18.11.2024

Россию убьёт принцип «можем повторить»!


На протяжении всей своей 1000-летней истории Россия воюет почти беспрерывно и очень часто терпит поражения.

 Знаете, что угробит, наконец, Россию-матушку? Не коррупция, нет. Не санкции. Не окончательное разложение судебной системы — всё равно она за всю историю России никогда толком не работала. И даже не очередное падение котировок нефти, нет.

России положит конец вполне безобидная, на первый взгляд, фраза: «можем повторить», практически возведённая в ранг национальной идеи.

Когда я читаю про пол-тонны кокса в российском посольстве, мне становится смешно. Когда слышу про похождения Дерирыбки — противно. Когда узнаю про арест человека за то, что он показался в окне своего дома с надувной уточкой — грустно.

Но когда я вижу, как очередной идиот клеит на свой Мерседес надпись «можем повторить» или пишет что-то подобное в соцсеточках, меня охватывает ужас. И причина этому предельно проста: он ведь прав. Можем.

 

 

Он, этот кретин, разумеется имеет ввиду лубочно-глянцевую Победу, сконструированную фильмами «про войну» и пафосными патриотичными речами, но я-то вспоминаю ещё примерно сотню крупных войн и локальных конфликтов, в которых с 864 года участвовала Россия. С момента основания Руси и до последнего времени мы воюем почти без перерывов, так что 10-20 лет мира подряд для нас — большая редкость.

Мы редко об этом задумываемся, но примерно каждую пятую войну Россия проиграла. Это были очень разные поражения. Некоторыми из них есть больше причин гордиться, чем иными победами, большинство же очень хочется забыть и не вспоминать никогда. Однако, вспомнить придётся.

Русско-Монгольская война (1237—1242)

Самое грандиозное поражение за всю свою историю Россия потерпела от войск хана Батыя. После него мы лишились государственности на три века, в цивилизационном плане откатились на пару сотен лет назад и унаследовали от Золотой Орды многие её характерные черты.

Причиной этого поражения стала разобщённость и раздробленность Древней Руси на десятки удельных княжеств, не способных противостоять монолитной, дисциплинированной и хорошо организованной машине монгольского войска.

Сейчас разобщённость российского общества достигла предела. И дело даже не в том, что некоторые регионы РФ уже давно живут по своим собственным законам и правилам, подчиняясь федеральному центру лишь формально. Хуже всего, что каждый из 140 миллионов россиян предоставлен самому себе. У каждого своя война, в которой нет союзников и помощи ждать неоткуда.

Кто встанет на вашу сторону, если вас будут убивать в СИЗОпросто потому, что вы оказались в неподходящем месте в неудачное время? Мама, папа и два правозащитника с одиночными пикетами?

Литовско-Киевская война (1324)

Когда князь Гедимин брал Киев, Переяславль, Путивль, Вышгород, Канев и Белгород, разорённые и обезлюдевшие в результате монгольского нашествия и регулярных набегов южнорусские земли не смогли оказать ему достойного сопротивления.

Сейчас страна находится в похожем состоянии: лучшие люди бегут из страны, наука, инфраструктура и армия — деградировали, нравственные ориентиры — потеряны. Русь обнищала, обветшала и безнадёжно отстала от цивилизации.

Разница только в том, что теперь русичей облагают данью не монголы, а своя же «элита», и награбленное вывозится не на восток, а на запад.

Ливонская война (1558—1583)

Эта война началась с победоносного нападения Русского царства под началом Ивана Грозного на Нарву, Дерпт и Полоцк, а закончилась потерей не только их, но и приморских балтийских городов (Копорья, Яма, Ивангорода).

Причиной поражения стала опричнина — жадная, жестокая и не сдерживаемая ничем. Грабя и терроризируя собственный народ, чтобы финансировать войны, она подорвала экономику Русского царства, спровоцировав глубочайший кризис, который закончился Смутным временем и падением династии Рюриковичей.

Современная опричнина вместо притороченной к седлу пёсьей головы использует мигалки на чёрных мерседесах, но в остальном мало что поменялось.

Русско-польская война (1605-1618)

Когда Лжедмитрий шёл с польскими войсками на Москву, истерзанная и уставшая от смутного времени страна почти не оказывала сопротивления, а с готовностью присягала ему, ловкому проходимцу, на верность.

То же и сейчас. Когда Путин отойдет от власти, созданный им политический вакуум, как в Смутное время, заполнят в первую очередь популисты, обеспечив стране опасное и сложное похмелье после периода застоя и деградации.

Русско-шведская война (1614—1617)

Воспользовавшись слабостью раздираемого смутой государства, шведы лишили Россию выхода к Балтийскому морю на 100 лет, фактически загнав её в изоляцию и колоссально затормозив этим развитие страны.

Сейчас мы снова оказались в изоляции. Мы потеряли доступ к финансовым рынкам, к новейшим технологиям, нас исключают из одной международной организации за другой и с каждым годом санкции только усиливаются.

Парадоксально, что причиной этого снова, как и 400 лет назад, стала попытка урвать кусок территории у ослабленного внутренними проблемами государства.

Русско-турецкая война (1710—1713)

Воюя на несколько фронтов сразу и не имея союзников, Россия под началом Петра Великого проиграла войну с Турцией, потеряв Азов и все российские крепости на Азовском море.

А кого сейчас можно назвать союзником России? Науру, Вануату, Венесуэлу и Северную Корею? Список откровенно убогий, с такими союзничками далеко не уедешь.

Вообще, взаимоотношения с союзниками — традиционно не самая сильная сторона России. Мы слишком часто выбирали себе в союзники трусов, слабаков или предателей, и так же часто сами предавали своих бывших союзников.

Швейцарский поход Суворова (1799)

Героический переход Суворова через Альпы оказался бессмысленным и бесполезным из-за глупейших или предательских действий наших австрийских союзников.

После тяжёлого перехода наши войска попали прямо во французское окружение в Мутенской долине и Суворову лишь чудом удалось вывести три четверти армии в Россию через перевал Рингенкопф. Научило ли это нас чему-то?

Война Третьей коалиции (1805)

Разумеется, нет. Спустя всего 6 лет мы снова выступили на стороне Австрии и Англии сразу двумя армиями под командованием генералов Кутузова и Буксгевдена.

Австрийские войска быстренько капитулировали в битве под Ульмом, оставив Вену Наполеону, а мы получили тяжелейшее поражение под Аустерлицем: бездарный и тщеславный царь Александр I уверовал в непобедимость русской армии и сначала бросил своих солдат в мясорубку, а затем сбежал в слезах с поля боя, не дожидаясь позорного финала.

Война Четвёртой коалиции (1806—1807)

Не прошло и года, как ещё один наш «союзник» — Пруссия, напала на Францию. В двух генеральных сражениях под Йеной и Ауэрштедтом Наполеон разгромил пруссаков и вошёл в Берлин. И, разумеется, Россия тут же вступила в войну на стороне Пруссии.

Для нас дело закончилось очередным разгромом, и России пришлось заключить с Наполеоном мир. Тем более, что у нас параллельно началась война с Османской империей.

Интересно, что одним из условий заключённого мира стало совместное выступление России и Франции против Англии. Той самой Англии, в союзе с которой Россия воевала с Наполеоном всего год назад.

Даже удивительно, как быстро мы успеваем перессориться с народами, которые ещё совсем недавно называли братскими. Наш главный союзник в той самой войне, победой в которой мы так гордимся — США — теперь наш злейший враг, а с Грузией и Украиной мы и вовсе успели повоевать.

Крымская война (1853—1856)

Эта война началась с того, что Франция и Россия не поделили контроль над церковью Рождества Христова в Вифлееме. Духовные скрепы оказались важнее здравого смысла, и Россия попробовала оказать давление на Францию через её союзника — Турцию.

Турция, а за ней Великобритания и Франция объявили России войну. Воспользовавшись технической отсталостью и нерешительностью русского командования, союзники нанесли России ряд поражений и даже захватили южную часть Севастополя.

Подписанный в 1856 году унизительный Парижский мирный договор потребовал от России вернуть всё захваченное ранее в южной Бессарабии, в устье реки Дунай и на Кавказе; России запрещалось иметь боевой флот в Чёрном море, провозглашённом нейтральными водами; Россия прекращала военное строительство на Балтийском море, и многое другое.

Интересно, каких результатов мы ожидаем сейчас, насаждая религиозное мракобесие в технических университетах? Что святой дух станет адекватной заменой современному высокоточному оружию и беспилотникам?

Русско-японская война (1904—1905)

«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война» — сказал в 1904 году российский министр внутренних дел и шеф жандармов, имея ввиду надвигающуюся войну с Японией.

Революцию «удержать» не удалось, а война была проиграна: мы потеряли военную базу Порт-Артур и всю Маньчжурию, а в довесок к ней — половину Сахалина. Но самым знаковым событием этой войны стал унизительный разгром русской эскадры под Цусимой.

Поменяйте слова «Маньчжурию» на «Сирию», «Цусиму» на «Дейр-эз-Зор», а «Порт-Артур» на «Хмеим» и судьба операции в Сирии сразу же прояснится. Даже коптящий небо недоавианосец «Адмирал Кузнецов» в этой истории смотрится более чем органично.

Первая мировая война (1914—1918)

Ещё одна удивительная история: наша страна проиграла эту войну проигравшей стороне. Через несколько дней, 3 марта, исполнится ровно 100 лет, как Советская Россия подписала с Германией сепаратный мирный договор, уже привычно плюнув на своих союзников: США, Францию, Великобританию и других.

По условиям этого договора Россия теряла территорию в 780 тыс. кв. км. (Украину, нынешнюю Беларусь, Эстляндскую, Курляндскую и Лифляндскую губернии, Великое княжество Финляндское, Карсскую и Батумскую области на Кавказе) с населением 56 млн человек (треть населения Российской империи) и на которой находились 27% обрабатываемой сельскохозяйственной земли.

Кроме этого, Балтийский флот выводился из Финляндии и Прибалтики, Черноморский — передавался Германии, а ещё Россия обязывалась выплатить Германии 6 млрд марок репараций плюс 500 млн рублей золотом и так далее — список был длинным.

Проще говоря, молодая советская власть готова была отдать что угодно, пожертвовать кем угодно и предать кого угодно, лишь бы сохранить свой контроль над Россией. Впрочем, когда стало ясно, что немцы проигрывают войну, большевики предали и их, разорвав договор.

Афганская война (1979—1989)

Десять лет в Афганистане гибли советские солдаты, десять лет полудохлая экономика СССР тратила на эту войну астрономические суммы, а моджахеды всё не кончались и не кончались. На месте каждого убитого душмана почему-то появлялось два новых. В 1986 году, на пике советского военного присутствия, моджахеды контролировали более 70% территории Афганистана.

После вывода советских войск поддерживаемое ими правительство быстро рухнуло и Демократическая Республика Афганистан прекратила своё существование. К власти пришли исламисты, гражданская война в стране не прекратилась до сих пор.

Несмотря на этот печальный опыт, мы по-прежнему с готовностью ввязываемся в междоусобицы и бережно поддерживаем очаги напряжённости всюду, куда можем дотянуться.

Первая Чеченская война (1994—1996)

Эта война началась с глупости и самонадеянности, приведшей к напрасным жертвам, а закончилась очередным предательством, сделавшим все жертвы напрасными.

Всё население Чечни — меньше полутора миллионов. В сто раз меньше населения всей России. И, тем не менее, Чечне удалось добиться в Хасавьюртовских соглашениях вывода российских войск и, фактически, независимости. Никогда до сих пор Россия не капитулировала перед настолько слабым по сравнению с ней противником.

Эпилог

Каждое из этих поражений — горький, но бесценный урок, оплаченный жизнями наших соотечественников, наших предков. И если мы — по скудоумию или из гордыни — забываем этот урок, история имеет все шансы повториться.

МОЖЕМ ПОТОРИТЬ!


69 элементов 0,936 сек.