22.11.2024

Откуда взялись донские казаки


Много военных побед связано с именем Войска Донского, а казачья отвага давно и навечно стала притчей во языцех

«На коня надо сажать, покуда лоза да сопля зелена». Этим правилом руководствовались донские казаки в военном воспитании сыновей с самого раннего детства. Может быть, поэтому донская выучка признается лучшей среди всех 11 российских казачьих войск. Датой основания Донского казачества считается 12 мая 1570 года.

 

 

К.К. Пиратский. Донские казачьи полки и артиллерия, 1867 год. Источник: wikimedia.org

К.К. Пиратский. Донские казачьи полки и артиллерия, 1867 год. Источник: wikimedia.org

 

Первая казачья грамота

Донские казаки обрели официальный статус с легкой руки Ивана Грозного. Первую грамоту царь отослал казачеству еще в начале января 1570 года. В ней было требование служить на благо царя и Отечества, а взамен царь обещал жалование всякому казаку, кто присягнет на верносНа самом деле о донских казаках было известно задолго до царских предложений службы. Еще в 1550 году ногайский князь Юсуф жаловался Ивану на то, что донцы городов понаставили, беспошлинно не хотят пропускать его людей. А бывает, и силой забирают что понравится, не забыв и по шапке настучать.

Иван Грозный, правильно оценив степень опасности неуправляемой грозной силы казаков, решил привлечь их на службу государеву, привязав к стабильному жалованию. И у него почти получилось. Со временем казаки изменили уклад жизни. Если раньше казачье поселение больше походило на военный лагерь (только воины и оружие), то впоследствии казаки стали приводить из военных походов жен. Стали рождаться дети, казаки обзаводились хозяйством, пускали корни, разводили огороды. Порохом, одеждой, свинцом, хлебом и деньгами их жаловал царь, а воевать за него – ну, что же, к войне казак всегда был привычен.

Государство в государстве

 

Герб Великого Войска Донского. Источник: wikimedia.org

Герб Великого Войска Донского. Источник: wikimedia.org

 

Казачество было государством в государстве. Будучи на службе у царя, казаки строго соблюдали законы, принятые внутри Круга. Жизнь поселения регулировалась и управлялась атаманом, хоть право голоса имели все. Насущные вопросы обсуждались сообща, всеми взрослыми казаками. Решение же после обсуждения выносил атаман. Его слушали беспрекословно.

В казаки брали практически всех, невзирая на прошлые грехи или заслуги. Кандидат мог быть хоть беглым, хоть преступником. Главное, чтобы в Бога верил и драться умел. С Дона выдачи нет – это всегда было нерушимым законом. Сколько ни пытались царские посланцы забрать преступника, добравшегося до донцов, столько раз терпели неудачу.

Со времени принесения донскими казаками присяги не было войны, в которой бы казачье воинство не стояло в одном ряду с царским войском. Казанский поход, битва за Астрахань, сражения с татарами и турками. Но и о локальных «развлечениях» казаки не забывали. «За зипунами» ходили на Азов и окрестности, захватывали караваны на Волге. В общем, собирали добычу с кого придется.

 

Миниатюра из рукописи “Избрание на царство М.Ф. Романова», 1673 год. Источник: wikimedia.org

Миниатюра из рукописи “Избрание на царство М.Ф. Романова», 1673 год.
Источник: wikimedia.org

 

Установление династии

С ростом благосостояния казаков разрастались и поселения, казаки расселились по всему Дону. Возникли городки на Северском Донце, на речках Хопер и Медведица. Разрастание казачьих территорий привело к разделению казачьей общины на два военных сообщества: низовые казаки жили в районе нижнего течения Дона, верховые, соответственно, в верховьях реки.

Централизованного управления среди казаков не было. В каждом из поселений был свой атаман. Из-за этого начало XVII века было ознаменовано тем, что казаки поддержали восхождение на трон Лжедмитрия. Потом были Василий Шуйский и Лжедмитрий II.

К каждому из этих решений в немалой мере приложили руку поляки. Их агитаторы, вера в богоизбранность царя, недостаток, а часто и неимение новостей из столицы – все это способствовало тому, что казачий Круг принимал неверные решения. Впрочем, когда казаки увидели, что поляки оккупировали Москву, они немедленно выступили против захватчиков, пополнив ополчение.

Героизм при освобождении столицы дал казакам право голоса во время Земского собора в 1613 году, когда избирался новый царь. Тогда на трон взошла династия Романовых. Вполне можно сказать, что именно донским казакам Романовы должны быть благодарны за следующие триста лет своего правления. За эту услугу царь жаловал казаков знаменем, что делало Дон частью государства.

Голытьба и домовые

Оседлая и достаточно сытая жизнь резче обозначила расслоение внутри казачества. Как всегда и везде, нашлись те, кто сумел крепко поставить хозяйство на ноги – «домовые». Были и такие, кто легко расставался с деньгами и потому не имел ничего, кроме военной добычи и амбиций, – «голытьба». А добычи становилось все меньше – на границах становилось спокойнее, а следовавшие караваны не всегда можно было грабить. Их защищали грамоты от царя, которому теперь служили казаки.

Голытьба пыталась протестовать и действовать на свой страх и риск, споры перерастали в противостояние внутри общины. Так проявились лидеры, возглавившие известные восстания: Стенька Разин и Пугачев.

 

«Бивуак донских казаков» С.Н. Трошин. Источник: mil.ru

«Бивуак донских казаков» С.Н. Трошин. Источник: mil.ru

 

 «Подкручивание гаек»

Во времена Петра I было введено центральное управление казачьими войсками, утверждена должность войскового атамана. Это был первый случай, когда атаман был не избран, а назначен царским указом. Екатерина II пошла дальше. Уже через год после начала правления она возвела Войско Донское в административные единицы Российской Империи, закрепив за донцами их земли.

Это был щедрый подарок, но взамен императрица требовала от казаков пожизненной службы. Вскоре для рекрутов был установлен тридцатилетний срок, и только в 1875 году его сократили до 20 лет. Казак должен был явиться в расположение с двумя конями и личным оружием. По окончании службы он получал тридцать десятин земли и денежную выплату, но в реальности земли раздавали скупо, и казаку чаще всего доставалась едва ли половина обещанного пая.

С начала XVII века и до начала Гражданской войны казачество разрослось с двух тысяч человек до полутора миллионов. Но уже в 2002 году во время переписи населения было зафиксировано всего около 90 тысяч человек, назвавших себя казаками.

Автор: РУСИЧ АННА источник


67 элементов 1,488 сек.