05.11.2024

Специалисты считают, что в случае с COVID-19 нужно готовиться к худшему

+ +


В то время, как экономика всего мира отчаянно пытается выбраться из застоя, а миллиарды людей вынуждены бороться за кусок хлеба, политики продолжают говорить о близящемся появлении вакцины от коронавируса. Хотя не исключено, что эта надежда окажется напрасной, и ничего подобного в обозримом будущем так и не произойдет. В случае, если вакцина так и не появится, разразившийся в начале нынешнего года кризис примет затяжной характер.

Тогда ученым нужно будет сосредоточить свои усилия не на попытках уничтожения коронавируса, а на создании способа существования с ним.  При этом города будут медленно возвращаться к нормальной жизни, а граждане вновь обретут некоторую свободу – при условии, что будут выполнять все указания своих правительств. Слежка с помощью мобильных телефонов станет обычным явлением, а угроза тотального запрета на выход из дома будет постоянно нависать над нашими головами. Вместе с тем, возможно, появятся какие-то лекарства от коронавируса, однако вспышки эпидемии будут происходить ежегодно, и количество жертв болезни будет постоянно расти, хоть и не так быстро, как сейчас.

Скорее всего, в эти дни ни один политик не захочет публично рассматривать подобный вариант развития событий. Всем хочется выглядеть оптимистами и говорить о наполовину полном, а не о полупустом стакане, то есть о клинических испытаниях вакцины от коронавируса. Однако многие специалисты считают, что нужно готовиться к худшему. Вполне возможно, что, несмотря на все усилия ученых, вакцина так и не будет создана. Подобные прецеденты в истории уже были.

"Вакцины от некоторых давно известных вирусов не существует до сегодняшнего дня", — напоминает доктор Дэвид Набарро из лондонского Имперского колледжа. В эти дни он также выполняет функции специального представителя Всемирной организации здравоохранения по COVID-19. "Мы не можем исходить из того, что вакцина от коронавируса непременно будет создана, — заявил Набарро в интервью телеканалу CNN. – И даже если она появится, не факт, что она будет достаточно безопасна и эффективна. Необходимо, чтобы все страны мира подготовились к борьбе с коронавирусом, как с постоянной угрозой, и на уровне повседневного быта приспособились к новым условиям".

В то же время большинство экспертов уверено, что вакцина от COVID-19 все же будет создана. В отличие от других считающихся неизлечимыми болезней, например, от СПИДа, коронавирус не подвержен быстрым мутациям. Оптимистично настроен и доктор Энтони Фаучи, директор американского Национального института аллергических и инфекционных заболеваний. Как и многие другие специалисты, он полагает, что вакцина от коронавируса будет создана в течение года-полутора лет.

Но даже если это произойдет, начало массового использования вакцины в столь сжатые сроки представляется крайне проблематичным. "Еще никогда на решение подобной задачи не отводилось 18 месяцев, — говорит доктор Питер Хотз, декан факультета тропических заболеваний в медицинском колледже Хьюстона. – Я не говорю, что это невозможно, но удача ученых в данном случае станет незаурядным достижением. Так или иначе, мы должны быть готовы к любому развитию событий".

В 1984 году министр здравоохранения США Маргарет Хеклер сообщила, что американские ученые идентифицировали новый вирус, впоследствии получивший название ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). Выступая на состоявшейся в Вашингтоне пресс-конференции, Хеклер предположила, что клинические испытания вакцины от этого вируса начнутся в течение ближайших двух лет. За прошедшие с тех пор без малого четыре десятилетия от СПИДа умерли 32 миллиона человек, но вакцины от ВИЧ по-прежнему не существует.

Если эта история повторится с COVID-19, нам придется мириться с существованием этой болезни в течение долгих лет. За минувшее сорокалетие врачи смогли найти достаточно эффективные способы борьбы со СПИДом. Сегодня этот диагноз уже не воспринимается, как смертный приговор. Поэтому наряду с поиском вакцины от коронавируса ученые не прекращают работу над созданием терапевтических средств лечения COVID-19. Этот процесс находится в начальной стадии. На данном этапе для излечения больных медики применяют противовирусный препарат под названием "ремдесивир", созданный для борьбы с вирусом Эбола. Кроме того, заболевшим коронавирусом переливают кровь уже выздоровевших пациентов – в надежде, что в ней образовались необходимые антитела. Еще один препарат, "гидроксихлорохин", который президент Трамп представил как панацею от коронавируса, оказался неэффективным при тяжелых формах заболевания.

Жизнь без вакцины

Если вакцина не будет создана, это не означает, что нам придется жить в условиях постоянного карантина. Но и вернуться к прежнему образу жизни мы тоже не сможем. "Мы должны будем находиться в постоянной готовности к новым вспышкам эпидемии коронавируса, — говорит Дэвид Набарро. – Государство и граждане должны будут заключить новый общественный договор. В соответствии с ним каждый человек, ощутивший подозрительные симптомы, должен будет по собственной инициативе отправиться на самоизоляцию. То же самое относится и к тем, кому пришлось вступить в контакт с больным коронавирусом".

Это означает, что время, когда можно было явиться на службу, ощущая признаки легкой простуды, безвозвратно прошло. По мнению специалистов, все больше компаний будут переходить на работу по удаленному доступу. Их офисы, за исключением особых случаев, всегда должны будут оставаться полупустыми.

"К тем, кто находится на самоизоляции, мы должны относиться как к героям, а не как как отверженным, — подчеркивает доктор Набарро. – Это – необходимое условие исполнения нового договора о коллективном выживании в условиях коронавируса. Бедным странам будет труднее соблюдать эти условия. Поэтому сейчас необходимо оказать дополнительную помощь развивающимся государствам, даже если это представляет проблему с политической точки зрения".

Жизнь в тени вируса сделает необходимостью максимально широкое проведение тестов на его наличие и отслеживание контактов с больными. "Создание отлаженной системы для выполнения этих задач является чрезвычайно важным в нынешних условиях, — говорит Питер Хотз. – Это нужно в том числе и для того, чтобы в случае необходимости граждан можно было быстро вернуть к социальному дистанцированию. Это сложная и беспрецедентная задача, но она безусловно выполнима".

В случае, если соответствующая система будет налажена, общество сможет вернуться к нормальной жизни. Темп распространения инфекции в этих условиях будет сведен к минимуму. "Тогда можно будет вновь открыть стадионы и проводить массовые мероприятия, — говорит Питер Хотз. – Но в случае необходимости правительствам придется давать обратный ход".

Некоторые специалисты предполагают, что ограничения, подобные сегодняшним, придется вновь вводить уже будущей зимой. Возможно, это будет происходить каждую зиму, вплоть до изобретения вакцины от коронавируса. "Время от времени будут происходить новые вспышки эпидемии, — предостерегает Дэвид Набарро. – И тогда государствам придется вновь вводить ограничения на передвижения граждан на всей своей территории или на какой-то ее части".

Однако не исключено, что с течением времени человечество сумеет развить коллективный иммунитет от коронавируса. Как показывает опыт, в случаях, когда 70-90 процентов жителей земного шара переносит одно и то же вирусное заболевания, в их крови появляются соответствующие антитела.

Мейтар Шлейдер

Автор: Мейтар Шлейдер источник


63 элементов 5,097 сек.