Каждый с детства знаком со сказками братьев Гримм. Они посвятили свою жизнь тому, что собирали народные песни и сказки. Хотя братья были единственными, кто коллекционировал фольклорные истории, но Гримм первыми донесли их без искажений и художественной литературной обработки, записав легенды в тех выражениях, в каких их передавали из уст в уста. Братья рано осиротели и должны были содержать семью. Их увлечение было под угрозой, но все же Гримм не забросили свое дело, и вскоре их хобби открыло им путь в лучшие научные круги.
Обычно под «братьями Гримм» подразумевают только Якоба и Вильгельма. Но на самом деле в семье известного юриста Филиппа Гримма родилось девять детей, восемь из которых — мальчики. Некоторые умерли во младенчестве, а некоторые из братьев Гримм стали известны благодаря успехам в совсем других, нелитературных областях. Так, например, их брат Людвиг Эмиль Гримм стал известным гравером. Иллюстрации к одному из первых изданий «Сказок братьев Гримм» сделала именно он. Это были 7 гравюр на меди.
Гравюра Людвига Эмиля к сборнику сказок братьев Гримм
Надо признать, что из всех братьев самые близкие отношения сложились именно у Якоба и Вильгельма. Они родились с разницей в год, всегда прекрасно понимали друг друга и их объединяла любовь к книгам. Уже к 20 годам они собрали значительную коллекцию пословиц, поговорок и народных рассказов. Они всегда следовали своей страсти, даже когда обстоятельства складывались против них. Мальчики рано потеряли отца, Якобу тогда было всего 11 лет. Необходимо было кормить семью. В один период братья думали пойти в юриспруденцию, но интерес к книгам пересилил. После окончанию университета они стали работать в библиотеке, а старший Якоб даже был личным библиотекарем брата Наполеона — Жерома Бонапарта. Он в то время правил Вестфалией. Жером поощрял исследования Гримма и вообще благоволил ему.
Большую часть жизни браться занимались лингвистическими исследованиями, но им не была чужда и политика. Когда к власти пришел новый король, Якоб и Вильгельм заявили о своей позиции. Несмотря на то, что братья были монархистами, они примкнули к группе профессоров, которые выступали против инициативы нового монарха отменить Конституцию королевства Ганновер. Их сообщество называлось «Геттингенской семеркой». Вскоре все ее члены были уволены из университета, в том числе и оба брата. Якоб должен был покинуть страну и никогда не возвращаться. Позже из Ганновера уехали и остальные профессоры.
«Геттингенская семерка». В первом ряду Вильгельм и Якоб Гримм
Главным трудом их жизни, принесшим им всеобщее уважение и известность, стало собирание народных песен и сказок. В 1812 вышел первый том «Детских и семейных сказок», через три года второй. Текст был написан простым и понятным языком, их мог читать широкий круг лиц. В него вошли свыше 230 сказок и легенд. Сегодня многие из них знают во всем мире.
Братья работали и жили вместе, стали уважаемыми профессорами. Они не оставляли научную деятельность. Гримм принялись за составление словаря немецкого языка. Более 350 тысяч слов, к каждому из которых прилагалось подробная информационная справка. Словарь был таким большим, что ни одному из братьев не суждено было его закончить. Когда в декабре 1859 года скончался Вильгельм, они едва закончили букву D. Но Якоб продолжал над ним работу до своих последних дней. Он скончался через 4 года за рабочим столом, оформляя слово Frucht (фрукт).
Иллюстрация к «Золушке»
Главную скрипку в дуэте играл, безусловно, Якоб. Его же страсть и увлеченность когда-то вдохновили Вильгельма к литературной и исследовательской работе. Вместе они создавали то, что потом станет мощным объединительным фактором для разрозненных германских королевств — классическую германистику. Единый понятный для всех язык был ключом к строительству нового государства, исторического единства. Тут пригодилась и любовь Якоба к юриспруденции, порядку и систематизации. Он не смог оставить увлечение правом, а наоборот, применил его для работы со сказками. На основе народных легенд и фольклорных исследований Якоб написал труд, который показал взаимовлияние разных европейских культур на развитие правосознания. Также он оставил после себя не менее выдающуюся работу — «Немецкую грамматику».