Статья в израильской газете “Jerusalem Post” от 5 июля, 2021 года
“Haredim, not Arabs or Iran, are the biggest threat to Israel — opinion” by DAN PERRY
Перевод с английского Александра Левковского
Примечание переводчика: В целях удобства чтения текста в нём сохранён ивритский термин «харедим» для обозначения членов сообщества ультра-ортодоксальных евреев.
Новое руководство Израиля называет себя “Правительством перемен”, потому что долгосрочный премьер-министр Биньямин Нетаньяху был в конце концов смещён. Но идеологические разногласия [внутри нового правительства] рискуют заблокировать необходимые реальные изменения — в том числе, в отношении основной угрозы, с которой сталкивается страна в ее нынешнем состоянии.
Эти угрозы исходят не от палестинцев, какими бы значительными они ни были (как я утверждал на этих страницах), и не от более широкого арабского мира, или даже от Ирана. Самая большая опасность находится внутри: это быстро расширяющееся «государство» харедим в государстве [Израиль]. Нынешняя [опасная] динамика страны [с «государством» харедим внутри] приведёт к окончанию хрупкого пребывания страны в качестве демократии западного образца с доходом на душу населения, который может соперничать с Великобританией или Францией.
Как мы знаем, харедим придерживаются жесткой интерпретации иудаизма, которая допускает лишь незначительные отклонения от древних традиций. Харедим можно найти в США, Бельгии, Великобритании и в других странах, они всегда образуют сплоченные сообщества, но только в Израиле существует пропитанная ядом стена между ними и их согражданами.
Это восходит к решению (принятому около 70 лет назад Давидом Бен-Гурионом) предоставить студентам ешивот льготы по призыву в армию. Тогда это относилось к нескольким сотням истинных семинаристов.
Это соглашение превратило изучение Торы, пожалуй, в беспрецедентную одержимость, следуя которой все мужчины-харедим всю свою жизнь выполняют обязанности семинариста, — сначала чтобы избежать призыва в армию, а затем, по сути, как источник благосостояния. В то время как другие студенты университетов платят за обучение, харедим получают стипендии, пока они учатся, — если возможно, пожизненно. Более 150 000 человек в настоящее время воспитываются в этих школах в вере в то, что строгость [веры] и раввины заменяют собой законы и должностных лиц государства.
Чтобы сохранить замкнутость, большинство старшеклассников-харедим обучаются в общинных школах, где практически не преподают математику, естественные науки и английский язык; недавно главный раввин Израиля, который сам является хареди, назвал такое изучение светских предметов “чепухой”. Израиль финансирует эти школы, даже несмотря на то, что их несчастные выпускники, по сути, не смогут найти работу в современной экономике.
Как следствие, лишь менее половины мужчин-харедим являются частью рабочей силы, что является самым низким уровнем участия любой идентифицируемой группы в Израиле — и, что характерно, намного меньше, чем занятость харедим в других странах. Меньшинство, которое работает, как правило, населяет обширную религиозную бюрократию, которая включает в себя руководителей ритуальных ванн-микваот, [чиновников] по сертификации продуктов питания («кашрута»), а также других аппаратчиков.
Женщин в общине исключают из списков кандидатов партий харедим и поощряют к деторождению с такой энергией, что они в среднем производят 7,1 ребенка — гораздо больше, чем в любой идентифицируемой группе в Израиле. Они живут в нищете, которая становится минимально терпимой лишь благодаря государственным субсидиям на каждого ребенка за счет работающих израильтян. Таким образом, община харедим удваивается каждые 16 лет, что в четыре раза больше, чем в остальной части Израиля. Число харедим выросло примерно до 12% из 9,5 миллионов человек — а это почти 20% евреев страны. Если положение не изменится, — а уровень вымирания оценивается менее чем в 5%,-то через несколько десятилетий харедим составят большинство израильских евреев.
Ясно, что эта экономическая система страны вполне может рухнуть и тогда харедим придётся работать. Возможно, харедим могли бы постараться как-то изменить свой образ жизни. Но трудно представить, что это произойдет достаточно быстро, чтобы многое могло выжить в “start-up nation” [как часто называют передовой Израиль], который является мировым лидером в области кибертехнологий, агротехнологий и венчурного капитала, завоёвывает всё больше Нобелевских премий [….] и отличился в разработке системы «Железный купол», предназначенной для поражения вражеских ракет. Израиль является также мировым лидером в области прав гомосексуального меньшинства и в декриминализации марихуаны. Действительно, трудно себе представить, чтобы Израиль [с расширяющимся влиянием харедим] побудил светское население оставаться жить в нём; можно ожидать, что люди, ответственные за все вышеперечисленные достижения, сбегут за границу и заберут с собой свои глобальные инновационные навыки.
Напряжённость [в стране] уже давно высока из-за бесконечных исключений харедим от призыва в армию, что усугубляется почти универсальной поддержкой харедим правых партий (ирония судьбы, учитывая раннюю оппозицию харедим сионизму). Многие считают, что это увековечивает конфликт, в котором харедим отказываются воевать. Они также составляют непропорционально большую часть еврейских поселенцев на Западном Берегу.
Кризис COVID-19 ещё больше поднял общественную температуру, так как значительная часть харедим отказалась закрывать школы и прекращать многолюдные собрания для молитв, свадеб или похорон, что привело к исключительно высокому уровню заражённости (усугубляемому тесными жилищными условиями) и способствовало тому, что Израиль стал мировым лидером 2020 года по числу дней национальных блокировок. (Нетаньяху отклонил призывы экспертов к целенаправленным блокировкам, опасаясь вызвать недовольство харедим). Сообщения о том, что харедим усиленно настаивают на сегрегации по половому признаку […] вызывают еще большее беспокойство, как и продолжающееся вмешательство харедим в работу общественного транспорта и торговлю по субботам.
Именно из чувства [нежелания обидеть харедим] Израиль продолжает позволять всем религиям монополию на формальный брак, предоставляя ортодоксальному иудаизму […], с его строгим подходом, власть над [религиозным] обращением. Таким образом, многие русскоязычные иммигранты не признаются евреями, а положение с смешанными парами зачастую доводится до абсурдного состояния, когда пара вынуждается выезжать за границу, чтобы вступить в брак.
С этим соглашением смиряется и его финансирует большинство израильтян, не принадлежащих к харедим, чей образ жизни харедим могут разрушить в силу высокого уровня рождаемости в их среде. Отчасти это происходит из-за страха израильтян быть заклейменными «нетолерантными» — классическая проблема либералов в борьбе с анти-либерализмом.
Вполне возможно, что Израиль найдёт способ изменить свои отношения с харедим, введя основную учебную программу, прекратив зарплаты в ешивот, сократив субсидии на детей, отменив исключения из армейского призыва и проигнорировав их требования/пожелания по вопросам брака, обращения и субботы (последнее, разумеется, в светских районах).
Можно даже предположить, что это может произойти в рамках «Правительства перемен», которое не полагается на партии харедим. Правые партии в коалиции, в том числе партия «Ямина» премьер-министра Нафтали Беннета, действительно имеют верующих членов, но это — более современные люди, такие как сам Беннетт, которые, возможно, захотят спасти иудаизм от харедим. Для того, чтобы правые партии присоединились к левоцентристским в борьбе с нынешним маршем самоубийц, им нужно было бы отказаться от всякой надежды на будущее правительство, которое было бы универсально правым, потому что правые не могут получить более 40% мест в Кнессете.
Это означает, что судьба Израиля зависит от палестинцев. Если Израиль и палестинцы найдут способ достичь мира (или, по крайней мере, серьёзно ослабить конфликт), критическая проблема, придающая правому крылу значение в Израиле, исчезнет. Если они этого не сделают, то правые, возможно, никогда не наберутся смелости решительно порвать с харедим в своей среде.
Поэтому у любого, кто заботится о выживании Израиля, есть ещё одна причина стремиться к миру.
Автор (DAN PERRY) является бывшим редактором на Ближнем Востоке в Каире и редактором Associated Press в Европе и Африке в Лондоне, а также бывшим председателем Ассоциации иностранной прессы в Иерусалиме. Он является управляющим партнером нью-йоркской коммуникационной фирмы Thunder11.
Опубликовано в Израиль – Помечено Александр Левковский