности ни как русские, ни как евреи.  Их дети мигом становятся американцами, а супругов себе они берут из неевреев.  В России потомкам евреев, таким, как Михаил Ходорковский, будут всегда поминать их еврейские корни, хотя, как в случае миллиардера, имеющего только одного дедушку-еврея и ничего еврейского во взглядах, это будет объясняться скорее традиционным российским антисемитизмом.

Важна судьба русских евреев в Израиле.  Они принесли в народ, в который влились, научные, культурные и мировоззренческие достижения русского еврейства.  Министр образования Израиля Нафтали Беннет сказал в недавнем интервью:   «Вся сегодняшняя наука, весь сегодняшний израильский хайтек базируются… на волне репатриации из бывшего СССР, которая разом принесла в Израиль огромное число талантливых инженеров».  Русские евреи принесли и обретённое в России с кровью отвержение химеры социализма, которая, как тяжёлая болезнь, томит многих евреев Израиля и США.  В результате алии из России израильское общество в целом сдвинулось вправо.

Наиболее динамичные и интеллектуальные из русских евреев вернулись в Израиле к иудаизму.  Но, судя по дискуссиям на русскоязычных израильских сайтах, самые горячие эмоции и у не самых динамичных и интеллектуальных русских евреев, ставших израильтянами, вызывают галахические и мировоззренческие проблемы иудаизма, такие, как гиюр, соблюдение шаббата и кашрута.

Таким образом, мы имеет уникальный сюжет национальной динамики евреев.  18-28 столетий назад мощный ивритоязычный народ с древней религией, имевший два государства в Земле Израиля, распался на многие народы, жившие на разных континентах – с разными языками, разными традициями, но с одной верой.  Тысячелетия спустя все эти народы, как и было предсказано в ТАНАХе, вновь слились в Земле Израиля в один, то ли уже существовавший в том же месте две тысячи лет назад, то ли новый, но с теми же характеристиками, с теми же предками, восстановив не бывший в употреблении всё это время иврит.  Каждый  еврейский  народ, отколовшийся от общего ствола в древности или возникший из тех, старых народов позже, вернулся, неся с собой то ценное, что приобрёл за века рассеяния.

Один из самых молодых народов мира, русские евреи, внесли в воскресающий народ сперва, в начале ХХ века, свои духовные искания из России – толстовство, марксизм в его меньшевистской версии, активность и воинственность Трумпельдора и Жаботинского, а потом, с волной семидесятых-восьмидесятых-девяностых – духовные достижения советского периода – стремление к образованию и высокую культуру.

Русское еврейство после недолгой, бурной, периодами трагической истории умерло, чтобы вновь явиться и стать важной компонентой возродившегося еврейского народа Израиля. Это ли не драма космического масштаба ? 

/КР:/
Евреи были, есть и будут всегда!!!/


66 элементов 1,190 сек.