22.11.2024

Покончить с «дедовщиной» в Израиле — и начать с бюджетных пенсий


Нам, молодым людям, постоянно морочат голову так называемой «солидарностью поколений»: дескать, мы должны быть готовы на экономические компромиссы и ухудшение уровня жизни, чтобы обеспечить достойную жизнь «дедам».  

Когда я ознакомился с подробностями программы помощи, которую государство собирается предоставить нам, только начавшим свою жизнь, я понял, что «деды» нас накалывают. Мы, молодое поколение, пытаемся создать семью, пытаемся начать бизнес, стонем под бременем арендной платы или ипотеки, и получаем только напасти. И «деды» не собираются ничем нам помогать, не хотят ничем жертвовать. 

Для меня «деды» — это старшее поколение с завышенными бюджетными пенсиями, которые устроили в Израиле дедовщину. Это они сидят в профкомах Электрической компании и морских портов, Управления аэропортов, а с ними блаженствуют и пенсионеры ЦАХАЛа.

«Деды» для меня – это те, кто грабил и продолжает грабить государственную казну под эгидой Гистадрута. Они делают это просто потому, что могут. Потому что у них есть сила и влияние. Мы, молодые, останемся без пенсий, без квартир и именно нам придется выплачивать государственные долги и за себя, и за «дедов». Если я не стану банкротом, то с большим трудом смогу прокормить семью. А вот бюджетные пенсии будут поступать на банковские счета «дедов» регулярно, без сбоев, каждый месяц, как по маслу. Они не пострадают ни на агору.

Хочу внести ясность: не существует пенсионной кассы для бюджетных пенсий. Их выплачивают из государственного бюджета, из израильских сумасшедших налогов, которые платим мы, молодые люди. Правда, мы оплачиваем не только бюджетные пенсии для «дедов», но и пособия для учеников йешив, но это другая опера.

Бюджетные пенсии являются самой большой экономической коррупцией, которая когда-либо была в экономике. Чиновники, сидящие рядом с кормушкой, организовали для себя бездонные пенсионные резервы, чтобы не делать пенсионных отчислений и накапливать себе пенсию. Самые высокопоставленные из них организовывали для себя дополнительные «золотые парашюты» всевозможными махинациями (в рамках закона, конечно же), что раздувало их бюджетные пенсии до неимоверных размеров.

Не буду утомлять вас историями о тех или иных блатных начальниках, которые устроили себе «золотые парашюты» по выходу на пенсию. Те, кто интересуется, с легкостью могут найти их в TheMarker или «Глобс». Прочитайте хотя бы про пенсии старослужащих Банка Израиля (тех самых, кто на протяжении многих поколений читает нам мораль по поводу финансовой дисциплины и ратует за бюджетные ограничения).

И не только госслужащие, высокопоставленные чиновники или сильные профсоюзы. Профессора также запустили руку в тарелку, а бюджетный дефицит университетов покрываем мы с вами, за общественный счет. «Деды» очень хитры и защищены, поэтому если кто-то думает, что когда возникает несправедливость, можно обратиться в Верховный суд и исправить положение — не спешите и подумайте еще раз.

«Деды» позаботились о том, чтобы судьи тоже входили в касту бюджетных пенсионеров. Судьи возглавляют рейтинги самых высоких бюджетных пенсий в стране. Некоторые из них получают от 60 до 90 тысяч шекелей в месяц. Теперь попробуйте доказать им, что это несправедливо.

Во всем этом нет ничего нового. Все это давно существовало, и об этом писали, и будут писать еще бессчетное количество раз. Я поднимаю этот вопрос, чтобы заострить внимание. Если вы считаете, что все эти истории про «золотые парашюты» в 10 млн. шекелей по выходе на пенсию и ежемесячную пенсию в 90 тысяч шекелей являются преувеличением, просто зайдите в Google и проверьте данные.

Пенсия — это прежде всего налоговая льгота, поэтому имеет смысл установить для нее разумный потолок. Предположим, две медианные зарплаты в израильской экономике. То есть каждый гражданин имеет право на получение налоговой льготы до 12 000 шекелей в месяц, чтобы он мог достойно прожить до старости. А как насчет тех, кто привык жить по стандарту 50 000 шекелей в месяц? Пусть начинают экономить!

Конечно, я знаю, что есть пенсионеры, которые получают низкие пособия, и речь не о них. Я также знаю, что есть пенсионеры, которые трудились всю жизнь и своим трудом накопили себе пенсию – к ним у меня тоже нет претензий. Но с «дедами» проблема серьезная.

Достаточно сказать, что размер годового госбюджета составляет около 500 млрд. шекелей. А обязательства государства по бюджетным пенсиям для «дедов» превышают триллион (!) шекелей, не считая еще две черные дыры: пенсионный бюджет ЦАХАЛа и пенсионный бюджет академических учреждений.

Так у кого из молодых будет своя квартира? У некоторых особо одаренных, которые сделают карьеру в хайтеке, у детей высокопоставленных родителей, которые пристроят их на теплое место, да еще и оставят наследство. Те самые родители, которые получают бюджетные пенсии.

У «дедов», которые сейчас управляют нашей страной, нет никакого чувства ответственности за будущ поколения, никакой солидарности. Они согласны с тем, что условия всех следующих поколений будут значительно хуже, лишь бы не пострадали их гигантские зарплаты и пенсии.

А теперь вернемся в наши дни, когда свирепствует коронавирус. Если кто-то считает, что война за здоровье может быть отделена от войны за бюджет, он вообще ничего не понимает в том, как устроена жизнь. Для того чтобы справиться с ущербом от эпидемии, нам потребуется сумма в 100 млрд. шекелей, и этот счет еще не окончателен. Эти деньги, как обычно, получат те, кто имеет связи. Сильные профсоюзы, чиновники, госслужащие. А вот частники, обычные наемные работники и социально слабые слои населения будут сидеть и ждать, пока «Битуах леуми» закончит все свои проверки. И получат слезы.

Уважаемые «деды», хотите солидарности поколений? Хотите, чтобы я сидел в одиночном заключении дома, чтобы вы – группа риска — не заразились? Тогда откройте свой карман и постарайтесь сделать так, чтобы экономический ущерб распределялся равномерно.

Хотите «новый общественный договор»? Пожалуйста. Давайте начнем с сокращения всех бюджетных пенсий до максимума в 20 тысяч шекелей. Почему именно 20 тысяч шекелей, спросите вы? Потому что минфин объявил, что любой частник, месячный доход которого был выше этой суммы, считается богатым и не может рассчитывать на помощь от государства.

Я также подумал, что в нынешней ситуации нам нужно маленькое и экономичное правительство, но оказалось, что даже наши прославленные борцы с коррупцией, которые также относятся к прослойке «дедов», решили наоборот. У нас будет максимально раздутое правительство. Денег им хватит. А молодые лохи будут за все это платить.

Гершон Горовиц, «ХаАрец», Ц.З.
На фото: демонстрация протеста 2011. Фото: Эмиль Сальман˜

Автор: Гершон Горовиц, «ХаАрец», Ц.З источник


67 элементов 1,124 сек.