3 ноября 1944 года рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер выехал на поезде из Бреслау в Вену. Гиммлера сопровождал его давний знакомый Жан-Мари Мюзи, в прошлом президент Швейцарии. Благодаря этой поездке в самом конце войны были спасены тысячи европейских евреев, однако в последующие десятилетия вся эта история тщательно скрывалась.
Мюзи был знаком с Гитлером с конца 30-х годов, когда он издавал в Швейцарии пронацистскую газету La Jeune Suisse. В то время Мюзи приобрел репутацию антисемита, однако к 1944 году его взгляды — очевидно, под влиянием обстоятельств — изменились. На исходе войны в своей газете он заявлял, что нацисты — это преступники и убийцы. Мюзи даже наладил контакты (Гиммлер об этом не знал) с эмиссаром сионистского ревизионистского движения «Иргун» в Швейцарии.
Таким образом Мюзи стал посредником между еврейскими организациями, стремившимися спасти немногих еще остававшихся в живых узников лагерей смерти, и Гиммлером. В Швейцарии осенью 1944 года возникла инициативная группа, преследовавшая цель остановить кровавое безумие Холокоста. В нее входили представитель «Иргуна» в Цюрихе Реубен Гехт, руководители швейцарского отделения Чрезвычайного комитета спасения евреев (Ваад а-ацала) супруги Ицхак и Реха Штернбух, американский консул в Цюрихе Сэмюэл Эдисон Вудс и папский нунций в Швейцарии. В сентябре 1944-го эта группа встретилась с Мюзи и убедила его наладить контакт с Гиммлером.
В преддверии неизбежного конца войны Гитлер отдал распоряжение как можно быстрее уничтожить еще остававшихся в живых еврейских узников концлагерей и гетто (главным образом в Венгрии). Гиммлер же, поддавшись влиянию Мюзи, надеялся спасти собственную шкуру и негласно пытался замедлить процесс уничтожения. Его усилия не принесли ощутимых плодов (всем известны «марши смерти» узников лагерей, которые в ближайшее время должны были освободить союзники). Тем не менее, благодаря колебаниям Гиммлера, по крайней мере несколько тысяч евреев смогли пережить войну.
Вмешательство Гиммлера в индустрию Холокоста обсуждалось на проходившей в 1974 году конференции в «Яд Вашеме» и подтверждается множеством источников, отмечает обозреватель The Times of Israel Джоанна Зайдель. Разумеется, никто не сомневается в том, что Гиммлер пытался свернуть уничтожение евреев не из гуманных побуждений, а в стремлении спасти от справедливого возмездия в первую очередь себя. Документы указывают на то, что Мюзи удалось убедить Гиммлера в том, что, положив конец геноциду, он получит шанс сохранить свою жизнь после поражения нацизма. Именно эти вопросы Гиммлер и Мюзи обсуждали 3-го ноября 1944 года во время поездки в Вену. Две недели спустя швейцарец проинформировал рейхсфюрера в письме, что правительство США готово участвовать в переговорах об освобождении находящихся в лагерях смерти евреев и переправке их в Швейцарию через своего консула в Цюрихе Сэмюэла Вудса. 24 ноября Гиммлер распорядился приостановить умерщвления в газовых камерах узников Освенцима.
В итоге в результате договоренности Гиммлера с Мюзи были освобождены и переправлены на специальном поезде в Швейцарию 1200 евреев из лагеря Терезиенштадт. Когда об этом узнал Гитлер, подобные акции запретили, но некоторое количество узников лагерей смерти все же спаслись.
Рудольф Кастнер, глава Сионистской организации Венгрии, показал в 1945 году под присягой, что осенью 1944-го Гиммлер разрешил выезд 1686 венгерских евреев в Швейцарию и распорядился прекратить депортации из Будапешта. Глава СС также допустил бескровную сдачу союзникам концлагерей Берген-Бельзен и Терезиенштадт. «В надежде, что Запад это оценит, Гиммлер пошел на такие уступки, даже не потребовав никакого материального вознаграждения», — подчеркнул Кастнер.
Многие обстоятельства этого дела были установлены во время суда над Кастнером. После войны Рудольф Кастнер поселился в Израиле, служил в правительственных учреждениях и был активным членом партии «Мапай». Редактировал партийные издания на венгерском языке — еженедельник «А йово» и газету «Уй келет». В 1953 году журналист Малкиэль Грюнвальд выпустил листовку, обвинявшую Кастнера в сотрудничестве с нацистами, ускорившем, по его мнению, гибель венгерского еврейства. Кастнер возбудил против Грюнвальда судебное дело по обвинению в клевете, однако окружной суд в Иерусалиме оправдал Грюнвальда почти по всем пунктам обвинения, признав, таким образом, виновность Кастнера. Ввиду того, что Кастнер был правительственным служащим, израильское правительство поручило генеральному прокурору подготовить апелляцию. Это решение привело к правительственному кризису и стало важным пунктом в предвыборной кампании 1955 года. В марте 1957-го Кастнер был убит тремя юношами, находившимися под влиянием создавшейся после суда политической атмосферы. Решение суда было обжаловано, и 17 января 1958 года Верховный суд Израиля признал Грюнвальда виновным в клевете и тем самым снял с Кастнера большую часть обвинений.
Оценка деятельности Кастнера остается предметом дискуссий по настоящее время. Согласно одной точке зрения, Кастнер являлся коллаборационистом и предателем, скрывшим информацию о готовящемся уничтожении сотен тысяч венгерских евреев. Защитники Кастнера утверждают, что он был незначительной фигурой и его предупреждение не привлекло бы внимания.
Критики также утверждали, что среди спасенных Кастнером были преимущественно состоятельные граждане, политики-сионисты, а также его личные друзья и знакомые. По словам защитников Кастнера, в любом случае эти люди были спасены им от смерти.
В ходе процесса над автором «Окончательного решения» Адольфом Эйхманом сам подсудимый показал, что Кастнер предложил ему сделку: разрешить эмиграцию в Палестину нескольким сотням или тысячам молодых венгерских евреев в обмен на беспроблемную депортацию в лагеря смерти всех остальных.
28 апреля 1945-го Гитлеру принесли сводку радиоперехвата, согласно которой агентство «Рейтер» и Стокгольмское радио сообщали о переговорах Гиммлера с западными союзниками относительно его предложения о капитуляции Германии и полученном от них ответе, что они согласны вести переговоры, если к этому привлекут третьего партнера — СССР. В тот же день Гитлер продиктовал в своем завещании: «Перед своей смертью исключаю бывшего рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера из партии и снимаю со всех государственных постов… Геринг и Гиммлер вели тайные переговоры с врагом без моего согласия и против моей воли, а также пытались взять в свои руки власть в государстве, чем нанесли стране и всему народу невосполнимый ущерб, не говоря уже о предательстве по отношению ко мне…»
После войны Гиммлер пытался скрыться с поддельными документами, однако 23 мая был арестован советским военным патрулем и, находясь под арестом, отравился, раскусив ампулу с цианистым калием.
Материал подготовил Роберт Берг