22.11.2024

Королева – блудница Джованна I Анжуйская

Джованна правила без малого четыре десятилетия – с 1343 по 1382 годы, – подвела государство к полному развалу, зато память оставила о себе на века.

 Кастель Нуово – Картина 15 века

Возле порта Неаполя возвышается живописный замок с круглыми башнями. Это – Кастель Нуово, то есть Новый замок. Всё, конечно, относительно, потому что новый замок отнюдь не новый, он был построен еще в XIII веке выдающимся предком Джованны Карлом I Анжуйским. Это он привел французскую королевскую династию на Апеннинский полуостров. В 1265 году самый младший сын французского короля появился в Риме и вмешался в борьбу между папой и сицилийским королем Манфредом из династии Гогенштауфенов (на стороне первого), разгромил Манфреда в битве при Беневенто и завладел вначале южной Италией, а затем Сицилией. После этого подчинил практически всю Италию вместе с Римом, часть Албании и Греции и даже стал готовиться к войне с Византией – хотел создать великую средиземноморскую империю. У Карла долго и многое получалось, однако 29 марта 1282 года, в день святой Пасхи, на Сицилии началось большое восстание, несколько тысяч французов были перебиты и на острове под ликование толпы высадился король Арагона Педро III. Карл пытался вернуть себе богатый остров, но потерпел поражение. Пытались это сделать и потомки Карла – вначале его сын Карл II Хромой, затем внук Роберт Мудрый, однако Сицилия навсегда уплыла из рук Анжуйской династии, что, впрочем, не мешало неаполитанским королям именовать себя владыками Сицилии, то есть обеих Сицилий, как всю эту географию назовут позже. Формально-то они имели на это право, а фактически… Ну кто на самом деле считал эти Сицилии?

Джованна, внучка Роберта, точно не считала, потому что ей было не до Сицилии. Она взошла на престол в Неаполе, когда королевство, стараниями Роберта, было одним из самых влиятельных в Средиземноморье (даром что ли ему дали прозвище Мудрый?), а замок Кастель Нуово в Неаполе – средоточием богатства, утонченности, блеска. Чего вы хотите – там сам Петрарка выступал! На Византию анжуйцы больше не претендовали, но Италию держали крепко, причем зачастую на деньги итальянских, в первую очередь флорентийских банкиров. Вы представляете, какая шикарная стартовая площадка для юной королевы, которой от роду всего семнадцать и перед которой вся жизнь впереди?

 Густав Вапперс. Боккаччо читает Джованне Неаполитинской "Декамерон".

Как несложно догадаться, у изысканности и блеска была обратная сторона. В то время, когда Джованна взошла на престол, а это случилось в 1343 году, неаполитанский двор представлял собой позолоченную банку, до краев набитую жадными и безжалостными пауками, самцами и самками, влиятельными дамами и благородными аристократами королевских фамилий, но в сущности, повторю, – пауками, которые жрали друг друга без зазрения совести. И плели такие паутины интриг, которым позавидовали бы признанные мастера этого дела – византийцы. В тот момент, когда юная Джованна взошла на престол, придворными процессами управляли две ее тетки – Екатерина де Куртене, титулярная императрица Константинополя (титулярная – значит обладавшая лишь титулом, но не государством) и дочь любовницы папы римского Агнесса де Перигор. Мы не знаем, чего не поделили эти красотки во цвете лет, но однажды безлунной ночью какой-то злодей поставил Агнессе клизму с ядом и она быстро скончалась. Всё происходило на глазах Джованны, возможно, она даже имела к этому какое-то отношение. Но все подумали на Екатерину, а Джованна…

 Джованна I

Она была слишком юна и нежна, как ангел, тем более, что причин желать смерти тети у нее было гораздо меньше, чем причин желать смерти другого человека – молодого мужа Андрея Венгерского. Они обвенчались еще десять лет назад, в 1333 году, когда обоим было по семь лет, под чутким руководством Роберта Мудрого, который считал, что Неаполитанским королевством Джованна и Андрей должны управлять совместно, хотя бы потому что они родственники – представители двух ветвей Анжуйской династии (в Венгрии тогда тоже правили французы). Однако Джованна и ее окружение считали иначе. И поэтому, когда Андрей прибыл в Неаполь из Венгрии, тотчас столкнулся с унижением – Джованна при полном согласии римского папы Клемента VI была коронована одна. А Андрей мало того, что был унижен и оскорблен одиночной коронацией своей супруги, так еще столкнулся с крайне прохладным приемом неаполитанской знати. Чтобы решить вопрос, в Неаполь прибыла мать Андрея Елизавета. Ей удалось добиться согласия папы на то, что ее сын также будет коронован, и они все-таки будут править с Джованной вместе. После этого уехала, но почувствовав недоброе, на прощание оставила сыну амулет, защищавший от меча, кинжала и яда.

Амулет не помог – Андрей погиб ни от меча, ни от кинжала, ни от яда. В ночь с 18 на 19 сентября 1345 года, незадолго до коронации, в спальню к Андрею ворвались мужчины в черных капюшонах, начали его жестоко избивать, затем накинули на шею шелковую ленту и задушили. Тело сбросили с башни. Джованна в это время находилась в соседней спальне. Слышала звуки борьбы, крики, стоны, плакала, но не двинулась с места. Ленту, которой задушили Андрея, вышивала она лично.

 Карл Брюллов. Смерть Андрея Венгерского.

В чем причина? Кто виноват? Ответ был очевиден. Джованна не хотела делить власть. Джованна не хотела делить постель, потому что в то время, в ее нежные 17 лет, там лежали уже двое – граф Бертран д'Артуа и Людовик, герцог Тарантский. Андрей был явно лишним – королева не вынесла бы троих. Тем более кто такой Андрей? Венгр, варвар, дикарь, хоть и королевского рода, хоть и родственник, то есть потомок великого Карла Анжуйского.

Смерть Андрея многих повергла в шок. В Неаполе стали кричать: "Долой королеву-блудницу! Долой королеву-убийцу!" И гнев толпы был так велик, что Джованна испугалась и приказала срочно провести расследование. Конечно, для вида. Но последствия оказались весьма кровавыми. В итоге осудили нескольких заговорщиков – как мужчин, так и женщин, включая любимую наперсницу Джованны восхитительную донну Кончу. Их долго пытали, затем, когда вели к месту казни, дали вволю поиздеваться черни и, наконец, бросили в огромный костер, который разожгли на площади в самом центре Неаполя. Джованна с трепетом, но не без удовольствия наблюдала за происходящим с балкона. Потом некоторое время оплакивала несчастного Андрея, но вскоре… снова вышла замуж – за Людовика Тарантского.

Однако старший брат Андрея король Венгрии Людовик I Великий итогам следствия, в спешке организованного Джованной, не поверил и через два года после убийства брата пришел в Италию с большой армией. Разгромил своего тезку Людовика Тарантского и взял Неаполь. Народ Джованну не очень жаловал, поэтому с захватом Неаполитанского королевства проблем у венгров не было. Проблемы были у Джованны. Ей с мужем удалось сесть на последнюю галеру и бежать в южную Францию, в Прованс, который ей также принадлежал. Джованна оказалась в Авиньоне, где в то время находилась резиденция папы римского. Королева бросилась на колени и стала молить о защите.

– Я подумаю, – ответил папа Клемент.

 Джованна играет в шахматы с папой римским. Средневековая миниатюра.

А пока он думал, на выручку Джованне пришла бубонная чума. Людовик Венгерский долго бы разорял Неаполь, но его солдат скоро стала выкашивать черная смерть, занесенная в Италию генуэзскими мореходами из крымских колоний. Венгры убрались восвояси, неся заразу в Восточную Европу, и вскоре в опустошенной столице снова появилась Джованна. Но ненадолго, потому что в следующем году Людовик вернулся в Италию с горящими от жажды мести глазами и сгорающими от жажды наживы мадьярами и хорватами. Эпидемия закончилась, а значить больше их ничто не страшило. Неаполитанская королева снова бежала…

Эти качели могли бы качаться бесконечно долго, но папа римский взял инициативу в свои руки. Состоялся еще один судебный процесс, в котором Джованна все-таки была признана виновной в смерти мужа, но папский суд… оправдал ее, потому всё произошло не по воле королевы, а по наущению дьявола. Людовика Венгерского такой вердикт, как ни странно, удовлетворил и он признал Джованну законной правительницей Неаполя. Еще больше он удовлетворил папу, который по смехотворной цене приобрел у Джованны желанный Авиньон.

Джованна воцарилась, теперь уже более-менее прочно, и началась новая история со старыми дворцовыми интригами и малоуспешными внешнеполитическими играми, в результате которых вес Неаполя таял, как весенний снег. В 1362 году королева осталась одна – Людовик Тарантский умер от чумы. Джованна горевала недолго и вскоре выбрала себе нового мужа – титулярного короля Майорки Хайме: юношу смуглого со взором горящим, страстно влюбившегося в Джованну еще несколько лет назад, когда та находилась в изгнании в Авиньоне. Королева приняла его ухаживания, но сразу предупредила: во-первых, ты у меня не один, а, во-вторых, на корону Неаполя и Сицилий претендовать не смей, эта корона – моя и только. Хайме согласился и всю свою жизнь посвятил попытками вернуть корону Майорки, захваченную его испанскими родственниками. Не вернул. В 1375 году Хайме отравили, а Джованне снова пришлось искать законного мужа.

Впрочем, чего-чего, а недостатка в видных мужчинах при Неаполитанском дворе тогда не было. Королевство лежало в руинах, скрученное в бараний рог жадными флорентийскими банкирами, а с благородными кавалерами был полный порядок. Поэтому новый муж для королевы нашелся быстро – в 1376 году 50-летняя Джованна вышла замуж за убеленного благородными сединами Отто Брауншвейгского. Немец с трудом говорил по-французски, еще хуже по-итальянски, зато, несмотря на свои 50 с небольшим, любовником был могучим. Это обстоятельство Джованну больше всего и подкупило.

И она была счастлива некоторое время, пока не поняла, что молодость ушла окончательно и бесповоротно. Это было страшнее разваленного королевства. И поэтому, когда в начале 1381 года в Италии снова появились венгры, Джованна не сильно расстроилась. Ее больше беспокоила увядающая красота, а также то, что венгров возглавлял молодой рыцарь, которого считала своим другом, которого долго любила (правда, без намека на взаимность), которому даже хотела отписать наследство. Рыцаря звали Карлом, он носил титул герцога Дураццо, большую часть жизни провел в Венгрии при дворе Людовика Великого, но при этом имел права на неаполитанский престол. И чтобы вступить в них в полной мере, он, при поддержке венгерского короля пошел на Джованну войной. Разгромил армию Отто Брауншвейгского и вошел в Неаполь. Отто бежал в родную Германию, а Джованна заперлась в старом неаполитанском замке – Кастель-дель-Ово, – но вскоре сдалась на милость победителя. Она не верила, что Карл замыслил плохое, гнала от себя эти мысли. Но – напрасно. 22 мая 1382 года королеву Джованну по приказу Карла Дураццо задушили шелковым платком. "Ваше поручение выполнено", – написал Карл в письме Людовику. Старый венгерский король умер через три месяца с чувством выполненного долга – его младший брат наконец-то был отмщен.

КР:/
Власть кружит головы и отазаться от неё выше сил у тех, у кого эта власть в руках, отсюда кровь, кровь и кровь…/ 

4
1


66 элементов 1,068 сек.