Речь идет о деле еврейки, вышедшей в свое время замуж за грузина. После свадьбы супруги поселились в маленькой деревне, где женщина крестилась и на протяжении многих лет вела обычный для Грузии образ жизни, соблюдая все православные традиции.
Не так давно она решила переехать на ПМЖ в Израиль, на что в МВД заметили, что по Закону о возвращении еврей, сменивший вероисповедание, утрачивает право на репатриацию. Впрочем, добавили чиновники, нет ничего невозможного: если эта женщина вернется в лоно иудаизма, то есть пройдет гиюр, то вернет себе и возможность получить статус новой репатриантки.
Однако проходить гиюр героиня этой истории категорически отказалась и подала в городской раввинатский суд иск о признании ее еврейкой.
Даяны не только сочли эти претензии необоснованными, но и запретили женщине проходить гиюр на том основании, что она все еще ходит в церковь и живет с христианином. Дама опротестовала это решение в Высшем раввинатском суде. После долгих совещаний судьи высшей религиозной инстанции приняли 46-страничное постановление, суть которого сводится к тому, что МВД обязано признать истицу еврейкой и предоставить ей возможность репатриироваться. В постановлении расписана вся история смешанных браков от Вавилонского пленения до наших дней и сказано, что от женщины нельзя требовать пройти гиюр "подобно тому, как это не требуют от еврейского ребенка, попавшего в плен к гоям и выросшего среди них". Таким образом, суд приравнял уже немолодую женщину к "младенцу, попавшему в плен к неевреям, и потому ничего не знавшему о своем еврействе".
Следует отметить, что в последнее время в религиозных кругах наблюдается тенденция считать такими "младенцами" всех выходцев из СССР-СНГ, но никогда прежде такой взгляд не становился основанием для судебного решения. До этого тысячи евреев, принявших христианство или ислам, получали на основе Закона о возвращении отказ в праве на репатриацию, а несколько сотен были депортированы после того, как стало известно, что они сменили вероисповедание. И вот теперь оказывается, что эти депортации были, по сути дела, не обоснованны – по меньшей мере, с точки зрения Высшего раввинатского суда.
Юристы, защищающие данное постановление, обращают внимание на то, что судьи взяли с женщины обещание "не ходить в церковь, а после приезда в Израиль построить свою жизнь так, чтобы она и ее дети были связаны с иудаизмом, а не с христианством". Однако при этом все понимают, что обещание это скорее всего не будет выполнено.
Критики решения Высшего раввинатского суда говорят, что оно является, во-первых, дискриминационным по отношению к другим выкрестам, которые не смогли репатриироваться; во-вторых, распахивает двери страны перед людьми, по сути, отказавшимися от своего еврейства, и нивелирует само значение перехода в другую веру. Получается, что сменить вероисповедание – это все равно что выпить пресловутый стакан воды, и человек может называть себя евреем или православным в зависимости от того, что ему выгоднее в данный момент. И самое грустное — что такой подход будет освящен авторитетом раввинатского суда.
Данное судебное решение, безусловно, будет иметь немалые последствия, но какие именно, мы узнаем лишь спустя некоторое время.
"Новости недели"