Федеральная служба безопасности России начала управлять "Лабораторией Касперского" после похищения сына нынешнего главы компании Евгения Касперского. Соответствующее расследование провел специальный корреспондент "Медузы" Илья Жегулев.
После того, как генеральный директор Наталья Касперская передала в 2007 году пост своему мужу Евгению, в "Лаборатории" образовалось три управленческих клана.
"Клан технарей" возглавлял технический директор компании и фактически главный разработчик антивируса Николай Гребенников.
Вторая группа состояла из финансистов, которые считали, что компании надо активнее вести себя на мировом рынке.
"А в третий клан входили люди, связанные с российскими силовыми структурами, – в частности, бывший офицер КГБ Игорь Чекунов, отвечавший в компании за безопасность и юридические вопросы", – говорится в расследовании.
Сына Касперских похитили 19 апреля 2011 года. Это произошло, когда он направлялся в офис компании InfoWatch.
Неизвестные выскочили из зеленого авто и затолкали туда Ивана с маской на глазах. По пути похитители сменили машину и отвезли его в загородный дом.
У главы компании потребовали выкуп в размере трех млн евро. Касперский позвонил Чекунову, который координировал операцией по спасению Ивана. Через четыре дня парня освободил отряд спецназа.
Мать Ивана подозревала в организации похищения именно Чекунова. В разговоре с журналистами она не стала этого отрицать. Через год после похищения влияние клана силовиков в "Лаборатории" резко возросло.
"Касперский резко все понял, поменял курс, отменил IPO, вышиб американских инвесторов и большинство иностранных топов", — рассказал источник.
В "силовой клан" кроме Чекунова входили исполнительный директор компании Андрей Тихонов и глава службы безопасности Алексей Кузяев. Первый дослужился в армии до звания подполковника военной разведки, а второй – бывший офицером ФСБ.
Кузяеву подчинялся бывший офицер МВД, курировавший отдел расследования компьютерных инцидентов, специально созданный при компании для сотрудничества с силовиками.
"Это был созданный внутри департамент, который обслуживал ФСБ и МВД. Сами они себя называли "орки", им очень нравилось это название", – рассказал источник.
"Орки" сопровождали группы захвата, когда те задерживали киберпреступников. А Стоянов выкладывал фотоотчет. Сам же глава департамента рассказывал, что участвовал в более чем 330 расследований.
Собеседник издания рассказал, что "Лаборатория" сотрудничала с силовиками на некоммерческой основе и не получала за это ни копейки.
По мере возрастания влияния "клана силовиков" появлялись конфликты с технарями.
10 октября крупные американские СМИ рассказали со ссылкой на израильские спецслужбы о причастности «Лаборатории» к взлому секретных файлов Агентства национальной безопасности США. Израильтяне якобы получили доступ к данным компании ещё в 2015 году и выяснили, что антивирус специально ищет файлы, похожие на секретные.
Предполагаемая утечка такой информации произошла с компьютера сотрудника АНБ. Представители «Лаборатории» признали, что KSN определил файлы с компьютера как потенциально опасные и отправил их во внутреннюю сеть, но отвергли любую причастность ко «взломам».
В середине декабря президент США Дональд Трамп придал статус закона решению министерства внутренней безопасности о запрете госучреждений пользоваться продукцией «Лаборатории Касперского». Это произошло за неделю до Дня чекиста (20 декабря), который регулярно отмечал Касперский.
После этого «Лаборатория» подала на американское правительство в суд. В иске говорится, что наложенный запрет неконституционен, так как основан на неподтверждённых доказательствах.