Рокфеллеры – одна из самых известных в мире фамилий. Но история жизни одного из отпрысков семейства написана кровью. Любознательный юноша, бесследно исчез в джунглях Новой Гвинеи. Согласно мнению многих исследователей, молодому человеку была оказана величайшая честь – его съели аборигены в знак уважения…
Сын губернатора Нью-Йорка
Рокфеллер появился на свет в 1938 году в семье Нельсона Рокфеллера, богатейшего человека Америки. Еще в детстве Майкл начал интересоваться историей и антропологией, благо для этого у него были все возможности – отец не скупился на самые лучшие книги, охотно покупал различные артефакты.
Семейство Рокфеллеров к тому же спонсировало институт антропологии, выделяло крупные суммы на научные исследования, и мальчик с детства был своим в научных кругах. Он твердо решил стать ученым и не изменил своего решения в более взрослом возрасте.
В 1960 году юноша окончил Гарвардский университет, после чего несколько месяцев провел в армии, мечтая о том, как вскоре отправится в научную экспедицию в Новую Гвинею.
Отец Майкла к тому времени был губернатором Нью-Йорка, политическая карьера занимала все его мысли, но он приветствовал решение сына своими собственными глазами увидеть жизнь аборигенов и собрать уникальную коллекцию, рассказывающую о жизни аборигенов.
И вот осенью 1961 года молодой Рокфеллер отправился в опасное и увлекательное путешествие в Океанию…
Охотники за черепами
Майкл и его спутник, голландский этнограф Рене Вассинг, наняли местных проводников по имени Лео и Симон и разъезжали по селениям аборигенов, выменивая за стальные крючки и топоры предметы быта и искусства папуасов.
Те, среди прочего, предлагали белым исследователям куши – разукрашенные человеческие черепа, и Рокфеллер и Вассинг охотно их скупали.
Молодые ученые собрали неплохую коллекцию (позже ставшую украшением Нью-Йоркского музея первобытного искусства), но не собирались останавливаться на достигнутом.
Вассинг и Рокфеллер решили съездить в затерянное селение астматов – местного кровожадного племени, чтобы найти там уникальные артефакты. Незадолго до этого Рокфеллер оправился к папуасскому шаману, который сказал Майклу, что он видит маску смерти на его лице.
Шаман предупредил исследователя, что ему не стоит ехать к асматам. В этом племени считают, что душа человека переходит к тому, кто убьет его и съест. Поэтому каннибализм там – норма жизни. Но Майкл не поверил шаману и 18 ноября отправился в путь…
Молодые ученые и их проводники решили добраться до отдаленного асматского селения по реке. Майкл приобрел утлый самодельный катамаран у папуасов, подвесил на него мотор, и исследователи отправились в путь. Папуасы, увидев, как их суденышко перегружено, предупреждали Рокфеллера, что его ждет беда – волны в этих местах могут быть просто огромными, но тот не внял советам…
Катамаран вначале успешно передвигался, но затем судно столкнулось с бурным потоком, который захлестывал воду в лодку. Мотор залило, и он заглох. В этой местности водилось множество крокодилов, и люди не решались покинуть свое ненадежное убежище, в котором хранились запасы продовольствия и дорогая аппаратура.
Расстояние до берега составляло около 3-х километров, и Рокфеллер решил рискнуть – правда, не своей жизнью, а своими проводниками, отправив их за помощью. Лео и Симон привязали к себе канистры из-под топлива и поплыли к берегу. Они достигли твердой почвы, но заблудились в джунглях и были найдены спустя несколько дней.
Майкл и Рене безуспешно дожидались помощи. И вдруг огромная волна окатила катамаран, перевернув его. Рене ухватился за обломки судна, а Майкл крикнул ему, что поплывет к берегу. Вассинг отказался следовать за ним и наблюдал, как его товарищ скрывается за горизонтом…
Спустя несколько часов Вассинга обнаружил гидросамолет голландских военно-морских сил. Летчики сообщили в ближайший порт координаты места крушения катамарана, вскоре шхуна «Тасман» подобрала Рене, бывшего почти без сознания.
Когда он пришел в себя, то рассказал обо всех обстоятельствах катастрофы. Все силы были брошены на поиски Майкла Рокфеллера, самого богатого наследника в США. Были прочесаны все окрестные леса, исследовано дно реки, опрошены аборигены, но никаких следов от Марка Рокфеллера не осталось.
Из Нью-Йорка прилетел Нельсон Рокфеллер, который выложил огромную сумму на поиски сына, но Майкл или его тело так и не были обнаружены. Поиски были прекращены, безутешный отец вернулся в США, а исчезновение Майкла Рокфеллера так и осталось одной из неразгаданных загадок XX века.
Железные глаза
Вот уже несколько десятков лет исследователи со всего мира пытаются разгадать тайну исчезновения Майкла Рокфеллера.
Неизвестно – утонул ли он в реке, съели ли его акулы или крокодилы, или же произошло нечто такое, что трудно представить в страшном сне…
Многие считали, что он мог успешно доплыть до берега – как проводники, которые избежали встречи с крокодилами и остались живы. Вассинг, проведя много часов в воде, так же не подвергся нападению хищников и выжил. Рокфеллер был отличным пловцом и утонуть просто не мог.
Самая распространенная версия гибели наследника миллионов звучит так – его… съели аборигены. Он благополучно добрался до берега, но оказался в руках дикого племени.
Эта версия основывается на словах христианского миссионера Яна Смита, миссия которого находилась неподалеку от селения асматов. Он утверждал, что однажды видел, как асматы несли одежду пропавшего Рокфеллера, и кроме того, они показывали ему кости, якобы принадлежавшие пропавшему юноше.
Но Смит сам трагически погиб, и выяснить подробности у него не удалось. Скептики утверждали, что одежду Майкл мог оставить у аборигенов во время своих предыдущих посещений, а кости могли принадлежать кому угодно.
Но другой миссионер, Биллем Хекман, утверждал, что аборигены тоже рассказывали ему о некоем убитом юноше, который был съеден неким племенем. Его череп находится в особом ритуальном доме, что говорит о том, что юноше была оказана честь быть съеденным.
Самое интересное, что у этого черепа есть особенность – «железные глаза». Хекман заявил, что так аборигены называют металлические очки Рокфеллера, которых тот никогда не снимал. Но найти этот череп с железными глазами никому не удалось, и загадка смерти Майкла Рокфеллера так и не разгадана…
Нельсон Рокфеллер после смерти сына оправился не скоро, что, впрочем, никак не отразилось на его политической карьере – он стал вице-президентом США. На его средства к Метрополитен-музею было пристроено крыло, где теперь хранится экспозиция Музея примитивного искусства. Это крыло в память о молодом ученом называется крылом Майкла Рокфеллера…
Н. Трубиновская