За каждым великим мужчиной, как правило, стоит неординарная женщина, а за творцом – муза. Значительно реже случается, когда одна и та же женщина объединяет несколько знаменитостей. У таких дам есть редкий талант быть супругой, помощницей, другом. Об одной из них и пойдет рассказ.
Родилась Вера Боссе 6 января 1889 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной купеческой семье. Мать её была шведкой, отец – французом. Впоследствии Вера любила похвастаться дворянскими корнями, хотя на самом деле их у неё не было.
Образованна она была всесторонне – математика, французский, иностранные языки, музыка. К тому же барышня после окончания гимназии получила золотую медаль и имела право преподавать. Но ей хотелось учиться дальше, её манил Париж. Отец девушки решил, что если уж где и продолжать обучение, то только в Германии. И в 1910 году Вера стала студенткой Берлинского университета. И хотя она успела неплохо освоить некоторые предметы (философию, химию, анатомию, историю искусств и т.д.), закончить образование она всё же не смогла – закрутилась в романтическом водовороте, а потом началась Первая мировая война, и стало не до учёных премудростей.
Первый и второй её браки просуществовали недолго. Один расстроили родители, другой распался сам. Вера Артуровна меняла кавалеров и мужей почти так же, как обеспеченная дама – перчатки. Так что нет смысла разбираться в её воздыхателях и запоминать все фамилии, которые носила эта самобытная женщина. Но стоит поговорить о двух главных мужчинах, которые сыграли огромную роль в её жизни. А она, в свою очередь, способствовала их карьере и славе.
Первым из них был художник Сергей Судейкин.
Вернувшись из Германии в Москву, Вера поступила в балетную школу – её давно привлекали театр и музыка. Карьеру в танцах она делать не планировала – понимала, что с её высоким ростом в балете делать нечего. Ей хотелось обрести грацию, умение двигаться, что для драматической актрисы тоже нужно. И она стала актрисой знаменитого Камерного театра под руководством А. Таирова. Там-то в 1915 году статную красотку и заприметил уже знаменитый и весьма популярный в то время художник С. Судейкин. Он оформлял постановку "Женитьба Фигаро" и, влюбившись в Веру, сочинил для неё испанский танец и придумал костюм для его исполнения.
Их роман вызвал бурную реакцию богемы. Ну, как же, у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не чурался он и однополых отношений. А тут в этот и без того запутанный клубок вклинивается Вера! Как не возникнуть толкам? Веру в свете называли "Бякой" и переживали за брошенную "всеобщую любимицу" Ольгу Судейкину. Однако резкого разрыва не было, и Судейкин некоторое время держит около себя обеих женщин. Он изображает их вместе на картинах (в частности, на полотне под названием "Моя жизнь" запечатлены обе дамы сердца), вдвоем Ольга и Вера демонстрируют придуманные им наряды.
В 1916 году Вера с Сергеем перебираются в Питер и занимают одно из лидирующих положений среди людей искусства. Но благоденствие длилось недолго – Судейкина призывают в армию и отправляют на фронт, а Вера уезжает в Москву к матери. Через некоторое время к ней приезжает комиссованный по болезни Судейкин. Начинается смутное время, и в июне 1917 года они отправляются в Крым.
Там Вера вынуждена делать всё – доставать продукты, готовить пищу, убирать, мыть, стирать… Но жалоб от неё никто не слышал, лишь в дневнике она фиксирует то, что её тревожит. В ноябре 1917 года она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим себе места. Скифы, разрушающие свои собственные храмы!"
А затем: "В Крыму началась борьба с большевиками. Под Симферополем бой, в Севастополе расстреляны сто пятьдесят офицеров. В Ялте был митинг с угрожающей резолюцией против буржуев, и поэтому все в паническом состоянии…"
В феврале 1918 года влюблённые регистрируют свои отношения. С. Судейкин одержим Верой и мечтает сделать выставку её портретов.
В июле 1918 года Вера Артуровна записывает: "Серёжу выводит всё из терпения, он плохо работает и начинает меня упрекать в моих постоянных болезнях. Он садится перед моей постелью и начинает серьёзно говорить со мной. Я урегулировала его половую жизнь, я должна урегулировать его рабочую жизнь. У него таланта пропасть, так же, как и полового чувства. Прежде он дня не проводил, не употребив две-три женщины, – это шло в ущерб его работе. Теперь он должен был бы писать одну меня – он повторяет это уже в сотый раз…"
Надо полагать, что Вера могла бы сделать карьеру актрисы. Она снялась в нескольких фильмах, и роль Элен Безуховой в фильме Я. Протазанова и В. Гардина "Война и мир" (1915 г.) ей определенно удалась. Да и внешность у неё была яркая и киногеничная. Но она отказалась от собственных устремлений и выбрала иной путь – служение тому, кто гениален, став женой с большой буквы.
Связав свою жизнь с Судейкиным, Вера записывает правила, которым с этих пор должна следовать:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Обязанности жены художника Вера исполняла чётко. Не женщина, а прямо-таки мечта творца! Судейкин же отмечал, что в придачу к этому Вера спасла его от болезненного пристрастия к алкоголю. А о его влиянии Вера говорит так: "Я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет". У неё открылся художественный дар, она приобщилась к живописи и стала рисовать сама.
Странствия четы Судейкиных продолжаются – в апреле 1919 года они в Тифлисе (ныне Тбилиси), затем – в Баку, а в 1920 году оказываются в Париже, куда бегут от голода, разрухи, неразберихи, социальных и политических перемен.
На чужбине русские эмигранты стараются отвоевать место под солнцем и продемонстрировать свои способности. Заявляет о себе и С. Судейкин. Критики называют его картины и зарисовки "легкими и зрелищными", отражающими "романтическую и одновременно болезненную до гротеска эпоху Гоголя и Островского". Он работает сценографом в кабаре, оперных и балетных постановках.
Но в феврале 1921 года происходит еще одна судьбоносная для нескольких человек встреча – театральный и художественный деятель, видный антрепренёр Сергей Дягилев знакомит Веру с именитым композитором, большой величиной в культуре ХХ века, Игорем Стравинским. Между ними вспыхивает страсть.
Игорь и Вера старались держать свой роман в тайне, чтобы не ранить близких (у Веры ревнивый муж, у Стравинского жена и четверо детей). Переписку они вели через секретаря музыканта. Но долго так продолжаться не могло. И весной 1922 года Вера уходит от Судейкина и становится доверенным лицом Стравинского в делах. В обществе опять возникают сплетни и пересуды.
По отзывам современников, Вера была эффектной шатенкой, энергичной, целеустремлённой и артистичной. Она привлекала внимание, к ней тянулись люди. А. Бенуа писал о Вере: "Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая…". Каким-то особым образом Вера умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.
Организаторские и художественные способности Вера демонстрировала неоднократно. В частности, в Париже у неё был магазин театральных принадлежностей, а в Беверли-Хиллз – галерея, где выставлялись как её собственные работы, так и Шагал, Пикассо, Дали и т.д. Она делала костюмы для балетной труппы Дягилева, работала декоратором, а своими полотнами привлекала на выставки жителей разных городов и стран.
С. Судейкин после расставания с Верой перебрался в США. И хотя он продолжал много работать (его приглашали оформлять спектакли крупнейшие театры мира), надо полагать, что пережить разрыв с женщиной, которая была для него всем, он так и не смог. Последние его годы были горькими, ему не хватало движущей силы, он болел и нуждался. Незадолго до своей кончины он успел повидаться с Верой. Не стало С. Судейкина в 1946 году.
Статус любовницы на положение законной супруги Стравинского Вера сменила лишь в 1940 году, и после этого пара обосновалась в США.
Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе. Она умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.
Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход. Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера – практичная, сильная, несгибаемая.
Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года. Он был погребен в Венеции на "русской" части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет. Она часто его вспоминала, издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни.
До последних дней В. Судейкина-Стравинская была активной, деятельной, здравомыслящей и при этом совершенно необыкновенной. Вот как вспоминал о Вере Артуровне Соломон Волков: "Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора. Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было восемьдесят восемь лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила…"
Ушла из жизни Вера Артуровна 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена она рядом с последним мужем.
Мария Морозова
Судейкин Портрет жены 1930-е гг