Как сохранить ясный ум до глубокой старости? 3 совета Эйнштейна, которые меня поразили
Альберт Эйнштейн – гордость человечества. Он был не просто ученым, но и популяризатором науки, а подвижность его ума в преклонном возрасте заставила бы многих молодых студентов ахнуть от удивления. Сегодня я хочу привести слова Альберта о мозге, сохранении его способностей до старост и правильном обучении.
"Один день ты перестанешь учиться и ты начнёшь умирать." (с) Эйнштейн
«У меня нет какого-то особо таланта, я просто любознательный». Чтобы глубже понять это выражение, нужно знать, как формируются новые нейронные связи в мозге и нервные клетки. Если взять двух близнецов одного возраста, одному дать возможность сидеть на диване и ничего не делать, а другому выбрать любое хобби по душе, книги и предлагать каждый день узнавать что-то новое, у кого будет больше нейронных связей? Конечно же у второго, первый будет использовать старые нейронные связи и не будет создавать новые. К преклонному возрасту у него их будет гораздо меньше чем у того, кто что-то читает, узнает и ищет. Каждое незнакомое слово, новая трактовка и даже музыка – все это создает новые нейронные связи и увеличивает их количество.
По словам Эйнштейна, это одна из основных причин, определяющая то, насколько ясным будет ум в старости: «У меня уже не то тело, которое было в двадцать, но ум как у подростка. Именно он позволяет мне игнорировать дряблое тело» или «Мое главное богатство – мои знания. Каждое знание формирует в мозгах новый нейрон, в котором оно хранится. У кого-то миллионы долларов на счету, а у меня миллионы нейронных связей – это мое богатство, которое я заработал тягой к знаниям.» Тяга к знаниям в любом возрасте – первое правило для сохранения ясной головы.
Математик глуп в философии, а философ в математике: два дурака?
«Все мы люди гениальны. Но если мы будем судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя глупой». У каждого человека есть неприятный опыт непонимания изучаемого материала, но это не значит, что умственная деятельность не его конек. Дело в том, что кому-то лучше даются точные науки и вычисления, а кому-то что-то абстрактное, фантазийное, на стыке философии. Альберт как-то сказал: «Все мы в сущности глупы и гениальны одновременно. Возьмите великого математика и выдающегося философа и заставьте их объяснить друг другу свои самые сложные концепции. В результате получите двух дураков, непонимающих друг друга». Каждый в чем-то глуп, а в чем-то умен, все зависит от обстоятельств.
Из этого следует, что заниматься стоит тем, к чему, как говорится в народе, лежит душа. Кто-то обожает машины и их техническую часть, кто-то рисовать, а кто-то готовить. Все это – умственная деятельность, что-то лучше развивает пространственную память, что-то логику, а что-то воображение, но любая деятельность человека имеет интеллектуальную ноту. «Любой человек гениален, просто некоторые настолько ленивы, что после нескольких попыток считают себя глупцами». Эйнштейн довольно скверно учился в школе и лишь случайно возникшая любовь к физике подарила нам гения, который смог с помощью знаний и воображения создать десяток совершенно новых концепций в области физики. Занимайтесь тем, что вам по нраву и развивайтесь в этом.
Только глупец боится совершать ошибки
Совершить ошибку – один из главных страхов, отвадивших не одного человека от изучения новой области. Кто-то боится, что не сможет освоить смартфон или сделает что-то не то, сломает, кто-то боится петь, потому что боится выглядеть глупцом. Обучение – это и есть ошибки, боятся их не нужно. «Знание – это опыт, помноженный на количество ошибок. Чем больше человек сделал ошибок, тем больше он усвоил и тем больше у него опыта». Новый опыт редко протекает гладко, я бы сказал никогда, только на бумаге все гладко. «Вы когда-нибудь ездили на велосипеде? Что было бы, если попробовав впервые, вы бы посчитали себя негодным для этого веселейшего дела?»
Три месяца назад я купил гитару и думал, что смогу сносно сыграть песню Виктора Цоя (отрезок 30 сек) уже через пару недель, но не тут то было. Сначала я стер себе пальцы (играл без медиатора), потом расстроил гитару, порвал струны медиатором. Что это мне дало? Опыт. Теперь я могу научить внука тому, с чем столкнулся сам и дать более эффективный старт, благодаря своему опыту. К этому моменту я сносно играю отрезки композиций группы "Кино" и в порыве вдохновения придумывая что-то свое, пусть пока неказистое. Этого никогда не было бы, если после первых неудач я бы отказался от этой затеи. Именно это в мои 62 года дало тот опыт, который заставляет себя чувствовать как мальчишку за школьной партой и жить с интересом.