Во Франции Жана Марэ называли «принц обаяния». Если красоту признать частью таланта, он был чистым гением.
Звезда, актер театра и кино, живописец, скульптор, декоратор – он прожил жизнь наполненную творчеством – ставил спектакли, сочинял сказки для детей и сам стал легендой.
ФАНТАЗЕР ЖАННО
Жан Марэ родился в городе Шербур 11 декабря 1913 ого года. Альфред Вилен – Марэ ушел на войну, когда младшему из двух сыновей не было и года.(уже будучи зрелым, Жан Марэ узнает, что не был сыном Альфреда Вилена, но это другая история). В 1918 родители развелись и семья – бабушка, ее сестра, и Анриетт Бизон с двумя мальчиками покинули Север Франции и переехали в Везине – западный пригород Парижа. Здесь, в городке с очаровательным парком до сих пор сохранилось здание, своими причудливыми формами волновавшее детское воображение будущего артиста – «Мать сняла в Везине ужасный дом из грубого камня. Его башенка приводила меня в восторг. Бассейн в саду, величиной не более трех метров, окруженный декоративными скалами, казался мне огромным, как море. Замок! Мы живем в замке. Моя мать была принцессой.» Жан с самого детства, с 4 х лет увлекся игрой в театрализованные представления в которых проявлялось его стихийное актерство, разыгрывал с куклами и солдатиками сюжеты навеяные приключенческими, троковыми картинами с участием звезд немого кино – Пирл Уайт, Дугласа Фэйрбэнкса, Мэри Пикфорд. Мальчика вдохновляли древние мифы – он, иногда, представлял себя античным богом, из прихоти принявшим обличье человеческого ребенка. Воображение маленького Марэ было романтичным и буйным – он мог заплакать навзрыд, наблюдая себя со стороны и удивляясь своим же слезам.
Пройдет много лет и Жан Марэ скажет – «Между актером и аферистом много общего: оба аморальны и видят в жизни прежде всего игру»
ПЕРВЫЙ УЧЕНИК и ТРУСИШКА
Дома, окруженный любовью женщин Жанно прятал свои недостатки – очень хотел всем нравиться. В школе по этой же причине он безобразничал, чтоб избежать репутации пай-мальчика и не потерять авторитета у приятелей. Жан выдавал себя за отпрыска знатного рода, слегка приворовывал был мастером жестоких шуточек и организатором шаек. Ради успеха у сверстников, презрев естественную боязнь, он лазил в самые темные закутки и ходил по крышам. «Мать научила нас с братом побеждать страх. Мы оба, Анри и я, действительно были трусливыми. Я боялся спускаться в погреб. Бывало, ревел от страха, когда скрипел пол на чердаке над нашей спальней. Прежде чем лечь спать, мы заглядывали под кровать, в шкафы, боясь, что там кто-то прячется.» Когда Жану прописали очки отказался их носить из за возможных насмешек (по этой же причине позже, наконец, перестал врать). Попав в церковную школу начал прилежно учиться с той же жаждой первенства, с какой прежде хулиганил в интернате.
МАМА МИА!
Из за переездов и шалостей Марэ часто менял школы – в очередной, теперь уже в «Кондорсе», Жан учился плохо, но мать об этом не догадывалась – у сына было два дневника – один с настоящими, плохими отметками, а другой – с хорошими, который Жан и показывал Анриетт не желая ее расстраивать. Вот несколько слова самого Марэ о матери – «Мое восхищение и любовь к ней росли с каждым днем. Для меня не было ничего прекраснее, чудеснее этого блестящего, надушенного существа. Мать была нежной. Я любил обнимать ее, целовать ее белоснежную шею, аромат которой, смешанный с запахом пудры, потрясал меня. Я любил обнимать подол ее платья, из-под которого выглядывали маленькие ножки в кожаных туфельках под цвет платья. Когда она уходила, мир рушился»
В 1925 году семья Марэ – Вилен переехала из Везине в Шато (еще ближе к Парижу) в 16 лет юноша бросил школу и устроился в радиомастерскую. Затем он подрабатывал на заводе "Патэ", на полях для гольфа, стал ассистентом фотографа. Во время съемок в женской тюрьме случайно узнал где пропадала во время долгих отлучек его нежно любимая мать – Анриетт сидела за воровство. (она страдала клептоманией – прихватывала безделушки в магазинах даже тогда, когда сын стал знаменит и вполне ее обеспечивал).
ОСТАВИЛ КАРТОЧКУ СВОЮ
Фотограф у которого работал Жан часто снимал его, как модель – у Марэ скопилось много фотографий такого рода и он рассылал это снимки на киностудии – очень надеялся на небольшую роль. В это же время, по совету приятеля, Жан отправился на актерские курсы. Читал на прослушивании романтические поэмы, читал выспренно, с надрывом. Вместо одобрения услышал от педагога – "Вам надо лечиться, Вы истерик". Три раза юноша безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории.
Наконец был принят на курсы знаменитого педагога Шарля Дюллена. Жан Марэ вспоминал о своем первом учителе – «Он избегал указывать интонацию. Его ум, инстинкт, театральный опыт находили, придумывали, создавали, вели нас к театру, который мы открывали и любили благодаря ему. Уроки не прошли даром. Вскоре Жан появился на экране в первой эпизодной роли. Вышел на сцену в массовке, а затем был взят под опеку знаменитым поэтом и режиссером Жаном Кокто.
ДВА ЖАНА
Марэ и Кокто познакомились в Испании в 1937 году – юный красавец и сорокалетний сухопарый эстет, сжигаемый страстью к опиуму. Они стали творческим тандемом, учеником и учителем, друзьями … и более того. За намеки на их связь Жан не раз давал острякам зуботычины. В начале актерской карьеры отношения с Кокто необходимо было скрывать, ведь Марэ на экране – классический герой-любовник – тысячи девушек мечтали о нем и были влюблены в него безнадежно, как например итальянская актриса, красавица Алида Валли с которой Жан снимался в картине «Чудеса случаются только раз». Позже в Европе стали спокойнее относиться к гомосексуалистам, и Марэ больше не скрывал своей связи с Жаном Кокто. "Мы так близки, что в этом есть искусство". Их любовная переписка в стихах вошла в антологию мировой поэзии , а фильмы и спектакли поставленные Кокто для Марэ – в сокровищницу французской культуры. День их встречи Жан назвал вторым днем рождения. Мелодрама "Вечное возвращение" на сюжет "Тристана и Изольды" (по сценарию Кокто) в одночасье сделала скромного статиста кумиром всей Франции. Малоопытный, но пластически выразительный и эмоциональный актер стал послушным материалом в руках мэтра, находкой для драматурга и режиссера тяготевшего к поэтическому переосмыслению античных мифов и старинных легенд. Когда Кокто в 1963 году умер Маре признался "Теперь я буду только делать вид, что живу".
В ЛЮБВИ И НА ВОЙНЕ.
Жан воевал в самом начале войны и в самом ее конце – был радистом и шофером в дивизии Леклерка. Однажды, поленившись вылезти из машины во время очередной бомбежки, заслужил "Крест за храбрость". Оказывается в это время вышел приказ не покидать транспорт во время налета. Жан был искренне смущен этой нежданной наградой – искал случая проявить настоящий героизм, но такового не представилось.
В 1942 году во время съемок фильма "Кровать под балдахином" Марэ сблизился со своей партнершей актрисой Милой Парели. Они стали мужем и женой. Когда журналисты спрашивали чету, как им удается ладить, они только смеялись. Мила и Жан прожили под одной крышей почти два года, но Марэ понял, что семейная жизнь не для него и союз распался. Во время съемок фильма "Тайна Майерлинга" Жан встретился с актрисой Доминик Бланш и был очарован ее обаянием .Они подружились, а их приятели уже поговаривали о скорой свадьбе. Пресса ухватилась за сенсацию, но Марэ «разочаровал» газетчиков: "Я слишком люблю Доминик, чтобы желать ей такого мужа". В фильме "Глазами воспоминаний" Жан снимался с Мишель Морган. Они стали друзьями, а Марэ позже назвал Мишель единственной женщиной, которую он смог бы по-настоящему полюбить (но ее сердце в то время было занято). . У актера хранилась фотография Марлен Дитрих с полусерьезной надписью с одной стороны: "Ты не хочешь взять меня замуж? Нет?"… И с другой, глянцевой: "Я умею готовить".
В КРЕСЛЕ ВЕЛИКОЙ САРЫ
После войны слава Маре – кинозвезды поугасла – пришли времена других героев – лишенных трагизма. Жизнелюбивых и бодрых. Как Фан Фан Жерара Филиппа. Лишенный тщеславия, Марэ ничуть не огорчился он увлеченно работал в театре, спал, порой, не более двух часов в сутки. В 1949 году дебютировал в "Комеди Франсэз" в роли Нерона.
Снимал комнату напротив театра, чтобы не тратить времени на дорогу, репетируя Цезаря в пьессе Бернарда Шоу переодевался в гримуборной великой Сары Бернар. Его игрой в трагедиях Шекспира восхищался весь Париж. Жан Марэ некогда забавлявший критиков своей "статичностью и внутренней пустотой", в образе Короля Лира поразил самого Лоуренса Оливье. Правда, это случилось несколько позже.
ТРЮКИ И БЛИНЫ.
Марэ научился фехтовать еще в школе. Верховую езду освоил за две недели, когда снимался в Италии в картине Кристиан-Жака "Кармен" (1945). В мелодраме – экранизации драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз» Жан впервые отказался от услуг каскадера во время работы в трюковом эпизоде. Продолжением романтической темы были еще две экранизации; «Граф Монте Кристо» и «Капитан Фракасс» Эти картины не стали большим событием, но они приоткрыли новую грань таланта Марэ. И вот – Франция вспомнила о нем, как о звезде кино. Как то во время циркового предсталения в честь звезд экрана Жанно под самым куполом легко повторил опасный номер клоуна-акробата, чем привлек внимание режиссера Андре Юнебеля – постановщика приключенческих и комедийных фильмов. Тогда, в начале 60-х Юнебель искал актера в хорошей физической форме и нашел, что Жана с его шармом галантного кавалера и неподдельной отвагой, ему сам Бог послал. Вместе Юнебель и Маре сделали несколько картин, отмеченных специальной наградой за вклад в киноискусство для юношества. Состоялось второе пришествие актера на экран – герой-любовник 40-х преобразился в рыцаря жанра "плаща и шпаги".
Все эти фильмы шли в наших кинотеатрах ("Горбун", "Капитан","Тайны Бургундского двора", "Парижские тайны" ). Не лишним будет напомнить, что только в сценах опасных автомобильных погонь, Маре заменяли дублером (и другом актера) Жилем Деламаром, остальные трюки Жан всегда выполнял сам, порой получая синяки и травмы. Он купался в холодной воде, но спортом никогда не занимался – ловкость, сила и атлетическая фигура были даны ему природой. Известен эпизод когда Марэ по просьбе фотографа легко вспрыгнул на парапет балкона в гостинице «Москва», чтобы в кадр вместе с кинозвездой вошла звезда кремлевской башни, Жан не один раз бывал в СССР, как гость и член жюри Московского Международного Фестиваля. Рассказывают, как во время одного из домашних приемов актера угощали блинчиками с икрой, а он категорически отказывался, объясняя воздержание необходимостью сохранять фигуру. Наконец Марэ съел один блинчик, а затем, махнув рукой на диету уничтожил и остальные, приговаривая – « Это убийство!.. это просто убийство!»
«УКРАДЕННАЯ» КРАСОТА»
В своей книге воспоминаний Жан Марэ рассказал, что самый первый в своей жизни набор красок он украл. Ему было десят лет, когда он начал рисовать акварелью. Еще раньше придумывал и конструировал декорации для своих детских театральных импровизаций. Юношей, работая у фотографа приглядывался, к хозяину, когда тот писал маслом. Вскоре и сам Жан взялся за кисть. Пройдут годы и Пабло Пикассо, не замеченный в лести, увидевший картины зрелого Марэ, скажет, что с таким талантом живописца нечего делать на "каких-то там киносъемках". Марэ не только рисовал и писал картины – он создавал эскизы костюмов для спектакля в театре "Буфф Паризьен", директором которого был какое-то время. Среди живописных и графических работ Марэ – художника много портретов Кокто. В 1964 году Жан записал пластинку с песнями на стихи своего друга и учителя. Через 12 лет в парижской "Галери Просцениум" была открыта выставка скульптурных произведений знаменитого актера, вышла книга его воспоминаний, а вскоре и сборник сказок . Автор иллюстраций к сказкам – все тот же, разносторонний Жан Марэ.
ИНТРИГОВАТЬ И СМЕШИТЬ
Говоря о многогранности актера можно вспомнить и о том, как Марэ любил фильмы, в которых доводилось менять образ и обличье или играть несколько персонажей. Вереница таинственных масок – шлейф памяти о его ролях – чудовище из сказки, маска кожаная, маска бархатная, маска железная, резиновая…переодевания, перевоплощения, метаморфозы …принц и монстр…
Как не упомянуть тут о фильме «Фантомас» Андре Юнебеля. Это была смелая перелицовка старого сюжета, перелицовка в стиле Джеймса Бонда ,но с галльским юмором. Режиссер и продюсеры собирались снять аж 12 серий похождений мега – злодея, но уже к концу работы над третьей поняли, что трюков и задора надолго не хватит. Проект выдохся еще и потому, что Луи де Фюнес и Жан Марэ почти с самого начала раздражали друг друга – они были слишком разными в работе – де Фюнес все делал сразу, а Жану нужно было разогреться и это удавалось к пятому – шестому дублю, когда Луи уже уставал. Конечно, Марэ не стал бы играть комиссара Жюва, но у него был настоящий комедийный дар – это знают те, кто видел фильм Жана Кокто «Трудные родители!». Этот дар оказался, увы, почти не востребован кинематографом. Тем не менее, в кинокарьере Жана Марэ была комедия «Олух» и дилогия о случайном шпионе – агенте Станисласе, настоящего суперагента актер сыграл в ироничном детективе Кристиана Жака «Джентльмен из Кокоди».
ЩЕДРОСТЬ И ГЛИНА
Как то в аэропорту Ниццы Жан Марэ обратил внимание на пожилую плачущую даму и поинтересовался причиной ее расстройства. Оказалось, что у нее недостаточно денег, чтобы отправиться на родину, в Алжир. Не говоря ни слова, актер купил билет и отдал его даме. Марэ умел быть деликатным. Подруга последних лет актера – Жаклин Фери рассказывала, что, приглашая ее на обед, Жанно умудрялся незаметно оплатить такси, которое она заказывала, чтобы возвратиться домой. Он считал, что важно делать добро. Именно Марэ вдвоем с Фернанделем в конце 1950-х создали и несколько лет возглавляли Общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность из-за болезни или несчастного случая. Широта души и скромность были естественны для него так же, как честность и отвага. Жан Марэ признавался – «Я люблю, когда мне хорошо, а для того, чтобы мне было хорошо, мне нужно. Чтобы было хорошо и людям вокруг»
Может быть и поэтому в начале 60 х годов Жан Марэ усыновил цыганского парня – сироту. Теперь, прошли годы, Серж – давно жил отдельно – стеснялся слухов о сексуальной ориентации человека, принявшего живое участие в его судьбе, (что позднее не помешало ему заявить претензии на владение художественными произведениями актера).
КРАСИВ, КАК БОГ!
С годами Марэ все меньше снимался в кино. Он жил в живописном городке Валлорис, неподалеку от усадьбы Пабло Пикассо, в скромном, очаровательном доме с бассейном во дворе. Здесь, «под солнцем юга» Жан встретил своих последних настоящих друзей – скульпторов Джо и Нини Паскали. Марэ снова писал картины, занялся изготовлением оригинальных ваз и статуэток, на которые ставил изящный автограф. Эти работы с удовольствием раскупали туристы. В роли Просперо в шекспировской «Буре» и над гончарным кругом, седой и бородатый, он был похож на Бога в дни Сотворения Мира.
Марэ старел так же, как и жил – красиво и с достоинством. Дома рядом с ним часто можно было видеть овчарку по кличке Гюго – она заняла место любимого пса Мулука, найденного Жаном на одной из военных дорог, и давно умершего. Старость подступала медленно, но неотвратимо, былые травмы донимали бесстрашного рыцаря сцены и экрана. Он знал о приближении конца, еще рисуя афишу к очередному театральному фестивалю. Жан Марэ никогда не жаловался на болезнь и одиночество – называл себя "стариком, который развлекается". Говорил, с улыбкой на устах и в глазах, что всегда живет сегодняшним днем. В этом был один из его рецептов счастья, которым он так щедро умел делиться с нами.
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
В январе 1996 года президент Франции Жак Ширак вручил Жану Марэ орден Искусств и изящной словесности. Марэ, превозмогая боль, целый час стоял на ногах, опираясь на палку. О днях, когда болезнь взяла уже слишком большую власть над актером, Джо Паскали рассказывал "Он страдал все больше . Несмотря на переливание, состав крови оставался плохим, и Жана, который никогда не жаловался, впервые в субботу, накануне его смерти, я увидел плачущим". В этот день Джо, остался вместе с другом в его доме. Ночью Марэ стал задыхаться. В четыре часа утра его увезли в больницу в Канн. На следующий день, в воскресенье 8 ноября, Нини и Джо приехали навестить Жана. Ему было намного лучше, боли не мучили его, и он даже шутил. Перед расставанием Жан Марэ произнес спокойно: "Этим вечером». Он умер вечером 8 ноября 1998 года от сердечного приступа. Жак Ширак сказал на следующий день – "Многие французы потеряли часть своей мечты и молодости". "Он был самой молодостью во все времена своей жизни", – вторил президенту страны журналист Пьер Маркабрю. "Его можно было любить за то лучшее, что у него было, – желание жить", – вспоминает один из театральных партнеров Марэ актер и режиссер Франсис Юстер. Жан Марэ похоронен в Валлорисе на старом кладбище, куда нужно подниматься по крутой дороге в гору и откуда как на ладони виден весь город. Постамент с масками двух львов, отделанный темным мрамором венчает фигура полусфинкса – полуоленя. Это тоже работа Жана Марэ. Одна из площадей в Валлорисе носит имя актера.
Жан Марэ был последним из уходившего поколения Мастеров французского кино. Но остались и еще вырастут новые зрители, которые не забудут великолепных в своем благородстве и искренности, героев Марэ. Для верных поклонников и друзей великий Артист навсегда останется Принцем Обаяния, Принцем, который всегда возвращается.
_______________________________
Автор статьи- А.М. Гранада