«Либерман устроил настоящее шоу, изображая из себя радетеля светского населения. Но то, что происходит сегодня в Иерусалиме, свидетельствует об обратном. И об этом следует сказать со всей откровенностью!» – заявил в беседе с «Деталями» Офер Беркович, лидер движения «Пробуждение» («Иторерут») и депутат столичного горсовета.
Движение «Иторерут» уже двенадцатый год пытается бороться за интересы светских жителей города, а последние десять лет имеет фракцию в муниципалитете. Сам Беркович – коренной иерусалимец, майор запаса, в Еврейском университете получил степень бакалавра. На последних выборах мэра он считался реальным претендентом на победу, вышел во второй круг, но проиграл Моше Лиону. Разница между ними оказалась небольшой – всего три тысячи голосов.
Эти выборы на днях помянул премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу. На встрече с бывшими активистами НДИ председатель «Ликуда» сказал: «Сейчас Либерман нападает на ортодоксов, но три месяца назад действовал с ними в тесном союзе в Иерусалиме, предотвратил избрание Офера Берковича, кандидата светских жителей. Почему так случилось? Из-за Либермана!»
Беркович в интервью «Деталям» признал, что полностью согласен о сказанным Нетаниягу.
– Биби прав. Либерман повел себя цинично во всем, что касается Иерусалима. Если председатель НДИ так печется о правах светского населения, то он бы не способствовал сделке, которая дала возможность ультраортодоксам получить безраздельную власть над городом. Только потому, что Либерман вместе с Арье Дери и Моше Гафни поддержали Моше Лиона, две самые важные для города комиссии – по планированию и строительству, а также финансовая комиссия – теперь находятся в руках ультраортодоксов. Так что они могут делать все, что захотят.
– Например?
– Строить религиозные учреждения, колели (учреждения, где взрослые мужчины могут изучать Тору – прим. «Детали») в любых районах, в том числе и в светских. Изменять статус образовательных учреждений, со светского на религиозный. Перекрывать дороги в субботу, как сейчас пытаются делать в квартале Писгат-Зеэв. Проще говоря, они могут игнорировать статус-кво, существовавший ранее. И все это потому, что Моше Лион оставил «Пробуждение» за бортом, и сформировал религиозную коалиция, которой он повязан теперь по рукам и ногам. Он, увы, сконцентрировал свое внимание на единственном секторе: его заботят только избиратели «Дегель ха-Тора» и ШАСа. Я не хочу сказать, что ультраортодоксам ничего не положено – они такие же равноправные жители израильской столицы, как и все остальные. Но я – за соблюдение статус-кво, а его, похоже, у нас сейчас нет, в чем Либерман и расписался собственноручно.
– Но вы не находите, что в союзе Дери и Либермана на муниципальных выборах нет ничего противоестественного? Ведь на муниципальном уровне очень часто заключаются блоки, союзы, достигаются договоренности, которые кажутся невозможными в рамках общенациональной политики…
– Давайте заглянем за кулисы этого союза. Насколько известно мне, и не только мне, за Моше Лионом стоит Либерман. Договоренность между ними была достигнута, как я предполагаю, еще до начала выборов. На Дери возлагалась обязанность: привести на избирательные участки избирателей ашкеназской «Дегель ХаТора», чтобы они поддержали Лиона. Стало быть, заранее было согласовано, что представители ультраортодоксов получат самые важные должности! Их они в результате и получили.
Не думаю, что тут велись какие-то продолжительные закулисные переговоры, как это было, скажем, с Законом о всеобщей воинской повинности. Либерман просто-напросто хотел, чтобы Моше Лион стал мэром города, а затем стал пристраивать в муниципалитет своих людей. Скажем, Ави Абухацера, бывший помощник Либермана, назначен на должность советника Моше Лиона по вопросам ультраортодоксов. На его зарплату из казны уходит четверть миллиона шекелей в год. Вот, что, как мне кажется, интересовало председателя НДИ прежде всего.
(Отметим здесь, что вопрос назначений Абухацеры, а также Диди Гершковича, который получил должность советника по управлению и контролю над муниципальными процессами в канцелярии генерального директора муниципалитета Иерусалима, поднимала в июне и газета TheMarker. От имени Либермана журналистам так прокомментировали эту ситуацию: «Мы желаем всем представителям «Ликуда», которые упражняются во всевозможных обвинениях председателя партии «Наш дом Израиль», включая обвинение в убийстве Арлозорова и гибели «Титаника», продолжать россказни Али Биби. Мы дадим ответ на избирательных участках», – прим. «Детали»).
– Вы общались с Либерманом?
– Нет, я с ним не говорил, и он ко мне не обращался даже для того, чтобы хотя бы для интереса узнать, с какой программой я иду на выборы. Зачем ему это, в самом деле? Он нашел близкого себе человека, а остальное его не волновало. Так же, как не волновали интересы жителей Иерусалима, светских граждан или религиозных сионистов. Я уже не говорю, что Моше Лион был жителем Гиватаима, человек пришел извне, и за ним не стоит фракция – его список не получил на выборах ни одного мандата. То есть, нынешний мэр пришел к власти исключительно за счет ультраортодоксов. И, конечно, именно по этой причине Лион ими абсолютно управляем. Они ему нужны, он без них шагу ступить не может, потому что лишен собственной политической опоры.
– А какова роль Арье Дери в этой истории?
– Одна из самых главных. Он – движитель всего процесса, он привел ортодоксов к власти, благодаря ему во многом Лион и победил. Нет, конечно, были люди, относящие себя к пылким сторонникам Либермана, которые тоже проголосовали за Лиона – но я надеюсь, что таких оказалось меньшинство.
– Либерман мог бы повлиять на Лиона, чтобы он ввел «Пробуждение» в коалицию?
– Запросто! Ему-то всего и надо было, что сказать мэру: послушай, у них семь мандатов, они представляют светских жителей городе, возьми их для баланса. Но Либерман даже пальцем не пошевелил.
– Но в СМИ Моше Лион говорил, что ваше движение само виновато в срыве переговоров…
– Я заявляю однозначно: мы были готовы войти в коалицию. И не потому, что безоговорочно верим Моше Лиону или хотели бы следовать его курсом. Но мы хотим влиять на принятие решений, чтобы защищать интересы большого количества избирателей, отдавших нам свои голоса. Ведь практически половина города нас поддержала!
Так единственная сильная светская фракция с семью мандатами осталась за бортом, а Лион устроил театральное представление изо всего этого. Сразу после выборов я позвонил ему и предложил сотрудничать, сказал – очень важно, чтобы в горсовете были представлены интересы всех секторов. Он ответил, что со мной свяжутся, и с тех пор ко мне так никто и не обратился.
Марк Котлярский, «Детали». К.В. Фото: Эмиль Сальман. На фото: Офер Беркович