После последнего показа коллекции Vetements, а это самая обсуждаемая марка последних сезонов, звучало недовольство: «Что это за мода, если за ней автора не видно?» Нет, не мода, это зрелище совсем другого рода. Дизайнер собрал на подиуме 36 самых стереотипных образов городской толпы – от футбольного болельщика до пенсионера, от немецкого туриста до миланской дамы в мехах.
Типажи в показе узнавались мгновенно. За десять минут каждый мог увидеть, как типичное стало в моде важнее индивидуального, точность важнее авторского вмешательства, а сама манера одеваться превратилась в поиск униформы твоей группы.
Моде предъявили результат её полувековой работы по привлечению новых потребителей, и она отказалась себя узнавать. За это время из изысканного увлечения для избранных дизайн одежды стал самым демократичным развлечением, доступным каждому.
Про смешение массового и элитарного в современном мире написано не раз, но многие до сих пор удивляются, с чего бы это поп-культура живёт по экономным законам индустрии?
Вдруг оказывается, что музыка изготавливается поточным методом, ценность художников определяется аукционами, театрами управляют эффективные менеджеры, главными источниками киносценариев стали комиксы, звёзды неуютно себя чувствуют в любой творческой отрасли, а мода вовсе не ставит задачи принести красоту в мир. Обращение к широкой публике принесло деньги, но серьёзно подорвало художественный авторитет.
Даже ярче, чем десятки беспомощных показов на мировых неделях, недавняя президентская кампания Дональда Трампа иллюстрирует, что мода утратила право определять, как выглядеть современной женщине.
Самый мощный ресурс индустрии был брошен на поддержку Хиллари Клинтон. «Вог» впервые в своей истории выразил открытую поддержку одному из кандидатов.
Анна Винтур, которая прочно связана с Клинтонами с 90-х, и Американский совет дизайнеров моды собирали деньги на её кампанию, выпускали одежду и проводили показы под лозунгом Make Herstory, посвящали ей редакционные материалы.
Почти все влиятельные американские дизайнеры высказались против Трампа, а образ его жены сровняли с землёй, будто Дрезден. Без толку, мода потеряла решающий голос.
Происходили отвратительные сцены. Когда Стефано Дольче опубликовал в своём Инстаграме фото Меланьи Трамп в платье Dolce & Gabbana, среди других гневных отзывов был вопрос, не стыдно ли ему наряжать Еву Браун?
Умберто Леон из Kenzo и Opening Ceremony заявил, что никто не должен её одевать, а если она покупает вашу одежду, нужно сообщить о своём несогласии. Большой резонанс получило письмо Софи Теалле, в котором она призвала к бойкоту президентской жены, потому как та ассоциируется с дискриминацией и не соответствует ценностям индустрии.
Её поддержали Том Форд, Марк Джейкобс и многие другие. На этой волне приятель Меланьи Андре Леон Телли (он помог ей выбрать в 2005-м свадебное диоровское платье в стиле «нашествие инопланетного бланманже» за 125 тысяч) сменил восторженный тон и заявил, что устал от её старательного стиля и не хочет жить среди ужасов страны Трампов. Прямо заседание приходского совета у Диккенса!
Куда реже раздавались голоса о том, что результаты законных выборов следует уважать, так же как титул первой леди страны и её право за собственные деньги покупать ту одежду, которая так прекрасно на ней выглядит.
Во время многомиллионных женских маршей оказалось, что никто не видит в ней человека – только приспешницу расизма, сексизма и ксенофобии, ассоциируемых с её мужем. Тут есть несомненное противоречие: уважение к человеку, лежащее в основе либеральных ценностей, не может применяться от случая к случаю.
Однако душная атмосфера консервативного поворота, заметная во всём мире, отключает рациональные аргументы, остаётся только некрасивая склока. Вместо Меланьи Трамп, взрослой светской женщины, одетой в соответствии со стандартами своей среды, видится только старорежимный образ, поворот назад.
Во время президентской кампании было ощущение, что жене будущего президента помогала его оформлять Джоан Коллинз. Это вам не советы секретарши Верочки, «живенько» тут и рядом не лежало. Прямо слышен голос Алексис Кэррингтон: «Милочка, не жалейте денег на волосы.
Старания должны быть видны. А с цветом пусть играют маникюрши. Белый, голубой и золотисто-бежевый никогда не сделают вас нелепой». Они и не сделали. Монохромные ансамбли в разбеленных тонах сидели на ней так, что кредитную карточку не просунуть.
С наброшенным на плечи пальто она управлялась с виртуозностью Анны Винтур. А при её появлении раздавалась особого рода тишина, которая наступает сразу после выключения фена.
Такая полированность кажется очень несовременной в сравнении с предыдущей первой леди. Это если не вспоминать, что актуальность – это само по себе устаревшее понятие, а любые упрёки в её отсутствие выглядят сексизмом худшего толка.
Женщины в двадцать первом веке отвоевали право выглядеть так, как диктует выбранный ими стиль жизни. Мишель Обама, которая теперь преподносится буквально Великой матерью американской моды, в своих нарядах допускала большую живость.
Немалая часть этой живости возникла уже после окончания юридической карьеры. Её стилист, бывший консультант бутика из Чикаго, оба президентских срока подбирала ей очень эмоциональную одежду и часто использовала молодых американских дизайнеров. Таков был имидж правления.
Популярности паре он не принёс. Жёны старшего и младшего Бушей существенно опережают её по рейтингу, а Барак Обама находится на четвёртом месте среди самых непопулярных президентов за всю историю измерений.
Вдруг оказалось, что консервативные настроения в массах так сильны, что элитам (включая модные), которые последовательно продавали свои позиции, до них просто не докричаться. За популизм теперь отвечают не вторые линии, а люди, подобные Трампу. Массы голосуют за униформенность и стабильность в любом проявлении, а Меланья Трамп для них идеальный образец.
Это та самая аудитория, за счёт которой мода расширяла прибыли последние тридцать лет. Для них был придуман шик рейгановской Уолл-стрит, где под именем Армани можно было продать что угодно.
«Массы голосуют за униформенность, Меланья Трамп для них идеальный образец»
Для них крупнейшие дома моды превращались в фабрики по выпуску аксессуаров. Теперь в актуальные аксессуары превращается активизм, а индустрия вместо жадности пропагандирует левые идеи и страшненький трикотаж. Но их массовая публика, как верная Хатико, возвращается на ту же платформу, где её приручили.
Что бы ни говорила об устаревании красивости Миучча Прада, она для них просто цветные носочки в Инстраграме. А красота и успех – вот она, Меланья Трамп, во всём блеске недосягаемой укладки.
Ко времени выхода этого номера большинство дизайнеров смягчат тон, а какой-нибудь стилист уже сделает пару её снимков с небрежным пучком, джинсами и босыми ногами, чтобы расслабить образ.
Для бывшей модели, у которой самые удачные сессии были в купальниках, это пара пустяков. Вернуть авторитет индустрии будет куда сложнее, придётся заполнить разрыв между демократизмом и популизмом. Тут босыми ногами не отделаться. Похоже, придётся вернуться к временам, когда авторская мода была уделом немногих. Остальные готовы довольствоваться униформой по своему вкусу.
Автор: Андрей Аболенкин
фото: EAST NEWS