Ложь, как известно, – оружие слабых. Неспособность обосновать свою позицию легально, с опорой на право или общие ценности, заставляет действовать исподтишка, отрицая очевидное и делая ложь основой политики.
Специфическое положение путинской России, потерявшей свой имперский потенциал, но не амбиции, – толкает к государственной лжи, ставшей, по сути, единственным инструментом выживания страны-агрессора в цивилизованном мире.
Именно в силу слабости и ложных амбиций Россия вынуждена "гадить миру" тайком, наплевав на мораль и право, – во имя имперских грёз и геополитических галлюцинаций.
Мы "не вводили войска" в Украину, мы "не сбивали" Боинг над Донбассом, не вмешивались в американские выборы, не ведём пропагандистскую войну в интернете, не посылаем наёмников в Сирию, не травим "новичком" и полонием врагов режима, не заказываем убийств оппонентов, не организуем переворотов у соседей, не пытаемся убить премьер-министра "братской" страны, не пытаем геев в Чечне.. И вообще "их там нет".
Тотальная лживость давно стала визитной карточкой путинизма, – банальностью, общим местом, частью нашей репутации.
Ложь становится со временем совсем уж смешной и детской, – а в исполнении государственных структур она окончательно рушит авторитет страны в глазах всего мира.
Никакая оппозиция не смогла бы нанести такого ущерба режиму, сколько нанес себе он сам. Не говоря уже о том, что подписи России под договорами о границах соседей и гарантиях их суверенитета – оказались полным фейком.
"Бог шельму метит". Исключительная лживость России на закате путинизма – не случайность, а внутреннее свойство системы.
Неспособность обладать авторитетом, привлекательностью и потенциалом Запада, удержать в границах влияния бывших вассалов (при сохранении имперских аппетитов) – толкает "элиту" к единственному способу выживания – лжи и тайному насилию.
Мы живём в эпоху окончательного развала российской империи, когда-то включавшей в себя Финляндию и Польшу, – а сегодня отчаянно цепляющейся за остатки влияния на соседей.
Попытка подорвать европейский выбор Украины обернулась катастрофой для самой "империи", не достигнув ни одной из целей по сохранению влияния.
Ставка на ложь – это подпись под признанием банкротства. Любая лживость – лишь отсрочка катастрофы. Трибунал над военными преступниками, сбившими Боинг над Донбассом – дело времени. Как и расплата за тысячи убитых украинцев в ходе оккупации.
За всё придётся отвечать – изгойством, санкциями, смертью репутации, деградацией экономики и системы в целом. Крахом империи – в конце концов.
Мы никак не можем понять, что пресловутое "расширение НАТО" – не происки врага, а лишь фиксация нашего исторического банкротства. Авторы которого – мы сами.
Сегодня путинизм, – естественным образом деградирующий изнутри, – загнал себя в условия внешних перезгузок, готовых раздавить имперского уродца окончательно.
Но если советская империя подкрепляла лживую политику сильной экономикой, – путинский имперский симулякр способен только лгать и попадаться, теряя остатки имперского лица.
Как ни странно, "гибель империи", не способной утвердить себя силой эффективной экономики, прогресса и моральной привлекательности общества, – эта гибель обусловлена крахом "европейской" модели, заложенной когда-то Петром.
Ставка на технический прорыв и имитационные формы западной культуры – при сохранности абсолютизма и самодержавия – лишь на время вывела Россию в конкуренты Западному миру.
Цивилизационные амбиции конкурировать с Западом – естественным образом рухнули, как только прояснилась невозможность успеха на базе внешних заимствований.
Имитационная система – при гнилом и мёртвом содержании имперского "нутра" – закончилась провалом проекта "европейской России" (институтов, экономики, управления, стиля жизни).
Россия "догоняла" Запад (с интервалом в 30 лет) – лишь до тех пор, пока могла заимствовать его плоды и технологии.
Паразитический характер "русского мира", готового поддерживать уровень жизни за счёт западных товаров и кредитов, был довольно зыбкой почвой для успешного выживания. И первая же серьёзная попытка глобальной конкуренции обернулась крахом СССР.
Путинизм полностью исчерпал имитационный потенциал, предложенный когда-то Петром, мечтавшим видеть европейски-процветавшую империю на базе авторитаризма.
ХХ век, в котором человеческий фактор стал решающим, – показал тупиковость имитационной модели. Мир, где личность не свободна, обречён на проигрыш в гонке за лидерство. И это – не вина "коварного Запада", а логика мирового развития.
С конвейеров завода, построенного для нас итальянцами, сходили "Жигули", а не "Fiat". Попытка "быть Западом", притвориться им, имитируя его привлекательность, потенциал и влияние, – сегодня рушится на глазах. А путинизм, мечтавший о мощном "центре силы", "новой Ялте" и глобальном влиянии – заканчивает дни в примитивной лжи и деградации.
У российской истории есть два глобальных урока, которые, надеюсь, войдут когда-нибудь в учебники.
Имитационный культ западной успешности, западных форм жизни – при неспособности воссоздать внутренний механизм западного развития (с его ставкой на частные интересы человека, а не "вертикальную" силу режима), – залог развала системы и "заката империи".
Россия переживает сегодня именно этот этап развала, расплачиваясь за историческую ставку на форму и имитации, а не на сущности и глубинную культуру.
И второй урок: "насильно осчастливить нельзя". Невозможно получить процветающее общество, плюя на человека и вытирая ноги о социальные группы. За презрение к личности приходит историческая расплата.
Путинизм – её классическая иллюстрация.
И пока российская "матрица" не поменяет базовые ориентиры с "империи" на человека, – судьба "русского мира" незавидна. Это будет ложь и деградация, ложь и деградация – до финального конца.
Александр Хоц