Каждое изображение ультра ортодоксального еврея в СМИ, искусстве и предвыборной агитации автоматически наводит многих на мысль об антисемитизме. Но так ли это, рассуждает израильский журналист
Вижницкий адмор и раввин Хаим Каневский
(Фото: Шломи Коэн, Википедия)
Недавно в израильских соцсетях активно распространяли фото некоего мужчины. Он был облачен в черное и широкополую шляпу, лицо обрамляли борода и пейсы. На фото красовалась надпись "Опасен для общественного здоровья". Облик мужчины не вызывал сомнений в его принадлежности к ортодоксальной общине. Затем в сатирической программе "Эрец неэдерет" был показан пародийный скетч о другом ортодоксальном человеке. Он тоже был облачен в черное, носил шляпу, бороду и пейсы. Два этих образа вызвали бурю возмущения и обвинения в ненависти к харедим, а также в антисемитизме. Но при чем тут антисемитизм, если критика была направлена в адрес двух конкретных людей? Давайте разберемся.
На фото вверху вы видите двух человек, соблюдающих принятый в ортодоксальной среде дресс-код, однако это совершенно разные люди. Первый – раввин Исраэль Хагер, духовный лидер вижницких хасидов, второй – раввин Хаим Каневский, авторитетное лицо среди ортодоксов литовского направления (литваков). Хагер и Каневский пользуются колоссальным влиянием на происходящее в израильском обществе, чаще всего действуя закулисно. Но именно эпидемия коронавируса наглядно продемонстрировала, насколько велико их воздействие почти на все сферы нашей жизни – в политике, экономике, здравоохранении.
Так кто здесь антисемит
Оставим в стороне совершенно бессовестное пренебрежение к соблюдению карантинных мер в Бней-Браке, Иерусалиме, Модиин-Илите, Бейтар-Илите и Эльаде. Нынешний кризис со всей очевидностью показал, что ультраортодоксальная община отказывается подчиняться исполнительной власти Государства Израиль, полностью игнорируя ее распоряжения. У харедим есть свое руководство, свое государство в государстве – с независимым Синедрионом, не подчиняющимся госинститутам. Горькой иронией на этом фоне звучат постоянные предостережения главы ультраортодоксов в кнессете Яакова Лицмана, что правительству грозит потеря общественного доверия. Можно подумать, подобное доверие когда-либо существовало в ортодоксальном секторе. И вот, несмотря на все вышеперечисленное, от нас требуют не подвергать критике влиятельных адморов, чьи решения причиняют ущерб всем без исключения израильтянам.
Подключайтесь к Telegram-каналу "Вестей"
Стоит, однако, напомнить, что раввин Хагер и раввин Каневский, а также другие ортодоксальные авторитеты, оказывающие прямое и непосредственное воздействие на повседневную жизнь граждан, – публичные персоны. Они обладают высоким социальным статусом, большим политическим весом и серьезными рычагами влияния на экономическую жизнь страны. Мы вправе обсуждать их, как и любых иных общественных деятелей, нравится им это или нет.
Если же любую оценку их действий называть антисемитизмом, то выходит, что уважаемые раввины и их паства воспринимают себя не как независимых индивидов, а исключительно в качестве стереотипных ультраортодоксальных мужчин.
Еврейские мудрецы утверждали, что каждый человек – это целый мир. Но, видимо, это не относится к раву Хагеру и раву Каневскому. Мало того что их сторонники настаивают на том, что влиятельные духовные лидеры не несут никакой персональной ответственности за свои решения, они сводят их многогранные личности к ряду деталей гардероба и характерным особенностям внешности. Если это не антисемитизм, то что тогда?
У каждого ультраортодокса есть лицо и имя
Церемония Капарот на фоне коронавируса
(Фото: AP)
Особый стиль одежды, сформировавшийся с течением времени в ортодоксальной среде, имел целью отделить эту группу населения от нееврейского окружения, а также укрепить в ней чувство единства, чувство превосходства коллектива над индивидом. Укреплению чувства сплоченности служит выполнение ритуальных обрядов в публичном пространстве. Но даже с учетом одинакового дресс-кода и схожего образа жизни речь отнюдь не идет о роботах. У каждого ультраортодоксального еврея есть свое лицо, свое имя, свое прошлое и свое будущее. Тем более, когда дело касается лидеров общины, глав больших хасидских дворов, знаменитых толкователей Торы. Их имена и лица известны всем, и поэтому они более других подвержены критике. Есть огромная разница между крупным галахическим авторитетом, хасидским адмором и анонимным ешиботником, пытающимся избежать призыва в армию. Лидеры общины не могут скрываться в толпе одинаково выглядящих людей.
Авторы разошедшейся в социальных сетях фотографии раввина Хагера с надписью "Опасен для общественного здоровья" возлагают ответственность на влиятельную персону, а не называют "опасными" вообще всех харедим. Когда в сатирическом телешоу высмеивается культ личности Хаима Каневского, это касается именно его, а не всех сторонников авторитетного раввина.
То, что главы ортодоксальной общины воспринимаются в обществе как деятели, представляющие интересы своего сектора, вполне естественно. В этом нет ничего особенного. Сотни миллионов католиков в мире прислушиваются к каждому слову папы римского, а к Дональду Трампу миллионы американских правых избирателей относятся, как к мессии. Тот факт, что сторонники и почитатели авторитетного лидера считают критику в адрес кумира личным оскорблением, лишь принижает их, выставляет их безликой массой. Именно на этой почве произрастают предрассудки и стереотипы.
Харедим сами строят свою разделительную стену
Будучи светским израильтянином, я требую права критиковать раввина Каневского и его решения, влияющие на мою жизнь. И если сидящий со мной в автобусе аврех игнорирует мою легитимную просьбу надеть маску, это не означает, что я обвиняю руководителя его йешивы.
В моем представлении каждый человек – независимая личность, несущая ответственность за свои персональные действия. Меня не интересует, что у него на голове – кипа или куфия, где он молится – в синагоге или в мечети. Отношение к харедим как к однородной группе людей, лишенных индивидуальных качеств, это ксенофобное обобщение.
Даже если харедим предпочитают, чтобы к ним относились как к безликой толпе, мое отношение к ним не меняется. Это разные люди, каждый из которых несет ответственность за свои поступки. Восклицая в едином порыве: "Гевалт! Антисемитизм!" – ультраортодоксальная общественность своими же руками возводит разделительную стену между собой и остальными израильтянами.
Преодолеть в себе влияние антисемитской пропаганды
Каждое изображение ультраортодоксального еврея в СМИ, искусстве и предвыборной агитации автоматически наводит многих на мысль об антисемитизме. Но так ли это, рассуждает израильский журналист
К сожалению, израильское общество уходит от обсуждения одного важного вопроса. Мы спорим до хрипоты, но опасаемся затронуть саму сердцевину проблемы. Пора задать себе простой вопрос: что нас так сильно задевает, что нам так мешает в традиционном облике ультраортодоксального еврея – с его бородой и пейсами. За ответом далеко ходить не надо: источник нашего дискомфорта – классическая антисемитская пропаганда в Европе.
Достаточно вспомнить нацистские карикатуры геббельсовского министерства пропаганды: еврейство в них всегда символизировал утрированный образ ультраортодоксального иудея. Это отражало страх нацистов перед ассимилированными немецкими евреями, выглядевшими точно так же, как все прочие немцы. Борода, пейсы, цицит, длинный нос должны были подчеркнуть угрозу, исходящую от "чужака", продемонстрировать внешние отличия представителей низшей расы от "истинных арийцев". Геббельсовская пропаганда прилагала немалые усилия для расчеловечивания облика еврея.
Трагедия Израиля в 2021 году заключается в том, что мы, будучи евреями, невольно, на подсознательном уровне, усвоили эту человеконенавистническую нацистскую эстетику. Любое изображение ультраортодокса в СМИ, искусстве, кино, предвыборных роликах включает у нас в голове предупредительный сигнал: "Осторожно! Антисемитизм!" Стандартный облик мужчин-харедим почти всегда воспринимается нами как некий ксенофобный посыл, что нередко используют в своих целях недобросовестные политики. Каждая фотография человека с бородой и пейсами вызывает у нас немедленную подсознательную реакцию, обращаясь к нашей общей памяти.
Пришло время изгнать этого диббука из коллективного подсознательного. Харедим – это харедим, такие же граждане, как и все прочие. Обычные люди, отдельные индивиды. Нельзя судить человека по его внешнему облику, а тем более – целую группу людей. С другой стороны, у нас есть полное право судить о действиях любого человека, даже если это вижницкий адмор или авторитетный раввин.
■ Подробности на иврите читайте здесь
Перевод: Гай Франкович