Осень 1978 года на севере Италии выдалась холодной и дождливой. Но, несмотря на непогоду, на улицах Турина было необычайно оживленно. В городе не осталось ни одного свободного гостиничного номера.
А с вокзала валили все новые и новые толпы приезжих. Все они торопились к храму Святого Джованни Баттиста и вставали в многокилометровую очередь, чтобы увидеть своими глазами выставленный там на всеобщее обозрение особый экспонат. Действительно, то что так стремились лицезреть паломники было необычным. Папа Павел VI назвал этот экспонат самой главной реликвией в истории христианства. И название этой реликвии Туринская плащаница.
Туринская плащаница. Что же собственно это такое? И в чем тайна и особенность этой реликвии? По утверждению католической церкви – это то самое полотно, в котором хоронили Иисуса после снятия его с креста. Позже плащаница была обнаружена в пустой могиле после чудесного воскрешения миссии. Время и катаклизмы не особо пощадили святыню. Она попадала и в огонь, и под проливные дожди, и в руки злоумышленников. Однако центральная ее часть осталась целой. А там и находится то, что сделало плащаницу знаменитой. Изображение тела и головы сына божьего.
А еще красно-коричневые пятна, которые, как говорят богословы, есть следы ранений Христа. Ранений, которые согласно Евангельским сказаниям, были нанесены Иисусу при распятии. Всего этого вполне достаточно, чтобы миллионы последователей миссии, видевшие эту плащаницу или знающие о ней понаслышке, воспринимали ее как материальное свидетельство Страстей господних. По мнению некоторых исследователей, кровавые пятна на плащанице в точности соответствуют ранам, которые Христос получил при распятии.
Для людей верующих подобный факт и является доказательством подлинности реликвии. Но неверующие и сомневающаяся часть человечества всегда желает выяснить максимальное количество фактов, а уж потом делать какие-либо выводы. Первое, что хотели узнать ученые, когда речь заходила о Туринской плащанице, это возраст ткани. Действительно ли он исчисляется двадцатью или более веками? Ведь если это не так, незачем и огород городить. Даты рождения и смерти миссии давно установлены и неоднократно проверены церковной и исторической наукой. И после тщательного исследования было установлено, что возраст плащаницы вполне укладывается в тот период, когда по земле ходил Иисус Христос.
Второй главнейший вопрос, каким образом на ткани плащаницы получены почти фотографически-документальные изображения негатива. Ни общий уровень развития искусств вообще, ни рисования в частности, как в те далекие времена, так и сегодня, подобных аналогов не имеет. С помощью каких средств и материалов и как именно выполнен рисунок человека в полный рост, где вид спереди и сзади сходится в области темени как две картинки из анатомического атласа. Неужели обычной краской? И рисунок ли это на самом деле? По мнению ученых, при нанесении рисунка краской, она бы располагалась не поверхностно, а глубоко проникла в ткань и пропитала ее. На самом же деле, на плащанице образовался отпечаток, полученный в результате своеобразного ожога.
Но самый главный вопрос третий, кто именно изображен на плащанице? Неужели и вправду Христос, о котором человечество узнавало через предсказания Ветхозаветных пророков? Или это величайший и искуснейший подлог? Сейчас в мире насчитывается упоминание о 43-х плащаницах. Неужели все они поддельные? Этого нельзя сказать определенно. Необходимо отметить, что некоторые из них несомненно дублировали друг друга. То есть это были одни и те же полотнища, представленные в различных местах в разное время. Некоторые были уничтожены умышленно, другие просто исчезли. Даже если мы обратимся к самым современным методам исследований, вряд ли мы сможем с уверенностью установить, было ли в определенный кусок белой материи 2000 лет назад завернуто именно тело Христа.
Туринская плащаница явилась миру, в полном смысле слова неизвестно откуда, во Франции, в местечке Лирей недалеко от Парижа во владении графа Жеффруа де Шарни. Граф вскоре умер, унеся с собой в могилу тайну появления плащаницы. В 1357 году полотнище было выставлено в маленькой церкви во владениях графа, сразу вызвав большой приток паломников и переполох католического епископата, вполне резонно рассудившего, что неожиданное появление такой реликвии, скорее всего, свидетельствует о ее подложности. Местное духовенство выразило порицание священнику, а позже обратилось к папе Клименту VII с просьбой запретить дальнейший показ реликвии, мотивируя тем, что некий безымянный художник сознался, что это дело его рук.
И уже в самом начале 1390 года Климент VII, объявленный впоследствии антипапой, озвучил свой приговор по данному вопросу. Плащаницу разрешалось выставлять только в том случае, если при этом разъяснялось, что это не настоящий покров Иисуса Христа, а всего лишь картина или рисунок, изображающие покров. Казалось бы, вопрос решен. Высшая заинтересованная инстанция глава католической церкви, склонная скорее признать любую фальшивку подлинником, если только она служит на благо веры, а не наоборот, объявило плащаницу подделкой. Однако это лишь на время приглушило связанные с ней страсти.
В 1532 году в монастырском храме города Шамбери случился страшный пожар. Именно в это время там находилось священное полотно. Огонь тушили почти шесть часов и, когда открыли расплавленную от чудовищной температуры серебряную раку с реликвией, то обомлели – плащаница осталась не тронутой пожаром. После такого чудесного спасения святыни из огня споры о ее подлинности вспыхнули с новой силой.
Более 200 лет плащаница находилась во Франции. А в 1578 году вследствие затяжных религиозных смут и войн Эммануил Савойский в интересах безопасности перевез ее в свое герцогство Турино. Уже в качестве признанной реликвии христианского мира. Споры о ее подлинности или подложности периодически разгорались на протяжении нескольких веков. Разумеется, за плащаницу, то есть ее подлинность выступали клерикалы и верующие, мотивируя, в основном, понятием чуда и не интересуясь какой-либо аргументацией против. В лагере же противников плащаницы находилось наиболее свободомыслящая часть общества справедливо полагавшая, что большинство реликвий всех религий мира подделки и фальшивки.
До сих пор многие ученые мира считают, что Туринская плащаница это дело рук великого Леонардо да Винчи. Но как именно Леонардо мог создать данную плащаницу? С помощью камеры-обскуры, отвечают ученые. Сначала он вылепил свою голову, затем натянул в темной комнате на каркас полотно, пропитанное сульфатом серебра, которое легко можно было достать в Италии в 15 веке. Это придало холсту свойство светочувствительности, отдаленно сходное с тем, которым обладает современная фотопленка.
При попадании на сульфат серебра ультрафиолетовых лучей начинается химическая реакция и на ткани остаются следы, напоминающие ожоги. В одной стенке камеры Леонардо проделал отверстие и закрыл его хрустальной линзой. Солнечные лучи, проходя через увеличительное стекло, выжгли на ткани черты бюста. Выяснилось это благодаря летописям, которые совсем недавно были обнаружены в библиотеке герцога Савойского.
В пользу этой теории говорит тот факт, что в Трактате о живописи Леонардо имеются, пожалуй, самые ранние чертежи примитивного фотографического устройства, которое могло быть использовано им при создании изображения на плащанице. Оно то и называется камера-обскура. Это простейший вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение объекта. Тем более что отпечаток на холсте является классическим фотонегативом. Проверить это легко при помощи анализа плащаницы на наличие сульфата серебра.
Кстати в 1898 году плащаница впервые была сфотографирована. К изумлению фотографа, проявлявшего пластинку, расплывчатые пятна изображения на ткани получились на негативе гораздо более четкими и позволили выявить множество неразличимых простым глазом деталей. А когда был получен позитив, то он просто всех поразил реалистическими чертами человеческого лица и тела, не воспринимавшимися столь ясно на подлиннике. Причем в этом изображении было больше сходства с чертами лица Леонардо да Винчи, чем с распятым Иисусом Христом.
Однако не все склонны согласиться с этой версией. По мнению некоторых ученых, предположение, что Туринская плащаница дело рук да Винчи не учитывает нескольких фактов. Например, как объяснить, что на таинственной реликвии отпечаталось тело в полный рост, да еще и с двух сторон – с лица и со спины? Человек на плащанице – это мужчина крепкого телосложения примерно 30-40 лет. С усами, бородой и с ниспадающими на плечи длинными волосами, разделенными на прямой пробор.
В опровержение теории о том, что плащаница мистификация Леонардо, британские специалисты по генеалогии указывают, что ношение мужчинами длинных волос не одобряли не только в 14 веке. Средневековая иконография вообще изображает Иисуса с довольно короткими волосами. Но иудеи носили длинные волосы и бороды со времен Моисея. Кроме того, ученые определили рост человека, отпечаток тела которого находится на полотне – 1 метр 80 сантиметров. Бросается в глаза редкое благородство форм и безукоризненность пропорций фигуры. Отчетливо видны многочисленные раны и повреждения. Каждая царапинка до малейшей капельки крови. Если это фальсификат, то определенно можно утверждать, что творец этой подделки отлично знал Евангелие и запечатлел страдания Иисуса с хрестоматийной точностью и пунктуальностью.
Также в исследовании Туринской плащаницы принимали участие и российские специалисты, которые намеренно ушли от религиозной трактовки реликвии. Они решили исследовать ее как материальное свидетельство с места преступления. Криминалистам пришлось провести комплексное исследование на стыке химии, физики, математики и биологии. Для начала они выяснили возможный возраст ткани, смоделировав процесс старения. Выводы были сенсационными. Все зарубежные исследователи, которые пытались доказать, что плащаница поддельная, так как самой ткани не более 700 лет, допустили очень серьезную ошибку. Плащанице не менее двух тысячелетий. Вместе с тем были опровергнуты более ранние предположения о том, что реликвия старше Иисуса на десять веков.
Кроме доказательств возраста плащаницы криминалистам удалось по отпечаткам на ткани исследовать характер ран, полученных Христом. Говоря профессиональным языком, исследуемый материал сохранил явные свидетельства о жертве насилия. В протоколе криминалистов есть следующие строки: «На льняной материи размером 4,3х1 м имеется слабо-проступающий желтовато-коричневатый отпечаток двух проекций обнаженного мужчины спереди и сзади. Анализ всех отпечатков доказывает, что изображенного на ней человека бичевали плетьми римского образца, имевшими пять хвостов с закрепленными на концах свинцовыми пуговицами».
Согласно выводам ученых, раны, полученные человеком, завернутого в эту ткань, точно соответствуют описанным в Библии страданиям Христа. «На правом плече широкая полоса, свидетельствующая о несении человеком тяжелого предмета, возможно креста. Носовая кость перебита от удара с левой стороны. С той же стороны скула разбита, поэтому она отечная. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Изображение лица асимметрично. Этот человек страдал, поэтому его черты после смерти неодинаково сократились». Именно так гласит заключение криминалиста.
Но самый главный вопрос – как, каким образом отпечатался на материи человеческий силуэт. Эксперты из России воссоздали процессы, происходящие в волокнах льняной ткани при соприкосновении с плотью человека. Причем, человека, изможденного тяжелыми физическими нагрузками, длительным истязаниям и похороненного по канонам иудейской традиции. Доброволец из числа сотрудников института криминалистики, мужчина с длинными волосами, бородой и усами несколько часов подряд тренировался на тренажерах. После этого его накрыли льняной тканью, примерно такой же, как и плащаница. И продержали под ней несколько часов. Результат эксперимента оказался ошеломляющим.
В растительной ткани в различных пропорциях соединена целлюлоза и лигнин. В химической реакции с кислотами, выделяемыми кожей человека, эти элементы превращаются в сложное по своему составу и структуре вещество. При определенной температуре бесцветный лигнин приобретает желто-коричневый, а при очень высоких значениях темно-коричневый колер. Эксперименты позволили получить идентичное отображение объекта на ткани. Портрет лица человека выходил точным, почти как на фотографии. Выводы российских экспертов впору считать сенсацией, Туринская плащаница – это не подделка. На ней естественным способом запечатлен образ распятого на кресте человека, травмы которого точно совпадают с описанными в Библии ранами Христа.