В российской и советской историографии принято жаловаться на раздоры князей "дома Рюрика" как причину поражения от Батыя.
В XIX в. появилась даже тенденция объявлять Батыя причиной отсталости Московского царства. До этого вину возлагали на поляков с Лжедмитрием, но после захвата Польши это стало несолидно, и "воскресили" Батыя.
Из него после 1945 г. даже начали делать предтечу Гитлера, строя параллель: Москва в ХХ в. спасла Европу от Гитлера, в XIII в. закрыла собой от Батыя. Оставалось лишь требовать благодарности от Европы за подвиг далеких предков.
Но, как обычно для российской "истории" – опять "ошибочка вышла". В Москве, ругая князей, до сих пор не решаются сказать: кто конкретно сдал Русь Батыю, так как для нее это аналогично признанию Сталина партнером Гитлера в развязывании Второй мировой войны.
Вопреки московской доктрине при появлении Батыя князя именно и показали то самое единство и готовность к совместной борьбе, в отсутствии которых их упрекают. Против Батыя на Калку в 1223 г. выступило около 20 князей Киевского, Галицкого, Волынского, Турово-Пинского, Смоленского, Черниговского и Курского княжеств.
Пришли и вольные бродники-казаки с Днестра. Почти полная мобилизация сил. Князя даже нашли общий язык с половецкими ханами, и убили первое посольство Батыя, чтобы убедить тех, – на союз против половцев, который предлагал Батый, они не пойдут.
Но были и отщепенцы. На Калку не пришли дружины Владимиро-Суздальского, Рязанско-Муромского и Полоцкого княжеств, а также Новгорода. Если последним двум простительно – они вдали от театра боевых действий, то рязанцы и будущие москвитяне оказались именно теми, кто сдал Русь.
Предательство рязанцев в 1223 г. стало одной из двух причин, почему чернигово-киевский князь Михаил и "послал" их послов, когда те в 1237 г. пришли к нему за помощью против Батыя.
Вторая причина отказа – вассальная зависимость рязанцев от Юрия – владимиро-суздальского князя, который воспользовался поражением князей Юго-Запада на Калке и стал подчинить себе Русь. Не Батый, а Юрий был главным бенефициарием от битвы на Калке, почему и не пришел туда.
Расчет Юрия был беспроигрышным: в случае победы, и тем более поражения, князья Юго-Запада ослабнут и ему останется лишь "собрать" их земли, чем он и занялся.
Уже в 1225 г. Юрий отнял Новгород у чернигово-киевского князя Михаила, но не смог удержать, и в 1230 г. вновь захватил город. Он изгнал оттуда Ростислава, сына Михаила, и поставил править своего брата Ярослава, отца Александра Невского.
В 1231 г. Юрий уже напал на Чернигово-Северскую землю и все последующие годы пытался захватить Киев силой или интригами. В 1236 г. ему это удалось и править Киевом был посажен Ярослав, вызванный из Новгорода.
Но в 1237 г. Юрий отозвал Ярослава с дружиной из Киева, так как Батый весной захватил Волжскую Болгарию и подошел к Владимиро-Суздальскому княжеству. Так что Михаил черниговский, вошедший в Киев, вполне аргументированно "послал" рязанских послов.
Помимо этих двух предательств князь Юрий Всеволодович со своей семьей совершили еще два.Весной 1237 г. Юрий предал волжских болгар и не поддержал их против Батыя, притом, что те жёстко сопротивлялись, а осенью не участвовал в битве под Золотаревским городищем (совр. Пензенская обл.), где коалиция народов Поволжья – мокша, болгары, буртасы и эрзя дала еще один бой "монголо-татарам".
"Московиты" по отношению к ним поступили не так, как "украинцы" с половцами, будущими крымскими "татарами". После сражения под Золотаревским городищем Юрий и послал в Киев рязанцев за помощью, так как знал: его послов в Киеве не просто "пошлют".
Но Юрий с 1223 г. сдавал всех Батыю, и когда за ним пришли "монголо-татары", то оказалось: за "московитов" вступиться некому.
К Батыю присоединилась даже мордва, завоеванная накануне Юрием, в земле которой он поставил крепость Нижний Новгород. Батый 16 декабря 1237 г. полностью уничтожил Рязань, – нынешняя Рязань стоит в 50 км от старой и до 1778 г. называлась Переяславом-Рязанским.
Сам Юрий из Владимира сбежал и "монголо-татары" взяли город за 7-8 дней, а 4 марта 1238 г. Юрий был разбит отрядом темника Бурундая на р. Сити, где и погиб. В 1645 г. Московская церковь объявила его "святым" – стране были нужны герои. Так появился святой князь Юрий, "убиенный язычниками".
Со смертью Юрия предательства не закончились. Эстафету принял его брат Ярослав новгородский, который стал первым князем "дома Рюрика", признавшим себя вассалом Батыя. Погиб Юрий 4 марта, а 5 марта основное войско Батыя взяло после двух недель осады Торжок, но на Новгород почему-то не пошло.
У российских историков есть три версии.
Первая, у Батыя споткнулся конь, и он суеверно решил – это знак: на Новгород не ходи.
Вторая, Торжок истощил силы Батыя, – но это не помешало пойти на Смоленск и Чернигов, в 1240 г. взять Киев, отправить часть войска домой, и идти на Запад.
Третья, Батый испугался весенней распутицы, но она не мешала 5 (12) апреля 1242 г. немцам и эстонцам драться с новгородцами на Чудском озере, и никто не провалился под лед. Под лед немцы идут только в фильме у С. Эйзенштейна.
Но вот если Ярослав после 5 марта прибыл под Торжок и принес вассальную присягу Батыю, то становится понятно, почему тот не пошел на Новгород.
Как и понятно, почему в 1239 г. Ярослав напал на Смоленское княжество после ухода оттуда войск Батыя, и "освободители" забрали то и тех, кого не забрали захватчики. Данило галицкий и Михаил черниговский в это время создавали коалицию с венграми для борьбы с Батыем.
Ярослав нападением на Смоленскую землю доказал "монголо-татарам", – он честный коллаборационист, за что получил ярлык на владение своим Новгородом и на Владимиро-Суздальское княжество, как брат покойного Юрия.
За боевые заслуги в 1243 г. ханша-регентша Дюргене вызвала Ярослава в Каракорум и назначила старшим на Руси, что позволяло претендовать на Киев. Видимо, так и возникло понятие "старший брат". Тем временем Данило и Михаил по-прежнему "плели интриги" с венграми и поляками против "монголо-татар".
В августе 1246 г. в Каракоруме, наконец, состоялся курултай и велим ханом избрали тайного несторианина Гуюка, а Батый с войском ушел в оппозицию. По случаю избрания хана в Каракорум вызвал всех трех князей: Ярослава, Михаила и Данилу.
Михаила убили сразу, формально за нежелание исполнить очистительный обряд. Ярославу дали ярлык на всю Русь, но затем отравили на пиру у Дюргене. Данила, который не просил ярлыка на великое княжение, отпустили, в надежде, что он может быть полезен как союзник в войне с венграми и молдаванами. Московская церковь в XVII в. Ярослава канонизировала, как и Юрия, но не как святого, а как "благоверного князя".
Эстафету предательства от отца и дяди перенял Александр Невский, но в Золотой Орде началась война Гуюка и Батыем.
Поэтому Александр со старшим братом Андреем в 1247-1249 гг. кружили по Сибири и Средней Азии, предлагая себя то Батыю, то Гуюку, а когда тот умер – его вдове Огул-Каймыш.
В 1249 г. победитель Батый назначил Андрея великим князем Владимирским, а Александра новгородским князем.
В 1251 г. курултай избрал ханом Мунке – друга Батыя. Александр в 1252 г. поехал поздравить Мунке с избранием и сообщил: Андрей ворует, не всю дань отсылает тебе, если назначишь меня "старшим братом", то я буду отсылать больше.
Мунке отправил за Андреем в Переяслав Залесский, темника Неврюя и Александра Невского показывать дорогу. Город разграбили, семью Андрея увели в Орду, но сам он сбежал в Швецию.
Мунке назначил Александра Невского великим князем Руси, и тот оправдал доверие великого хана, – исправно платил дань и подавлял восстания. Умер Александр в 1263 г. возвращаясь из Орды, куда ездил за помощью против восставших.
Московская церковь в 1547 г. объявила Александра Невского святым и борцом с игом, – Иван Грозный шел в этот год брать Казань и стране были нужны герои. Князей-героев наштамповали.
В 2016 г. патриарх Кирилл даже назначил Александра Невского небесным покровителем сухопутных войск РФ, но стране были нужны и герои из народа. Поэтому при Иване Грозном кто-то сочинил "Повесть о разорении Рязани Батыем". Так как автор неизвестен, то она считается народной.
Ее сюжет: некий боярин Евпатий Коловрат поехал в Чернигов, то ли дань собирать, то ли помощи просить, вернулся, – а Рязани уже нет. Коловрат собрал кого смог и погнался за Батыем. Догнал, и почти перебил бы всё его войско, но был расстрелян "монголо-татарами" из китайских камнеметных орудий.
Вот такой герой из народа, предтеча 28 панфиловцев. Но историки еще в XIX в. определи жанр этой "Повести" – фэнтези.
Москве снова нужны герои. Поэтому повысили в чине Александра Невского и решили воскресить мифического Евпатия Коловрата, сняв о нем фильм, как о 29-ом панфиловце.
Путин 29 ноября за день до премьеры фильма "Легенда о Коловрате" сделал ему рекламу и велел всем смотреть, ибо: "Впечатляет, за душу берет… И сама по себе идея хорошая".
Правда, режиссеры И. Шурховецкий и Дж. Файзиев честно признают, что сняли полное фэнтези на тему истории. Но сняли с размахом: на заводе ЗИЛ построили самый большой в Европе съемочный павильон и сразу сделали 5 языковых версий фильма: на английском, немецком, французском, испанском и монгольском, чтобы Европа знала, кто ее грудью закрыл.
Заодно и заложить новый камень в фундамент московско-татарско-монгольской дружбы.
Но пока снимали, атмосфера стала портиться.Первыми ее испортили неоязычники, объявившие, что Коловрат язычник, а не христианин, и РПЦ давала опровержения. Во-вторых, день премьеры фильма 30 ноября наложился на решение Госсовета Татарстана от 29 ноября о запрете под давлением Москвы преподавания татарского языка в школах республики.
Татарский язык теперь можно преподавать только факультативно и только два часа в неделю. Почему татарский стал факультативом, а не русский, или история с географией, – ясно без объяснений.
В ответ на запрет в Казани прошли пикеты, где был и мудрый плакат "Не хотите учить татарский, начнете учить китайский".
Пикетчики правы: в китайской историографии нет монголо-татарского завоевания Руси и Сибири, а есть их китайское завоевание под руководством детей и внуков китайского поданного Чингисхана, который родился в китайской провинции Внутренняя Монголия и вроде как даже сидел в китайской тюрьме.
Основой администрации и войска Батыя были тоже китайцы, которые и штурмовали города с помощью своих стенобитных машин.
На этом основании китайцы с 1960-ых и требуют вернуть территории до Урала, который вместе с Поволжьем они милостиво отдают угро-финнам, подобно тому, как Москва сейчас отдает Венгрии украинское Закарпатье.
По этой причине версия "Легенды о Коловрате" на китайском языке не появится. В РФ фильм о том, как князья Юрий, Ярослав и Александр сдали Русь Батыю тоже не появится.
Не только потому, что будет разрушением химерной "истории российской", но и потому, что объявленный Кремлем в 2014 г. "разворот на Восток" похож на "восточный разворот" этой "святой" княжеской троицы.
Какие святые, такое и воинство.
Сергей Климовский