В преддверии Песаха мы посвящаем публикацию памяти реб Залмана Майзлеса, который воплотил идею о собственной мацепекарне синагоги.
Воспоминаниями делится его сын Илья Залманович Майзлес, житель блокадного Ленинграда, прихожанин Большой Хоральной Синагоги, волонтер еврейской общины.
18 – 19 листов на килограмм
Мы жили в большой коммунальной квартире, на кухне стояли две газовые плиты. К ночи соседи расходились по комнатам и мама с бабушкой пекли на сковородах, через весь коридор пронося листы мацы… Достать мацу было большой проблемой, но все знали, что в нашей семье мацу всегда можно найти. У нас был телефон, и люди звонили, просипи напечь и на них. Да и потом, из года в год мы уже знали, кому маца нужна.
Никто мацу не взвешивал, ее дарили или продавали по листам. Речь не шла о больших объемах, знали, что тем-то – 10 листов, той-то семье – 20. Папа был пекарь по специальности. Он знал, что в килограмме хорошей мацы должно быть 18 – 19 листов.
В советское время нужны свои каналы
Выйдя на пенсию в 1967 году, папа полностью посвятил себя общине. Он тяжело переживал, что в еврейских семьях нет мацы к пасхальному столу. И папа задумал реализовать идею о мацепекарне при Синагоге. раввина. Я и сегодня не могу представить_ как ему удалось эту идею реализовать на практике. Отсутствие самых необходимых условий для производства- помещений для производства мучная пыль-при соответствующих условиях- очень взрывоопасна, вентиляция, отсутствие простейшего необходимого оборудования, муки и прочие проблемы –не оставляли шансов на успешную реализацию замысла. НО, недаром говорят: если человек хочет – ищет способы, не хочет – причины. Содобрениягл раввина А. Лубанова, который хорошо знал и ценил папу работа закипела. (кстати когда р А. Лубанов в 1973г умер и власти города не давали разрешения на захоронение на еврейском кладбище- оно было закрыто и подлежало ликвидации!- именно мой отец проявил чудеса – сумел получить разрешение на захоронение, но это уже другая тема и если потребуется расскажу, т.к. знаю эту историю из первых рук.) Из помещений подвала буквально на лопатах выносили грязь и чистили помещение. По своим каналам с хлебозавода папа смог найти две тоннельные печи. Внутри печи пустили медленно ползущую металлическую ленту. На нее клали заготовки из теста, а на другом конце получали готовую мацу. Мы соорудили устройство для промышленного прокалывания дырочек: я выточил валики, в них вставили и припаяли иголки.
Нагреватель с ферритового производства
Все оборудование доставалось «левым» путем. Нагреватели для пекарной линии достали с ферритового производства. Их громадную мощность – позволяявшую получатьь1600 градусов уменьшили вдвое. Включали линию только ночью, чтобы не сажать потребление электричества в основное время.
Продолжение следует:
https://sinagoga-spb.livejournal.com/123233.html
Я буду признателен, если со мной свяжутся люди, помнящие ребЗалманаИзрайлевичаМайзлеса. Пишите: mayzles@mail.ru,