На первый взгляд, Западная Польша имеет мало общего с израильским регионом Лахиш. Густонаселенный, лесистый и богатый реками Познанский край совсем не похож на полупустынные окрестности Кирьят-Гата.
Однако ирония истории связала два этих региона благодаря Вальтеру Кристаллеру, человеку, который во время Второй мировой войны планировал заселение Познанского края, очищенного от евреев и других «нежелательных элементов», а два десятилетия спустя его работы использовало израильское правительство, желавшее увеличить численность населения Северного Негева и других периферийных районов.
Вальтер Кристаллер — известный немецкий географ, специалист по планированию расселения населения. В послевоенные годы его сотрудничество с нацистами, заключавшееся в подготовке программы заселения завоеванных стран Центральной Европы, было благополучно забыто. Однако его теория центральных мест нашла применение в Израиле, лидеры которого стремились превратить почти безлюдный регион в густозаселенный.
При этом израильские специалисты, отмечает обозреватель The Times of Israel Джошуа Давидович, и сегодня отрицают, что Кристаллер принимал непосредственное участие в планировании заселения Негева.
«Кристаллер только создал теорию. Воспользоваться ее выводами мог каждый», — подчеркивает профессор кафедры географии Тель-Авивского университета Гидеон Бигер.
Не вполне понятно, когда и каким образом Вальтер Кристаллер стал работать на нацистов. Вскоре после прихода Гитлера к власти ученый, опасавшийся, что подвергнется преследованиям как социал-демократ, бежал во Францию. Несколькими месяцами ранее он написал и защитил в виде диссертации работу под названием «Центральные места Южной Германии», ставшую программным документом целого направления географической науки.
Несколько лет спустя Кристаллер вернулся в Берлин и поступил на работу в Государственное управление планирования и землеустройства (Stabshauptamt Planung und Boden), находившегося в ведении рейхскомиссара по вопросам консолидации немецкого народа. Именно там ему было поручено разработать программу заселения Вартегау (западной части Польши, вошедшей непосредственно в состав третьего рейха). Этот регион планировалось полностью очистить от славянского и еврейского населения и использовать в качестве экспериментальной территории для заселения немецкими колонистами.
После войны Кристаллер жил в ФРГ, состоял в Коммунистической партии и (по слухам) являлся агентом Штази. Его научные достижения было высоко оценены сообществом географов.
Вопрос о том, был Кристаллер убежденным нацистом или просто ученым, пытавшимся приспособиться к господствовавшей тоталитарной идеологии, до сих пор не выяснен.
Хотя тот факт, что ученый сотрудничал с нацистами, никогда не был тайной, в последние годы в международном географическом сообществе об этом заговорили снова. В 2012 году большую статью о Кристаллере опубликовал профессор географии Университета Британской Колумбии Тревор Барнс. Барнс называет Кристаллера «кабинетным убийцей» — человеком, который не принимал непосредственного участия в нацистских зверствах, но активно помогал в реализации планов вождей третьего рейха.
Вернер Кристаллер — далеко не единственный интеллектуал, на чье сотрудничество с нацистами после войны были закрыты глаза. Вернер фон Браун, создатель ракеты V-2, после войны работал в США и считался отцом американской космической программы. Лени Рифеншталь, снимавшая восхвалявшие нацистов фильмы, продолжала считаться классиком мирового кинематографа и к тому же прославилась как фотограф. Философ Мартин Хайдеггер, оправдывавший в своих трудах нацистскую идеологию, и после войны сохранил репутацию выдающегося мыслителя.
Таким образом, несмотря на сомнительное прошлое Кристаллера, его теория центральных мест в 50-60-х годах получила признание научного сообщества и активно использовалась в планировании заселения территорий. Теория центральных мест стремится объяснить количество, размер и местоположение населенных пунктов в городской системе. Согласно ей, городские поселения функционируют как «центральные места», предоставляющие услуги прилегающим сельским районам. Согласно данной теории, существует некая сетевая структура населенных пунктов, центральными элементами которой являются доступ к объектам сферы услуг и скорость перемещения между населенными пунктами. Между населенными пунктами существует определенная иерархия, с ростом уровня которой определенный поднимающийся «выше» населенный пункт оказывает все больше услуг пунктам, стоящим «ниже».
Эта система имеет форму смежных шестиугольных ячеек. Центры некоторых ячеек являются узлами шестиугольной решетки более высокого порядка, центры ее ячеек — узлами решетки еще более высокого порядка и так далее — вплоть до высшего уровня с единственным центром.
Израильским ученым, решавшим в 50-х годах проблему заселения периферийных территорий, теория центральных мест показалась весьма привлекательной. В окраинных районах было запланировано создание сети населенных пунктов различного уровня — от мошавов до крупных городов, которыми в итоге стали Беэр-Шева и Ашдод. Особенно важную роль теория Кристаллера сыграла при планировании заселения Лахиша — полупустынной области между средиземноморским побережьем и Иудейскими горами. После войны арабское население покинуло этот район, его планировалось заселить новыми репатриантами.
При создании сети населенных пунктов этого региона, центром которого стал город Кирьят-Гат, активно использовалась теория центральных мест.
Израильские планировщики, судя по всему, ничего не знали о нацистском прошлом Кристаллера, зато им было известно, что его работы популярны на Западе и активно использовались при заселении некоторых регионов США. Однако, по словам Барнса, использование идей Вальтера Кристаллера при планировании заселения израильских территорий можно сравнить с выбором музыки Вагнера в качестве гимна еврейского государства.
В итоге, отмечает Давидович, теория центральных мест сыграла важную роль в становлении Израиля — наряду с репарациями, полученными в качестве компенсации нацистских зверств от правительства ФРГ.
Материал подготовил Роберт Берг