Вообще, утверждать, что Россия куда-либо катится, не совсем точно.
Россия скорее не катится, а сползает по скользкому наклонному дну, густо намазанному то ли смазкой для экономики, как наши депутаты изволили называть коррупцию, то ли нефтью и пальмовым маслом, то ли обещаниями президента вперемешку с разного рода санкциями… и кое-чем еще…
Впрочем, вопрос не в способе перемещения, а в том, к чему оно ведет.
Куда катится или сползает Россия?
Президент в прошлом году объявил, что Россия устремлена куда-то в будущее.
Вот только он не уточнил, будет ли это будущее светлым или наоборот темным. Или серым. Или каким-то еще.
Так каким окажется будущее России, к которому она ползет по скользкому сырьевому дну?
Очевидно, что сырьевое дно ни к чему хорошему не ведет.
Сырьевое дно ведет к дальнейшему упрощению экономики, к ее структурной деградации. Потому что в условиях свободного рынка вкладывать средства во что-либо кроме добычи и переработки сырья в России невыгодно.
По этой же причине сырьевое дно ведет к деградации науки и системы образования, потому что для сырьевой экономики развитая наука не нужна. Да и образованный народ тоже, ведь необходимое количество специалистов для обслуживания добывающей отрасли всегда можно найти за рубежом.
Сырьевое дно ведет к тому, что государство старается предельно дистанцироваться от народа, предоставив его самому себе, потому что сырьевому государству народ не нужен – задача сырьевого государства состоит в том, чтобы предельно снизить налоговую нагрузку на сырьевые корпорации и создать им максимально выгодные условия работы – надо же как-то конкурировать с арабами, которые ведут добычу нефти и газа при гораздо более комфортных климатических условиях, да еще и ближе к потребителю.
Сырьевое дно ведет к тому, что народ в конечном итоге будет сам себя учить, сам себя лечить, сам себя обслуживать, сам себе копить на пенсии, а правительство будет только советовать держаться – непонятно, за что, видимо за воздух. И еще заниматься бизнесом, если кому-то чего-то не хватает.
Правда бизнесом заниматься на сырьевом дне будет крайне сложно, потому что прибыльным останется лишь тот бизнес, который так или иначе связан с добычей сырья и обслуживанием сырьевых корпораций. И еще связанный с освоением бюджетных средств. Но этот бизнес будет плотно занят родственниками и друзьями. А остальной бизнес будет непрерывно сокращаться.
Сырьевое дно ведет к тому, что эффективной и хорошо оплачиваемой работой будет обеспечено около 15 миллионов человек – те, кто будет работать в сырьевых корпорациях и смежных с ними структурах, в обслуживающих сырьевые корпорации фирмах, в охране сырьевых корпораций и сырьевого государства в целом (включая служащих армии, полиции и росгвардии). И еще чиновники.
Еще 2-3 миллиона будут заняты в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания, чтобы можно было кормить как 15 миллионов работающих в сырьевой сфере, так и всех остальных, чтобы не допускать гуманитарной катастрофы и голодных бунтов, которые сырьевому государству не нужны.
Может быть еще несколько миллионов будет занято эффективной и хорошо оплачиваемой работой в некоторых специфичных отраслях, таких как вертолетостроение, которое до сих пор остается конкурентоспособным благодаря огромному потенциалу, заложенному еще в советские времена.
В конечном итоге эффективно работать и получать приличную зарплату будут 20-30 миллионов человек.
Остальные 50-60 миллионов трудоспособного населения будут по совету правительства заниматься каким-то малопонятным бизнесом, обслуживать друг друга за какую-то символическую плату, возделывать дальневосточные гектары или шесть соток в средней полосе России, таксовать, получать пособия по безработице, подрабатывать в избирательных комиссиях и заниматься всякой ерундой.
Пенсионеры, которым не удалось накопить себе хорошую пенсию, а таких будет большинство, будут получать чисто символические пенсии, да и то наверное не все, потому что в прошлом году уже были случаи, когда вышедшим на пенсию отказывали в назначении страховой части из-за недостатка стажа и пенсионных баллов. И доля таких пенсионеров будет постоянно расти.
В конечном итоге доля пенсионеров, получающих приличную пенсию, будет примерно такой же, как и доля трудоспособного населения с приличной зарплатой – то есть порядка 20%.
Именно к этому ведет сырьевое дно, по которому сползает Россия.
Потому что сырьевая экономика сама по себе может обеспечить эффективной, а значит и хорошо оплачиваемой работой 10-15 миллионов человек, не больше. Еще какое-то количество могут быть обеспечены эффективной работой в "реликтовых" областях вроде вертолетостроения. Соответственно порядка 5 миллионов пенсионеров из этих отраслей и сырьевого сектора будут обеспечены приличной пенсией.
Все остальные при сырьевой экономике окажутся не нужны, поэтому правительство будет стараться растолкать их по всякого рода "дальневосточным гектарам" или уговорить заниматься каким-нибудь бизнесом, делать друг другу непонятно что, учить и лечить друг друга за какие-то непонятные деньги – лишь бы народ чем-то занимался и думал, что так и должно быть.
При этом, разумеется, доходность всего этого "бизнеса ради бизнеса" будет находиться в области отрицательных значений, то есть народ будет чем-то заниматься и при этом еще останется должен банкам, в которых он берет кредиты на свои занятия по совету правительства.
И еще народ будет должен налоговой, потому что за то, что два человека оказали друг другу какие-то услуги – они должны половину стоимости этих услуг государству – за добрый совет премьера и моральную поддержку президента.
Примерно таким будет сырьевое днище, к которому Россия сползает по наклонному сырьевому дну.
Около 70% трудоспособного населения будет занято с крайне низкой эффективностью и такой же низкой зарплатой.
10 человек будут делать то, что при эффективной организации труда может делать один.
Соответственно зарплата одного человека будет разделена на десятерых.
Примерно то же самое будет с пенсиями – около 70% пенсионеров будут получать "одну пенсию на десятерых".
Распределение будет, конечно же, очень неравномерным – кто-то устроится чуть лучше, а кто-то не устроится никак – не впишется, как говорил классик. Потому что таков принцип рыночной конкуренции – оставь кого-то без работы и возьми себе его зарплату, иначе это случится с тобой.
Это и есть сырьевое будущее, к которому устремлена Россия, потому что только такое будущее обеспечивается рыночной моделью экономики и либеральным экономическим курсом в условиях изобилия природных ресурсов, сурового климата и больших расстояний, которые делают все, кроме добычи и транспортировки сырья, нерентабельным.
К этому и катится Россия.
К тотальной нехватке эффективной и хорошо оплачиваемой работы, к скрытой безработице более 50%, которая будет замаскирована тем, что 50-60 миллионов не останутся без работы совсем – у них будет какая-то работа, чтобы они не считались безработными официально, но эта работа будет неэффективной и платить за нее будут соответственно ее низкой эффективности очень мало.
В работе, которую могут выполнять 20 миллионов человек, будет занято 100 миллионов, при этом 10 будут заняты эффективно и будут получать зарплату международного уровня, а 90 миллионов будут заняты со средним КПД 10% и соответственно их зарплата будет в 10 раз ниже.
При этом президент и правительство будут по-прежнему рассказывать свои байки про строительство цифровой экономики, всякие разные инновации, территории опережающего развития и прочее подобное. Будут проводить экономические форумы и привлекать какие-то инвестиции, которые потом как привлеклись – так и выйдут из России назад, да еще и с прицепом, называемым дивидендами инвесторов и премией за риск.
Не верите?
Тогда послушайте самое главное:
Оно уже практически так и есть!
По данным за 2016 год медианная зарплата в России составляла 26,5 тысяч рублей. И это лишь начисленная зарплата, из которой вычитается 13% НДФЛ, таким образом медианная зарплата, получаемая на руки – около 23 тысяч рублей (примерно 400 USD).
Это значит, что 50% работающих граждан уже сегодня получают зарплату от 150 USD (МРОТ РФ) до 400 USD (медианная). Это и есть примерно 1/10 зарплаты, получаемой на аналогичной работе в Европе и США.
Таким образом, уже сейчас 50% трудоспособного населения России работает с эффективностью около 10% и получает "одну зарплату на десятерых".
Еще 20% получают зарплату от 26 до 40 тысяч рублей, то есть от 400 USD до 600 USD – примерно 1/5 от зарплаты за аналогичную работу в Европе и США.
И только 10% получают зарплату больше 60 тысяч, то есть их доход, а значит и эффективность работы более-менее приближается к европейскому и американскому.
К этому можно добавить, что в России насчитывается 20 миллионов официально нищих – это люди, которые либо вообще не имеют работы и живут на пособие, либо имеют работу с частичной занятостью.
Это означает, что сырьевое днище уже недалеко.
Половина пути пройдена, даже больше.
Еще 20-30% в падении доходов и увеличении доли граждан, получающих "одну зарплату на десятерых" – и сырьевое днище будет достигнуто.
Думаю это случится в течение очередного путинского срока. Если конечно не подскочит цена на нефть или наше правительство не примет какого-нибудь неожиданно-продуктивного решения.
Но правительство, судя по всему, никаких неожиданно-продуктивных решений принимать не будет, потому что все решения, необходимые для достижения сырьевого днища, уже приняты.
Не зря же Путин сказал, что все вопросы экономики решены.
Сырьевая система построена и теперь, если ничего не менять, Россия сама собой доползет по скользкому наклонному дну до сырьевого днища, осталось немного.
И на сырьевом днище Россия встретится… с Украиной, в результате чего наши народы с удивлением обнаружат, что как ни делились, а днище оказалось общим, с незначительными различиями.
И это открытие может привести к очень важным выводам и последствиям.
Но еще важнее другое.
Если Россия и Украина задержатся на достигнутом днище на длительное время, то к ним постепенно начнут подъезжать все остальные – сперва страны Восточной Европы, а потом и Западной, как бы невероятно это сейчас не показалось.
Дело в том, что проблема острой нехватки эффективной и хорошо оплачиваемой работы, возникшая в России в результате построения сырьевой экономики, постепенно возникает и в развитых странах, только уже по другой причине – по причине роста автоматизации.
Рост автоматизации приводит к тому, что численность работников, занятых в производстве, постоянно сокращается. И обеспечить всех эффективной работой в сфере услуг тоже невозможно, тем более, что в ней автоматизация тоже растет. Растет автоматизация и в торговле, интернет-магазины замещают обычные торговые точки, а значит сокращается количество продавцов. И так во всех сферах и во всех странах.
И это не мои догадки – подобные прогнозы делаются в докладах на уровне ООН.
Год за годом растущая автоматизация оставляет без работы миллионы человек, в том числе в развитых странах, в Европе и США.
Россия, построив сырьевую экономику, в некотором смысле обогнала Европу и США – обогнала в том, что быстрее сократила число эффективно занятого населения, обеспеченного высокооплачиваемой работой.
Россия устала от восхождения на пик коммунизма, спрыгнула с полпути вниз и быстро устремилась к сырьевому днищу, которое уже почти достигла.
Другие страны, которые не осуществляли подобных прыжков, движутся не так быстро, но примерно к тому же состоянию, в котором эффективной работой будут обеспечены 10-20% трудоспособного населения, а остальные по сути станут иждивенцами и для существующей экономической системы окажутся по большому счету не нужны.
Подведем итоги:
Россия катится или сползает, как угодно, – примерно туда же, куда и весь остальной мир, а именно – к капиталистическому днищу, на котором 80-90% населения будет лишено эффективной работы и кто-то останется без работы совсем, а кто-то будет работать с КПД порядка 10% и соответственно получать "одну зарплату на десятерых".
Это можно будет назвать скрытой безработицей. В каких-то странах указанный уровень будет достигнут раньше, в каких-то позже, в каких-то уровень будет чуть ниже, но общая картина будет примерно такова.
Россия движется к этому состоянию быстрее Европы и США, потому что в 90-е годы российские демократизаторы ударными темпами избавились от значительной части советской промышленности и страна начала быстро скользить по наклонному дну, густо намазанному смазкой для экономики (как наши депутаты называли коррупцию), нефтью, обещаниями президента вперемешку со всякими ссанкциями и кое-чем еще.
Россия катится в направлении капиталистического днища быстрее других и лишь немного отстает от Украины.
Но скользить со скоростью Украины не представляется возможным, потому что украинское дно намазано салом, эффективнее которого смазки для скольжения не придумано.
Впрочем, это уже отдельный разговор.