Тема единства постоянно возникает в спичах Путина. "Сила нашей страны в единстве. Именно так Россия будет развиваться и дальше (говорил он этой весной). Все мы – настоящая команда победителей. Мы обречены на успех…"
"Обреченный" на успех Путин не скрывает, что команды требуют иерархии и строятся на подчинении командирам. По сути, это образ армии, где "полководцы" знают, куда вести "стада" и полки железной рукой.
Единство требует иерархии, – а значит, социальной архаики. Потому что любое развитое общество сильно не "единством", а горизонтальными связями, многопартийностью, конкуренцией, активными социальными группами, "индивидуализмом" частных интересов. То есть, богатым, свободным и конкурентным многообразием.
Из многообразия и складывается успешная стратегия развития нации, – которая рождается не в едином центре силы (или безумия), – а в полицентричном мире, в рамках коллективного разума. "Сдохшие" в ХХ веке режимы, казалось бы, должны убедить "дорогих россиян", что к развитию способны только демократии.
Лживость тезиса о "единстве" – именно в этом. Он не только требует подчинения "масс" порочным и лживым "элитам", но и навязывает стране устаревшую модель "развития", взятую из 19 века. Это пропаганда авторитарности и "вертикали" – в противовес многообразию и конкурентности западных демократий.
Казалось бы, не бином Ньютона. Ан нет. Вечный "Венсеремос" и "в единстве – наша сила"..
И еще одно "второе дно" мифа о единстве. Единение нации, ее мобилизация – как правило, требование военного времени. ("Один фюрер, один народ"). Толкая нас от множества к единству, режим навязывает обществу милитаристский тип существования и модель осажденной крепости.
И надо отдать должное этой имперской логике: только в условиях загнанной в "крепость" народной "массовки" империя способна прозябать на фоне цветущей сложности Запада.
"Вертикаль", иерархия, вождизм, мобилизация и изоляция – это и есть суть имперского "единства", которое навязывает нации замшелый "совковый" режим – родом из прошлого.
Полит-система и экономика давно уже обретаются в "единстве" однопартийности и госкапитализма. Конкурентность задушена на корню, оппозиция выкинута из жизни. Единомыслие стало нормой. Но у всего этого есть причина и важный знаменатель.
Неэффективные, коррупционные системы вроде "путинизма" могут выживать только в "вертикальном", полицейском формате. Поддерживать стабильность этого формата можно только всесторонней мобилизацией общества.
Войны, мантры о единстве, конфронтация с миром – только средства мобилизации – в борьбе за стабильность их кремлевского "корыта". Закончится "единство" (и войны с изоляцией), – сыграет в ящик и кремлевская кормушка.
С праздничком вас, "обреченные на удачу"!
Не дай вам бог никакого "единства". А лучше – конкуренции, многообразия, нестандарта и права быть не в стаде, а – собой!
Александр Хоц