«Я много раз по-настоящему любила и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве можно просить о большем? Я просто чертовски счастливая женщина. Больше я ничего не могу пожелать». Элизабет Тейлор.
Право, если бы не было актрисы Элизабет Тейлор, ее стоило бы выдумать. Без этой необычайно красивой женщины с фиалковыми глазами, ярким, страстным и независимым характером, невозможно представить себе историю Голливуда.
Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне в семье владельца картинной галереи Фрэнсиса Тейлора и бывшей актрисы Сары Вамбродт. Накануне Второй мировой войны семья перебралась в Америку и поселилась в Беверли Хиллз. В галерее отца бывали многие знаменитости, и один из них посоветовал родителям показать в Голливуде очаровательную девочку. Мать Элизабет оставила сцену сразу после замужества, но как это часто бывает у несостоявшихся и честолюбивых актрис, она мечтала, чтобы дочь воплотила в жизнь то, что не удалось ей. Сара не пропускала с дочерью ни одного кастинга и старания не пропали даром – девочку пригласили сниматься в фильме «Лэсси возвращается домой». Она идеально подошла на роль маленькой англичанки. Оценив успех фильма, кинокомпания «Метро Голдвин Майер» предложила 12 летней актрисе долгосрочный контракт.
В середине сороковых были очень популярны фильмы с участием детей и домашних животных. Детки и собачки – это так мило! Чтобы прелестные крошки всегда были под рукой, создатель «Метро Голдвин Майер», великий Луис Маейер открыл на студии «площадку молодняка», на которой растили будущих звезд. Их учили петь, танцевать, держаться перед камерой и вживаться в роль. Так выросли на студиях Джуди Гарланд и Дина Дурбин. Повзрослев, они ушли с экрана, Дина Дурбин в долгую, счастливую жизнь жены и матери, а Джуди Гарланд в наркотики и алкоголизм.
Но Элизабет осталась в Голливуде навсегда, она была сделана из другого материала, по прочности не уступавшему стали космических кораблей. Из очаровательной малышки она превратилась в прелестную, рано повзрослевшую юную девушку, а успех и слава не заставили себя ждать. Ее заметили в первом же «взрослом» фильме «Место под солнцем».
Она говорила журналистам: «Я не помню, когда я не была знаменитой». В жизни этой юной женщины в дальнейшем всего будет в избытке: фантастических гонораров, звездных ролей, любви, браков, драгоценностей и трагических потерь.
Ее рано расцветшая, невероятная, горячая красота сшибала с ног. Руки Элизабет добивались многие и, пройдя через два неудачных брака, родив двоих детей, она завоевала сердце 52-летнего Майка Тодда — Аврома Хирша Гольдбогена, таково настоящее имя знаменитого голливудского продюсера. Он выбравшийся с самых низов и добившийся всего своим талантом, умом и энергией был несокрушимо обаятелен, щедр, горазд на любые выдумки и тратил деньги без счета.
Майк безоглядно полюбил Элизабет. Они были друг другу под стать, и в нем, как в прекрасной Лиз, всего было в избытке. Майкл обожал жену и закатывал в ее честь банкеты, на которые выписывал слонов из Индии и Африки, покупал яхты и бриллианты, спортивные автомобили, усадьбы и особняки. Каждую субботу он отмечал день первой встречи с ней. «Мы жили с такой интенсивностью, — вспоминала Тейлор, что многим любящим парам хватило бы на целую жизнь». Майк жил, наслаждаясь каждым мгновением, и заставил Лиз поверить в свой талант и удачу. Судьба подарила им дочь, ее назвали в честь матери – Элизабет.
Майк купил личный самолет и назвал его именем жены и дочери — «Удачливая Лиз». Самолет разбился 28 марта 1958 года, погребя под обломками Майка и 414 дней немыслимого счастья. Элизабет слегла, ее пичкали лекарствами, чтобы она не покончила с собой.
Год спустя, в память о муже Элизбет Тейлор прошла гиюр и получила новое имя — Элишева-Рахель. На всю жизнь она осталась большим другой еврейского народа и государства Израиль, жертвуя огромные суммы на развитие страны и покупая израильские акции. Когда 26 июня 1976 года террористы угнали самолет «Эр Франс», следовавший маршрутом из Тель-Авива в Париж, Элизабет Тейлор предложила себя в заложники в обмен на всех евреев, находившихся на борту самолета. Но это будет потом.
Через две недели после смерти мужа, связанная контрактом, она возвращается на съемочную площадку, где снимался фильм «Кошка на раскаленной крыше» по пьесе Теннеси Уильямса. «Кошка» побила все рекорды кассовых сборов и вошла в десятку самых знаменитых картин Голливуда.
В способности Тейлор к выживанию есть что-то героическое, ее воля к жизни делает ее непобедимой. Она не раз будет преодолевать физическую и душевную боль, неистово сражаться за то, что ей дорого и всегда выходить победительницей. Она, как кошка, добиваясь своего, будет царапаться и кусаться, ластиться и мурлыкать, наносить молниеносные удары когтистой лапой, а при опасности отскакивать, переворачиваться в воздухе и опять падать на четыре лапы.
После фантастического успеха «Кошки» Тейлор предложили сняться в фильме «Батерфилд 8» в роли высокооплачиваемой девушки по вызову. Ей не понравился сценарий, не нравился режиссер и исполнитель главной роли, но контракт не позволял ей отказаться, и Элизабет показала, на что она способна. Съемочная площадка превратилась в настоящее поле брани, где раненых в плен не брали. Элизабет всегда ненавидела этот фильм, но… получила за него свой первый «Оскар».
После успеха «Кошки» и «Баттерфилд 8» Элизабет Тейлор стала одной из самых кассовых актрис того времени. Она была на пике молодости, красоты и успеха и впереди ее ждал судьбоносный фильм «Клеопатра». Актрисе не хотелось сниматься, желая отделаться от студийных боссов, она запросила невиданный в ту пору гонорар в один миллион долларов и на свое несчастье руководство студии согласилось. Режиссером сначала планировали пригласить Альфреда Хичкока. На это предложение Хичкок, наслышанный о непростом характере божественной Элизабет, ответил, «что он, конечно же, любит снимать фильмы ужасов, но не в такой концентрации» и чутье велико Хичкока не подвело… Согласился на съемки Джозеф Манкевич.
В октябре 1961 года в окрестностях Лондона, построили декорации солнечного Египта, начались съемки, но было очень холодно, и знаменитый английский дождь лил не переставая, и во время съемок у актеров шел пар изо рта. Простудилась Тейлор и съемки было решено перенести в окрестности Рима.
Манкевич, привыкший к голливудскому рациональному порядку на студии, где все знали, что им делать, и за что они получают деньги, впервые столкнулся с итальянской ленью и неразберихой. Все опаздывали, разворовывался реквизит, забастовала одетое в «легкое египетское» женская массовка. Итальянские операторы, техники и рабочие, не могли отказать себе в удовольствие ущипнуть за попку хорошеньких статисток. Бюджет трещал по швам. Стояла дикая жара и тысячи статистов каждый день выпивали море воды, в итоге только счет за воду составил 80 тысяч долларов.
А тут еще новая напасть: сказка стала былью, Антоний и Клеопатра, Тейлор — Бартон переживающие любовную лихорадку на экране, не обращая внимания на то, то что оба состояли в законных браках, у всех на глазах нешуточно заболели ею сами, разыгрался оглушительный скандал.
А что Лиз? На все вопросы журналистов она спокойно отвечала: «Трудно не влюбиться в человека, с которым ты, пусть и по работе, целуешься сорок раз на дню». Через восемь месяцев после окончания съемок «Клеопатры» Элизабет Тейлор вышла замуж за Ричарда Бартона и их тандем станет самым продуктивным, талантливым и самым высокооплачиваемым актерским дуэтом в Голливуде.
Этот был не простой союз двух сильных, независимых и талантливых людей, любящих соперников, не желающих уступать друг другу ни в чем: ни в творчестве, ни в кураже.
В пронзительной драме Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?» они сыграют супругов, сыграют самих себя – любящих, ненавидящих, бранящихся, чей словесный поединок это жестокий бой без правил. Роли в этом фильме станут вершинами их актерской карьеры и классикой мирового кинематографа. Элизабет Тейлор получит второго «Оскара», а Ричард Бартон – ничего.
Их брак, просуществовавший 8 лет, не выдержал и затрещал по швам. Они разошлись, и каждый начал строить свою жизнь по своему, но они навсегда сохранили глубокое чувство друг к другу, эти двое не смогшие жить вместе и не ставшие счастливыми друг без друга.
Элизабет Тейлор перестала активно сниматься в середине 80-х, она целиком посвятила себя благотворительности, создав фонд по борьбе со СПИДом, на который пожертвовала 120 миллионов долларов.
Она умерла совсем недавно в возрасте 79 лет 23 марта 2011 года. Похороны актрисы Элишевы-Рахель Тейлор должны были состоятся по еврейскому обряду 24 марта в 14.00, но по просьбе актрисы церемонию прощания задержали на 15 минут. Как заявил представитель семьи актрисы: «Она хотела опоздать даже на собственные похороны».
Юлия Королькова