14.12.2024

Цепочка. Ион Деген Блестящий рассказ


Сегодня мама принесла напечатанный на листах один рассказ, который я просто не могла читать без слёз. Я прочла его на одном дыхании, и решила что нужно его найти, и нашла. Возможно он ещё кому нибудь понравится….

***********************************************
 
 Солнечный луч весело ворвался в спальню, отразился в перламутровой поверхности шести створчатого шкафа во всю стену и коснулся лица спящей женщины. Она открыла глаза и улыбнулась. Точно так же двадцать шесть лет назад солнечный луч разбудил её в комнате-клетушке университетского общежития. В то утро, в отличие от этого, она никуда не спешила. В пять часов начнётся церемония вручения дипломов. Потом банкет. А потом – вся жизнь. Завтра на несколько дней она поедет к маме и вернётся в Варшаву, чтобы приступить к работе врача в университетской клинике педиатрии. Вот только с жильём ещё нет ясности. Но не было сомнений в том, что всё устроится.

Вчера Адам пригласил её в кино. Потом проводил до общежития. Они стояли у входа в красивое здание, отличный образец барокко. Фасад восстановленного здания не отличался от того, который был до взрыва бомбы. Немецкой? Советской? Кто знает? Сейчас фасад был точно таким, как до первого сентября 1939 года. Но внутри вместо просторных уютных квартир на всех трёх этажах были комнатки-клетушки по обе стороны длинного коридора с туалетом и двумя душевыми кабинами в торце. 
Моя большая греческая война От рав Гедалья Кауфман – 138 6Shares Нажимая на «ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ», вы выполняете ЗАПОВЕДЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТОРЫ! Кто такие герои Хануки, спасшие наш народ? Когда мне исполнилось семь лет, я был единственным еврейским ребёнком в школе. Но по мне нельзя было сказать ничего определенного: я ничем не отличался от остальных детей, да и сам не хотел быть непохожим на других. Но каждый год наступал декабрь, и, во имя требований «мультикультуры», я оказывался в центре всеобщего внимания. Так как в школе я был единственным представителем «избранного Народа», учителя поручали мне задание провести ликбез по Хануке в моём классе. Jam doughnuts with icing sugar for Hanukkah holiday celebration Я серьёзно отнёсся к этой роли и пришёл в класс в торжественно-парадном прикиде, неся под мышкой большущую книгу об Иеѓуде Маккавее и горячий контейнер, до краёв наполненный домашними латкес с яблочным пюре. Все одноклассники сели в большой круг, и я гордо показывал им картинки, на которых были изображены высокие и мускулистые Маккавеи, вооруженные острыми клинками и блестящими щитами с выгравированной на них звездой Давида. Я поведал моему классу историю про то, как эта свирепая и могущественная группа брутальных еврейских воинов доблестно сражалась с сирийско-греческой армией во главе с царём-злодеем Антиохом. Я рассказал им, как Маккавеи вернули наш Священный Храм в Иерусалиме и зажгли в нем Менору, которая чудесным образом горела 8 дней. А затем мы с моими одноклассниками завершили «курсы боевой и политической подготовки» поеданием доверху наполненного блюда вкуснейших домашних латкес. Настоящая еврейская гражданская война Эта история, наряду с другими легендами, рассказанными детям, впоследствии оказалась искажённой и сильно упрощённой. В моей книге ничего не говорилось, о каком именно сражении шла речь. В ней не упоминался тот факт, что еврейский народ был непримиримо разделён на враждующие группы, что он оказался в кровавом эпицентре жестоких боёв для того, чтобы вернуть себе самому право – быть евреями на еврейской земле — по определению и по самой сути. За границами войны осталась горечь и боль страданий, которые были вызваны ассимиляцией некоторых евреев, объединившихся с силами противника ради уничтожения иудаизма; и безысходная трагедия брата, восставшего против брата. Это была настоящая еврейская гражданская война, и, как в большинстве гражданских войн, в ней не было ничего гражданского. Предыстория* В третьем веке до нашей эры Александр Македонский поднялся на вершину славы мировой истории. К своему тридцатилетию он создал одну из крупнейших империй, которую когда-либо видел древний мир. Крошечный Израиль, ставший интегральной частью его могущественной державы, и весь еврейский мир внезапно оказались перед великим искушением красотой и великолепием эллинистической культуры. Греческие ценности представляли серьёзную угрозу традиционному еврейскому образу жизни. Верования языческого народа эллинов противоречили Торе, их привлекательность была только на первый взгляд неоспорима. Евреи начали ассимилироваться с невероятной скоростью. Они стали изучать греческий язык, философию и увлекаться олимпийскими видами спорта. Многие евреи давали себе греческие имена. Эллинистический догмат об обрезании, как об осквернении тела, привел многих иудеев к болезненному восстановлению крайней плоти хирургическим путем. Но были и те, кто остался верен соблюдению Торы и еврейскому образу жизни, тогда как богатые евреи полюбили греческую культуру и стали в значительной степени эллинистами. Многие уже не считали себя частью Священного Народа с его уникальной миссией и заветом с Создателем. Их влекла современная, свободная от «национальных предрассудков» греческая культура и политическая власть. Греческий язык вскоре стал разговорным языком привилегированного круга еврейского общества, а греческое поведение, образ жизни и ценности подмяли под себя еврейские традиции. Испытывая стыд и смущение за «дикие нравы» своих «недалёких» еврейских собратьев, соблюдающих законы Торы, эллинисты были буквально одержимы желанием перетянуть на свою сторону весь народ. Соблюдение Торы вне закона: запрет под страхом смерти При политической и военной поддержке селевкидов, сирийско-греческих союзников, началась кампания насильственного искоренения иудейской веры и её практического применения в жизни. Первым делом наложили запрет на обрезание и соблюдение шабата. Кашрут и законы супружеской чистоты тоже попали в «чёрный список». Все книги Торы повелевалось конфисковать и сжечь. На изучение Торы был наложен особый смертельный запрет. По всей земле Израиля воздвигали статуи языческих богов. В Иерусалиме, в самом сердце Священного Храма, соорудили языческого идола, которому ежедневно приносились свиные жертвы во имя греческих богов. Иными словами, еврейская традиция и соблюдение Торы были объявлены вне закона и запрещены под страхом смерти. Женщин, позволявших обрезать своих сыновей, убивали вместе с ними и вывешивали на всеобщее обозрение, привязав сыновей к их шеям. Евреев, отказавшихся есть свинину, жёстко пытали до тех пор, пока те не умирали мученической смертью. На мудрецов Торы охотились и их зверски убивали. В 166 году до нашей эры тлеющая подспудно напряжённость переросла в открытый конфликт, когда Мордехай Матитьяѓу со своими пятью сыновьями — Маккавеями — подняли вооружённое восстание против внешних врагов-селевкидов и внутренних, евреев-эллинистов. Последние — призвали на помощь искусных сирийских военачальников в качестве своей защиты и опоры. Вооружённая до зубов многочисленная греческая армия, состоящая из 50 тысяч воинов, выступила против нескольких отрядов евреев. Сверхдержава древнего мира состояла из высоко классных и специально подготовленных для войны профессионалов своего дела. У них были новейшие вооружение и доспехи. Они ринулись в бой верхом на слонах — танках античного времени. Маккавеи же смогли собрать армию (отряды) из 6 тысяч человек. Как Маккавеи выиграли сражение? В ханукальных молитвах мы говорим: «Ты отдал сильных в руки слабых, множество — в руки малочисленных, нечистых — в руки чистых…» Возвращаясь назад, скажем, что величайшее искажение истины в моей детской книге о Хануке произошло не от написанных слов, а, скорее, от нарисованных образов героев. Это были драматические рисунки свирепых воинов-евреев в великолепном военном обмундировании с хорошим оружием. На самом деле, Маккавеи вовсе не были профессиональными воинами. Боевые отряды возглавляли простые коэны, коѓаним — священнослужители Иерусалимского Храма. Их последователями были раввины и учащиеся ешив. Вероятнее всего, это были физически не подготовленные и не очень сильные воины. Они сражались примитивным оружием, или, в противном случае, голыми руками; шли в бой потому, что у них не было другого выбора: они бились за своё духовное существование, которое находилось под угрозой. Шансы на победу против многочисленной и хорошо вооруженной вражеской армии, состоящей из 50 тысяч воинов, были поистине смехотворными. Но они победили В иудаизме есть такое понятие, как мезират нефеш, что означает высочайшая преданность сердца, «самопожертвование», то есть совершение правильных деяний вопреки сохранению собственной жизни и личных ценностей. Мезират нефеш — означает делать все, что вы считаете нужным, даже если вы не видите никаких разумных вариантов для осуществления ваших стремлений и подвергаете большой опасности свою жизнь. Всё, что ни делается во имя существования еврейского духовного наследия, — мезират нефеш — непременно вызывает ответную реакцию Всевышнего. Мезират нефеш творит настоящие чудеса. Сверхсекретное оружие маккавеев Победа Маккавеев не имела никакого отношения ни к военному мастерству, ни к боевым навыкам, и никак не могла быть связана с физической силой. Ханука — это воплощение еврейской победы путем самопожертвования, мезират нефеш. Конфликт, в конечном итоге, носил духовный характер, а потому победил не меч, а дух еврейского народа. Маккавеи шли в бой с ожесточенной решительностью и непоколебимой, обнажённой волей. Их сверхсекретным оружием было самопожертвование, которое вытекало из ясности цели. Они одержали победу благодаря своей готовности идти против «слонов» с голыми руками. Это была победа духа над физическим могуществом. Эпоха наших дней Сегодня подавляющее большинство евреев могут свободно учиться и соблюдать Тору, если они сами этого захотят. Я не знаю такого места, где евреи в наши дни подвергаются пыткам из-за того, что едят кошерную еду. Однако большинство евреев сегодня не соблюдают кашрут. Матерей, которые обрезают своих сыновей, не предают смерти, но в большинстве своём, сами матери предпочитают не исполнять обряд брит мила для своих сыновей . Несомненно, у еврейского народа есть враги, многие из которых страстно желают нас уничтожить. Но мы не рассматриваем эту вражду в контексте искоренения традиционного еврейского образа жизни. Однако что мы делаем сами с собой? Ассимиляция и смешанные браки процветают. Еврейские ценности вырождаются с каждым днём. Еврейская жизнь находится в осаде. У нас нет врага, который обвинял бы нас за нашу веру. Мы занимаемся самоуничтожением: распадаемся внутри самих себя. Нынешнее положение — это зараженная рана, которая распространяет вокруг себя инфекцию: заражает все, окружающее нас. Это инфицированная рана причиняет невыносимые муки тем, кто пытается сохранить еврейскую идентичность. Ханука — это праздник преданных еврейству сердец, мезират нефеш. Послание Хануки состоит в том, что, какой бы сложной ни казалась задача, нам нужно всеми силами сопротивляться влиянию духовного разрушения. И если силы зла исходят изнутри, то на помощь должна прийти собственная ясность цели. Нам нужно знать, что значит быть евреем. Нам необходимо понять, кто мы такие, и что мы отстаиваем, и почему это имеет такое большое значение. Борьба, которую можно выиграть только с помощью мезират нефеш, — преданности иудаизму от всего сердца, — эта борьба исполнена решимости и самопожертвования; она открывает над нами потоки благословений из Небесных источников и призывает на помощь Творца. В этом состоит наша колоссальная сила, и только так мы придём к победе. Остаётся неразрешённым один-единственный вопрос: «Кто готов пойти в бой? Кто войдёт в историю как продолжатель дела маккавеев, которые были удостоены Всевышним спасти еврейский народ?» * Исторический фон данной статьи основан на трудах раввина Брела Вейна «Отголоски славы» — отличное пособие для чтения в праздник Ханука. http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Degen1.php

Автор: Ион Деген источник


70 элементов 1,181 сек.