03.12.2024

Леопольд ВАЙС (Мухаммад АСАД) Фрагменты из книги “Дорога в Мекку”


Об уникальной даже для безумного ХХ века личности – сыне львовского адвоката, внуке черновицкого раввина Леопольде Вайсе…

Беньямин Вайс, черновицкий раввин, дед М. Асада

Во все времена, особенно в средние века, евреи принимали ислам, добивались высоких должностей при дворах мусульманских правителей. Как правило, это были сефардские евреи. И тысячи иудеев вот уже много веков становятся христианами. Многие из них добились известности и богатства. Как правило, это ашкеназские евреи. Но чтобы ашкеназ принял ислам – это из ряда вон выходящее событие!

… Леопольд, Лео, как его звали в семье, родился 2 июля 1900 года во Львове. Тогда город назывался Лемберг и принадлежал Австро-Венгрии. Здесь же, во Львове, провел юность другой представитель династии галицийских раввинов – Мартин Бубер, которого многие считают одним из выдающихся еврейских мыслителей ХХ века. А Леопольда Вайса (после принятия ислама Мухаммада Асада) многие считают самым выдающимся мусульманским мыслителем – выходцем из Европы ХХ века. И Вайс, и Бубер вспоминали тогдашний Львов с теплотой. Но все это будет потом…

А пока юный Лео прилежно изучает святые книги: ТАНАХ, Мишну, Гемару, путешествует с родителями по Европе. В 1914 году еврейский мальчик, патриот Австро-Венгрии подделывает документы, приписывает себе два года и вступает в армию. Его разоблачили и вернули домой, чтобы через четыре года призвать на военную службу. Но к тому времени война окончилась.
Семья Вайс переехала в Вену. Леопольд поступает в университет. Изучает историю искусств и философию. Однако вскоре бросает занятия, переезжает в Берлин, становится ассистентом кинорежиссера Мурнау и ведет богемный образ жизни.
Карьера в кино не задалась, и в 1921 году молодой Вайс устраивается телефонистом в редакцию "Франкфуртер цайтунг" – одной из самых уважаемых, солидных газет Европы. И тут первая улыбка Фортуны. Его друг, портье в гостинице, рассказал ему, что у них инкогнито остановилась для сбора средств для голодающих Поволжья жена Максима Горького Екатерина Пешкова. Не спросив разрешения начальства, Леопольд помчался в гостиницу.
Екатерина Пешкова рассказала Вайсу о катастрофических масштабах голода в России. Опьяненный удачей Леопольд упросил печатников поставить его материал в утренний выпуск газеты. Интервью произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Вайс получил выговор и… место репортера.

Леопольд Вайс в молодости
 

И снова улыбка Фортуны. Весной 1922 года он получает письмо от дяди – Дориана Фейгенбаума, сына его дедушки, черновицкого раввина, одного из первых студентов Зигмунда Фрейда. Дядя работал в иерусалимской психиатрической больнице. "Почему бы тебе, – писал он, – не приехать и не побыть со мной несколько месяцев? Я оплачу обратный билет. Ты сможешь вернуться, когда захочешь. К твоим услугам большой и красивый старый арабский дом… Мы будем проводить время вместе. У меня много книг. Когда устанешь осматривать здешние виды, то сможешь читать".
… Через некоторое время дядя встречал Лео, корреспондента берлинской газеты, в своем доме у Яффских ворот в Иерусалиме. Но Фортуна перестала улыбаться Лео. Она начала гримасничать. Восток, арабский, мусульманский Восток сразу же очаровал, захватил, навеки покорил Леопольда Вайса. Лео, по его собственным словам, почувствовал себя бо́льшим арабом, чем сами арабы.
Такие же сильные чувства, но со знаком минус, он испытывал по отношению к местным евреям и сионизму. Об этом он открыто говорил будущему президенту Израиля Хаиму Вейцману и Менахему Усышкину, известному сионистскому деятелю, идеологу еврейского заселения Эрец-Исраэль. В своих статьях Вайс выступал не только против Декларации Бальфура, поддержавшей создания еврейского национального очага в Палестине, но и против "посягательств евреев на арабскую землю". Как это все случилось, почему так перевернулось его мировозрение, его сознание, не мог объяснить даже дядя, психиатр-фрейдист.

Леопольд Вайс в Палестине, начало 1920-х гг.
 

В Иерусалиме Вайс подружился с Якобом Исраэлем де Ханааном, личностью одиозной. Голландский еврей, принявший, христианство, гомосексуалист, журналист, он был яростным противником сионизма. Новые друзья и коллеги вместе путешествовали по Трансиордании, где Леопольд познакомился с эмиром Абдаллой, затем посетил Сирию.
Вернувшись в Берлин, Леопольд Вайс публикует статьи о мусульманском Востоке, читает лекции в берлинской Академии геополитики. В это же время он знакомится с талантливой художницей Эльзой Шейман, которая была старше Лео на 15 лет и имела сына от первого брака.
Но Европа кажется Вайсу скучным, вялым местом. Его тянет на любимый Восток, к новым приключениям, лицам, встречам. По словам одного из его биографов, однажды в поезде Вайс наблюдал невыразительные, сытые лица хорошо одетых пассажиров – зажиточных немецких бюргеров. Леопольду показалось, что на этих лицах он читает скрытые муки. Вернувшись домой, Лео увидел открытую страницу Корана: "Вы полны желания иметь больше и больше до тех пор, пока не дойдете до своих могил. Если бы вы только знали это, вы бы наверняка увидели ад, в котором находитесь".
Решение пришло мгновенно. Через несколько дней еврей Леопольд Вайс поднял правую руку и в присутствии двух свидетелей произнес: "Я заявляю, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его".
Так иудей Лео Вайс стал мусульманином Мухаммадом Асадом. Правда, частичку старого имени он все же сохранил: "асад" по-арабски означает "лев". Мусульманами стали его жена Эльза и приемный сын Генри. В начале 1927 года семья совершает хадж (паломничество) в Мекку. Но там скоропостижно умирает Эльза. Мухаммад отправляет пасынка в Берлин, а сам продолжает изучать арабский язык, Коран, обычаи Аравии, публикует проарабские статьи в европейских газетах, заводит влиятельных друзей. Среди них – сын правителя страны. Он представляет Асада отцу – основателю нового государства Саудовская Аравия Абд-Азизу Ибн-Сауду. Спустя некоторое время Мухаммад становится советником бедуинского короля и его секретным агентом.

Мухаммад Асад в традиционной арабской одежде

Вот что писал Асад об Аравии и ее короле: "У меня роман с этой страной, и я переживаю его с такой полнотой и силой, как ни один европеец. Никто, я убежден в этом, не сможет устоять перед очарованием аравийской жизни, если хоть немного поживет с арабами, никто не сумеет вырвать Аравию из своего сердца. Даже покидая этот край, человек навсегда унесет с собой частицу упоительной атмосферы пустыни и будет мучиться ностальгией в красивейших и богатейших странах мира".
"Он называет меня другом, хотя мы далеко не равны в своем положении, ведь он – король, а я – всего лишь журналист. Но я решаюсь говорить, что мы друзья, ибо он поверяет мне свои сокровеннейшие мысли, причем делает это с такой щедростью, с какой помогает людям".
Однако роман с Аравией и дружба с королем не получились… Причины никто объяснить не может, но Мухаммад Асад вместе с молодой женой, 15-летней Мунирой Хуссейн аль-Шаммари, дочерью арабского шейха (умерла в 1978 году), и новорожденным сыном Талалом (впоследствии известным антропологом, профессором университета Нью-Йорка) уезжают из страны, а по некоторым сведениям – бегут под покровом ночи.
Он путешествует по всему мусульманскому миру от Гибралтара до Индии. Побывал Асад и в Иране. Из его статей, не утративших своего значения и сегодня, европейцы – может быть, впервые – узнали о расхождениях между иранскими шиитами и аравийскими суннитами, об их многовековой вражде и ненависти. (Многие мировые лидеры не знают и не понимают этого до сих пор.)
Из Ирана Асад едет в советскую Среднюю Азию. Вот как описывает это путешествие современный английский журналист: "В те годы туда еще пускали иностранцев, но Асад быстро убеждается, что правоверному мусульманину там не место. В Туркмении, в старинном городе Мерв (…) городское начальство рассказывает Асаду об успешной борьбе с пережитками феодализма (…) местные атеисты швыряют свиные головы за ограду единственной городской мечети (…) мулла этой мечети оказывается осведомителем, доносящим на своих прихожан".

Мухаммад Асад на государственной службе
 

Затем Мухаммад Асад уехал в британскую Индию, присоединился к борьбе мусульман за независимость Пакистана. Он сотрудничает с вождями этой борьбы – Мухаммадом Икбалем и Мухаммадом Али-Джинной. Асад выучил урду, помог выпустить первые газеты на этом языке.
После начала Второй мировой войны британские власти интернировали австрийского подданного Мухаммада Асада и его семью в лагерь для перемещенных лиц в Бомбее, в котором они были единственными мусульманами. Здесь же в 1942 году "Лев" узнал, что его отец, сестра и мачеха (мать умерла в 1919 году) сгорели в печах Холокоста. Говорят, в этот день Лео в первый и последний раз в жизни плакал…
Война окончилась. Освободившись из лагеря, основатель пакистанского государства Мухаммад Икбаль пригласил его помочь написать конституцию страны и создать светское государство – исламскую республику. Асад согласился, но настоял, чтобы новая конституция гарантировала право женщин быть избранными в любые структуры власти. Когда в 1988 году Беназир Бхутто была избрана первой женщиной на посту премьер-министра Пакистана, став одновременно и первой женщиной-лидером в мусульманском мире, она подчеркнула большую роль Асада в этом.

Мухаммад Асад в пакистанском представительстве при ООН

В 1951 году пакистанское правительство назначило Мухаммада Асада своим представителем в ООН. "Нью-Йорк таймс" так описала нового посла Пакистана в ООН: "Худой, с бесстрашным взглядом, известный знаток исламского закона. Он знает польский, английский, немецкий, фарси, арабский и другие языки; путешественник с глубоким знанием городов и пустынь от Касабланки до Пенджаба, многословный просветитель исламского мира, неординарный человек, родившийся во Львове".
Этот "неординарный человек", считавший себя посланником в ООН не только Пакистана, но и всего мусульманского мира, постоянно очень резко выступал в стенах этой организации против Израиля и сионизма. Израильские дипломаты наградили его кличкой "вероотступник". Но ничто человеческое не было ему чуждо…
В Нью-Йорке у Мухаммада Асада начался бурный роман с польской иммигранткой Полой Казимирской. Жену-бедуинку Асад отослал отцу-шейху в Саудовскую Аравию. Пола приняла ислам и стала его третьей женой., Хамидой. В Пакистане к горячим романтическим делам воего посланника отнеслись весьма и весьма холодно. Пришлось уйти в отставку. Заметим, что еще спустя десятилетия после этого в Пакистане продолжали помнить Асада и ценить. Лидер страны генерал Зия уль-Хак уговаривал его вернуться и предлагал важный пост в своем правительстве.

Около 20 лет Мухаммад Асад жил в Танжере (Марокко), был профессором Каирского университета Аль-Азхар, писал научные труды, воспоминания. Остановимся коротко на его научном и литературном наследии, Главным трудом, делом жизни Асад считал свой комментированный перевод Корана на английский язык. По мнению специалистов, в литературном отношении ему нет равных. Но этот перевод вызвал гнев и раздражение в ортодоксальных мусульманских кругах. Они сочли его чересчур современным, модернистским и по-европейски либеральным. В Саудовской Аравии этот перевод был запрещен. Кроме перевода Корана Асад написал: "Принципы мусульманского государства", "Сахих аль-Бухари: ранние годы ислама", "Это наш закон", работы по государственным аспектам шариата и т.д. Бестселлером стала книга Мухаммада Асада "Путь в Мекку" о его переходе в ислам. Она издавалась много раз на многих языках. В 2001 году газета "Гаарец" писала: "Необычная история о еврее, который изменил свое имя, свою веру, своих жен, свою национальность, а также лицо исламского мира".
В "Пути в Мекку" Асад искал объяснения своим поступкам у праотца Авраама: "Это мой давний предшественник, которого Бог отправил в неведомые страны для открытия самого себя, легко бы понял, почему я оказался в Аравии, поскольку он также бродил через чужие земли, прежде чем смог построить свою жизнь как нечто ощутимое, и он был гостем во многих странах, прежде чем ему было разрешено пустить свои корни…" (Асад никогда не скрывал своего еврейского происхождения, хотя это и вызывало иногда подозрения в Саудовской Аравии и Пакистане.)
Не так давно на экраны вышел немецкий документальный фильм о жизни Асада – "Путь в Мекку". А в 2008 году площадь перед главным входом в штаб-квартиру ООН в Вене назвали в его честь. Это была первая западноевропейская площадь, названная в честь мусульманина. Интересно, увековечена ли память о Леопольде Вайсе – Мухаммаде Асаде в его родном Львове?
Война между Ираном и Ираком потрясла Асада. Он навсегда покидает мусульманский Восток и перебирается в Европу – сначала в Португалию, в Лиссабон. Рушилась его мечта – мусульманского либерала и реформатора – о светском, основанном на гуманизме, вере в человека исламском государстве, о новом поколении мусульман. Он безжалостно критиковал аятоллу Хомейни, сказав, что он хуже шаха; короля Саудовской Аравии и президента Египта Насера, которого хорошо знал лично. Асада беспокоил рост фундаментализма в исламе. "Мне стало ясно, – писал он, – что проблемы мусульман заключаются не в недостатках ислама, а в нежелании мусульман жить в согласии с исламским мировозрением". Асад продолжал верить в "ислам с человеческим лицом", точно так же, как некоторые коммунистические лидеры верили в "социализм с человеческим лицом".

Из Португалии Мухаммад Асад переехал в Испанию, в Гранаду, на землю средневекового Гранадского эмирата, последнего мусульманского государства на Пиренейском полуострове, оплота ислама. Он умер 23 февраля 1992 года. Похоронен на маленьком мусульманском кладбище города Марбелья. В отличие от праотца Авраама Леопольд Вайс так нигде и не пустил свои корни. За десять лет до смерти Мухаммад Асад сказал, что если бы сейчас он встретил араба в первый раз в жизни, то, скорее всего, не проникся бы симпатией к нему…


69 элементов 0,998 сек.