“Я политикой не интересуюсь”, — любят говорить некоторые мои знакомые. “Когда она заинтересуется вами, будет уже поздно”, — обычно парирую я. Ну вот, пришел момент, когда политика, причем не глобальная-региональная — с Ираном и Хизбаллой, а чисто местная — городская, грозит обрушить базовую рутину и моей и вашей жизни.
В понедельник Кнессете состоится голосование по закону главы МВД Арье Дери (ШАС), стремящегося взять под контроль своего ведомства муниципалитеты — отнять у них право принимать решения об открытии бизнесов в субботу. МВД сможет отменять местные “вспомогательные” законы, чтобы спасти святость шабата.
Этот закон — лишь часть сделки, заключенной премьер-министром Биньямином Нетаниягу с ультраортодоксальными партиями после скандала с уходом из правительства министра здравоохранения Яакова Лицмана (“Яхадут ха-Тора”). Сделка эта должна была спасти страну от коалиционного кризиса, вызванного тем, что ультраортодоксы внезапно узнали о том, что железную дорогу — о ужас — ремонтируют в шабат… Нет никакого смысла вникать в эту предысторию, и искать виноватых, потому что это молоко уже убежало.
Ключевой вопрос — что делать, чтобы избежать принятия “спасающего шабат” закона, который, простите, кроме как безумным и расистским я назвать не могу. Этот закон является атомной бомбой, подложенной под статус-кво в отношениях между религиозной и нерелигиозной частями населения.
Объяснить?
Вот вам небольшая, но неприятная параллель — мы очень часто цитируем различных главарей террористических группировок и аятолл, которые грозятся сделать нам что-то нехорошее, отмечая, что им стоит верить. Я процитирую Арье Дери: “Шабат нам очень важен. Это еврейское государство и большинство граждан Израиля хотят чувствовать шабат на улицах и в городах”. Насколько мне известно, в последние 10 лет никаких опросов граждан страны по поводу необходимости “чувствовать шабат на улицах” не проводилось. И я немного сомневаюсь, что подавляющее большинство израильтян видят свой отдых субботний именно так, как видит его глава партии ШАС.
Уже сегодня, в ситуации когда каждый муниципалитет принимает решения по поводу открытия бизнесов в субботу, положение в различных городах со смешанным нерелигиозно-ультраортодоксальным населением, мягко говоря, нехорошее. Нередко вспыхивают скандалы, связанные с внезапными запретами на работу бизнесов в субботу. Причиной тому, уж простите — демократия. Когда меньшинство, объединенное одной идеей, проталкивает ее через своих представителей в муниципальных советах — разрозненное большинство проигрывает — магазины и места развлечений закрываются, даже если они не находятся в чтущих шабат районах.
Но в этой ситуации есть еще хоть какой-то шанс изменить расклад на местном уровне — надавить на мэра и членов горсовета. В случае же принятия закона Дери — такого шанса нет, придется ждать смены правительства, причем гарантии того, что МВД опять не достанется ШАСу не может дать никто.
Но это опять таки не самая главная проблема. Безумие и расизм этого закона состоят в том, что еврей, не являющийся религиозным, еврей не по галахе и член семьи еврея оказываются в собственной стране бесправными.
В арабском секторе никто не закроет никаких магазинов и мест развлечения в субботу. Мусульмане, христиане и друзы не лишатся открытых в субботу магазинов или ресторанов. Зато жители еврейских населенных пунктов, где не живут массово ультрарелигиозные граждане, внезапно обнаружат, что добрый дядя Дери о них позаботился и вместо поездки за покупками им предлагается послушать песню “Валенки”. То есть, простите, либо сесть за руль и ехать в какое-то другое место из своего города даже за несчастным пакетом молока, либо оставаться без покупок и старательно радоваться шабату новой модели. Потому что, конечно, отсидевший за взятки Дери знает лучше как вам, дорогие евреи и примкнувшие, проводить день субботний.
И неизвестно, ограничит он свою миссию по спасению шабата только магазинами или за ними настанет очередь ресторанов, кинотеатров, боулинга, квест-комнат и так далее — в конце концов, все это сопряжено с передачей денег из рук в руки, совершенно не шабатнее занятие с точки зрения Дери (о том, какая скользкая эта дорога эта передача денег, Дери помнит хорошо). Ведь никакой разницы, по сути, между магазином, где, скажем, можно закупиться в субботу для пикника, и рестораном — с точки зрения спасения субботы от поругания — нет. Более того, следующая ступенька этой лестницы — автомобили. Отсутствие работающих магазинов в городе заметно ухудшит качество жизни всех “безлошадных” граждан (а также тех, кто работает посменно, например). Но ради святости субботы автомобили в черте города тоже можно запретить, что уж там. Чтобы граждане чувствовали шабат на улицах и в городах на полную катушку.
Меня в этой связи интересует — помнит ли кто-то, что Израиль — еврейское и демократическое государство? В смысле, что национальное, религиозное, но все еще демократическое типа, то есть волеизъявление большинства граждан имеет значение? Может быть, надо помочь Дери и его электорату проникнуться духом израильского шабата — с кино, батутными парками, лазертэгом, квест-румами, танцами и прочим, включая покупки и шашлыки за городом? Возможно, неработающие люди плохо понимают, что работающим нужны поезда в будние дни и открытые магазины — в выходные? Но вы ведь понимаете, что никто и никогда не будет строить в центре Бней-Брака работающий в субботу торговый центр с картингами, ресторанами и кинотеатрами, так как там живет не та публика. Неужели таки нужно это сделать для сохранения статуса-кво и для того, чтобы еще часть граждан ощутила дух и настоящую радость субботы, когда улицы Бней-Брака переполнят в шабат автомобили из соседних городов?
Безумие ситуации состоит еще и в том, что о своем принципиальном намерении голосовать против закона Дери заранее заявила лишь партия НДИ. Я не призываю ей рукоплескать, это абсолютно логичное и нормальное поведение для любой нерелигиозной партии, не говоря уже о той, которая призвана защищать интересы миллиона репатриантов, более чем треть из которых — не являются евреями по галахе.
Меня удивляет гробовое молчание русскоязычных депутатов Кнессета от других коалиционных партий. Они внезапно забыли, что подавляющее большинство русскоязычных израильтян отдыхают в субботу несколько иначе чем ультраортодоксы? Они забыли, что социальный статус репатриантов несколько ниже, чем у среднестатистического израильтянина и им сложнее поехать на своем автомобиле в нееврейский населенный пункт за покупками в единственный свободный день?
Смешная и печальная ситуация — 60 мэров различных городов страны поддержали позицию НДИ, выступив также против закона Дери. В этих городах проживает немало репатриантов, которые и станут жертвами нового закона, и, видимо, мэры лучше понимают их нужды, чем русскоязычные депутаты?
Возможно это так, но тогда может русскоязычным репатриантам стоит забыть о существовании этих парламентариев, вместе с партиями, которые их привели в Кнессет?
Алекс Коган