Осмелевшие от безнаказанности социологи опубликовали вслед за цифрами падения рейтинга Путина безрадостные данные и о Единой России: ее поддержка составляет сейчас около 30 процентов.
В общем-то, в реальном исчислении это, безусловно, ноль, так как всегда есть треть населения, которое всегда будет поддерживать любую действующую власть.
И даже не потому, что поддерживают, а потому, что прошиты телевизором до состояния условных рефлексов: шампунь номер один – Хэдендшолдерс, зубная паста – Блендамед, порошок – Ариэль (или Тайд, но Проктеру энд Гемблу от этого ни холодно, ни жарко – оба бренда его).
Сосиски – понятно, "Папа может". Партия – Единая Россия. Президент – Путин.
Прошивка действует ровно до той секунды, пока ее показывают по телевизору.
Смена рекламы меняет и предпочтения. Идеальный потребитель, как выразился однажды министр образования Фурсенко. Он выглядит именно так.
Остальные 70 процентов хотя бы на уровне покалывания в коже и холодка по спине, но еще несут ответственность перед детьми и их будущим, и начинают отдавать себе отчет, что Единая Россия – это могила в плане будущего. Отсюда и протрезвление.
Логика подсказывает, что пришло время менять оболочку, бренд и слоган. Эта партия власти сломалась, несите новую.
Решение напрашивается, но у него есть одна очевидная закавыка. Строить партию власти можно либо под правящую в стране идею, либо под лидера. С идеей вопросов нет – как и идеи. Воровать – это не идея, это стиль жизни, однако далеко не все готовы становиться ворами даже в Мафия стейт. С лидером тоже не все в порядке.
И даже не потому, что неясно, какаого именно из них сегодня покажут по телевизору – Удмурта, Банкетного, Говоруна или еще кого-то посвежее. Проблема в том, что он тоже поизносился.
Ему нечего сказать.Его игры в геополитику уже никого не вдохновляют, люди ждут, что он обратит внимание на проблемы страны, а он понятия не имеет, что с ней делать. Да ему это и не интересно – как раз потому, что он не знает, зачем это ему нужно.
Единственное участие Путина во внутренней жизни страны – открытие очередной перекачивающей трубы. И мультики про суперракеты.
По сути, единственная тема пропаганды, которая сейчас вообще на всех каналах и по всем официозным СМИ – кругом враги. Хохлы, террористы, госдепартамент, Британия с ее провокациями, НАТО на границах.
Потому сплотимся вокруг. Вечатляет, но не убеждает.На такой базе создавать новую правящую партию большого смысла нет, хотя и старая стала настолько токсичной, что, к примеру, на повторные выборы в проблемном Приморье даже президентские креатуры идут на всякий случай как самовыдвиженцы – от греха подальше.
При всей фейковости выборного процесса в путинской России это, безусловно, показатель. На котором не заостряют внимание, но который сам по себе говорит о многом.
В любом случае эту проблему придется решать, причем скорее всего, в следующем году. В том случае, если пересоздать партию власти не удастся, нас, скорее всего, ждет отмена выборов как таковых. Нет смысла имитировать ненужный процесс, если он тебе, в сущности, требуется исключительно в витринном смысле.
Всегда можно найти объяснение вроде "Враг на пороге", "Коней на переправе не меняют" (хотя откровенно говоря, сравнивать этих с конями – оскорблять благородных животных), а потому временно можно будет обойтись каким-нибудь временным решением. Совсем ненадолго – лет на двадцать.
Что, кстати, разумно – контролировать даже фейковые выборы с точки зрения нужного результата становится все сложнее, а в условиях дикого дефицита ресурсов это мероприятие становится убыточным по всем показателям.
Системе нужно время, чтобы переварить итоги осенних событий и отработать какие-то предложения. К весне-лету, по всей видимости, они должны будут превратиться в решения.
Пока выбор довольно понятен – либо сохранение Единой России (по причине невозможности создать ей замену), либо продолжение имитации выборов и этой вашей демократии. Вместе они уже не сочетаются.