22.11.2024

Межэтническая вражда – новая стратегия «Ликуда»?


В пасторальные восьмидесятые в Израиле имели хождение анекдоты про Давида Леви. Как только не изощрялись израильтяне, высмеивая недостаточно утонченного и недостаточно образованного, на их взгляд, поднявшегося из низов министра. Давид Леви объясняется с таксистом в Нью-Йорке… Давид Леви на приёме у английской королевы… Давид Леви купил новую плиту, положил в духовку курицу и нажал на кнопку «оф»…

Один из патриархов израильской политики, ликудник из Бейт Шеана сам, как в таких случаях водится, отчасти был не без греха. И грех этот заключался не в отсутствии университетского диплома и даже не в том, что Давид Леви не владел английским (что для министра иностранных дел как минимум странно).

Герой народного фольклора тех лет отличался в реальной жизни напыщенностью и самодовольством, вот и навлёк на себя насмешки. Семейная черта. Таким же был и его брат Максим. И этническую карту Давид Леви успешно разыгрывал. Как без этого и почему бы и нет, если эффект даёт желательный?

Сегодня, четверть века спустя, межэтнические споры и конфликты тех лет кажутся милыми детскими играми на лужайке. А Давид Леви на фоне Мири Регев, Дуду Амсалема, Давида Битана, Оснат Марк, Дистал Атбарьян и прочих вообще смотрится английским аристократом.

В своих отчаянных попытках удержать власть в последние два года и в совсем уж отчаянных попытках вернуться к ней в последние месяцы Нетаниягу выпустил из бутылки и натравил на политических противников страшного этнического джинна. Ошибались те, кто думал, будто Мири Регев своими обещаниями не допустить более в «Ликуде» ашкеназского главы партии неосмотрительно перечеркнула свое политическое будущее… Ничего подобного!

«Ликуд» Амсалема и Регев, Битана и Шломо Караи – это не случайное сборище злобных крикливых маргиналов, пригретых всесильным вождем и просто временно получающих подачки за свою собачью преданность. Угрозы Дуду Амсалема вывести к избирательным урнам (и на улицы) всех жителей городов развития и с их помощью «до основания разрушить» весь Первый Израиль – это не пустое бахвальство полуграмотного отставного министра дигитальных дел. Это джинн. Нетаниягу уйдёт, рано или поздно (причем скорее рано, чем поздно). А вот страшный этнический джинн останется.

В израильском обществе в целом, возможно, этот джинн особо сильных позиций захватить не сумеет. В поколении тех, кому сегодня тридцать-сорок, этнические рамки сломаны, и семей со смешанным этническим составом так много, что обещанный «поход против ашкеназов» может захлебнуться, едва начавшись. Поди-ка раздели теперь десятки тысяч семей по этническому признаку! Хотя и тут зарекаться нельзя. Этнический джинн может вырасти до астрономических размеров в считанные недели. Больно уж тема взрывоопасная.

Первый Израиль. Второй Израиль… Казалось бы, заржавевшая доктрина семидесятых, эпос Салаха Шабати, давно разрешённая проблема противостояния отцов-основателей страны, сабр и старожилов-ашкеназов с репатриантами из исламских стран. Противостояние, которое помогло Бегину в 77-м отстранить, наконец-то, от власти историческую МАПАЙ. Но в двадцатые годы двадцать первого века, когда выходцы из Северной Африки, Ирана, Ирака, Йемена уже давно стали интегральной частью израильской политической и экономической элиты и занимают ключевые посты в армии, в политической и судебной системах, в банковской сфере, – о какой дискриминации можно говорить?

Оказывается, можно. Мы ведь не в вакууме живем. Нетаниягу извлёк из нафталина этническую распрю семидесятых, доктор Авишай бен Хаим эту распрю популяризировал и объявил актуальной, а тут ещё по времени удачно совпало: кампании «на Первый и Второй Израиль рассчитайсь» обеспечило попутный ветер движение BLM. Ну и что, если в Белом доме отсчитал две каденции президент-афроамериканец? Ну и что, если у нас министры, главнокомандующие, верховные судьи родом из политкорректных стран исхода? Всегда найдется место крикунам о дискриминации. Даёшь поход Второго Израиля против Первого! В бой поведёт Дуду Амсалем.

Реальный сценарий? Едва ли. Это все-таки Израиль, здесь не пытаются взять штурмом парламент, не бьют стекла в витринах, даже на демонстрации с целью «просто покричать» участников хора толком не удается набрать. Жители городов развития не торопятся штурмовать Тель-Авив.

Но вот к риторике Регев-Амсалема в «Ликуде» многие привыкнут. Этнический джинн, которого натравил на политических противников Нетаниягу, страну не разрушит. Но может разрушить «Ликуд».

Два «Ликуда» есть сегодня: бибисты и ликудники. Первые бьются в истерике, захлебываются от ненависти и размахивают двумя знамёнами. На одном – Нетаниягу в полный рост. Они упорно, будто читая заклинания в надежде, что магические слова сработают, называют его премьер-министром – но это еще куда ни шло… Авишай бен Хаим, Дуду Амсалем и иже с ними объявили Биньямина Нетаниягу посланником Бога на земле, ни больше – ни меньше! А на другом их знамени – этнический джинн.

Что же до ликудников, те выжидают, пока схлынет захлестнувшая партию мутная волна, а пока что дистанцируются и осторожно отмалчиваются. Вопрос, схлынет ли.

Декларации Мири Регев «мы больше не позволим ашкеназа во главе партии» – это не случайно вырвавшееся неудачное высказывание. Как и вопли Дуду Амсалема о «засилье ашкеназов» в правительстве . Это – повестка дня большой и задающей сегодня тон в «Ликуде» группы. Не случайно обслуживающие эту группу русскоязычные активисты партии декларируют лозунги о «лево-ашкеназской хунте».

От своих установок и своих требований эта группа не откажется. Вопрос в другом: удастся ли «Ликуду» после ухода Нетаниягу загнать этнического джинна обратно в бутылку, или партия расколется на «Ликуд» и «ЛикудоШАС»? Это выяснится в ближайшие два года.

Софи Рон Мория – специально для «Деталей». Фото: Рами Шалуш˜


66 элементов 1,257 сек.