О ситуации на Ближнем Востоке и возможно развитии дальнейших событий, рассказал Yenicag.Ru офицер в отставке ЦАХАЛ, генеральный секретарь движения «Дом Давида», политолог, публицист Рами Сурис.
— Как вы оцениваете на данном этапе ситуацию в Сирии и каковы там позиции главных актеров, а именно России, Турции, США, Ирана и Израиля?
— Общую ситуацию в Сирии можно охарактеризовать как один из этапов раздела страны, а именно -выдавливание из нее «несистемных игроков», коими являются как ИГИЛ, так и другие «джихадистские» организации, и закрепление частей захваченной у джихадистов освобожденной территории за своими прокси-союзниками, что является чисто формальным актом…
Лучшие позиции на сегодня в Сирии безусловно у России и США, которые имеют внушительные силы наземных прокси на аренах боевых действий, и значительные территориальные и ресурсные приобретения в результате этих действий. Худшие позиции у Турции, которую усилиями и России, и США удалось в значительной мере локализовать и во многом отстранить от дальнейшего влияния на ход сирийских событий.
Позиции Ирана пока трудно определить, кроме частичного влияния, которое он имеет на ряд военных в кругу режима Асада. Видимо его окончательное положение на сирийской карте будет определено как им самим, так и другими системными «победителями», когда активная фаза военных операций закончится. Что касается Израиля — то его вряд ли можно называть в числе «главных актеров», ибо с самого начала сирийской войны его позиция целиком была ориентирована на позицию США, что выражалось в крайнем метании из стороны в сторону, от неприятия Асада при Обаме, до заявлений что «Асад нас устраивает» — при Трампе. Это кстати привело к ряду политических просчетов, особенно с ситуацией в районе Голанских высот.
— Можно ли сказать, что сейчас ожидается сопротивление между группами Саудовская Аравия, Израиль и США с союзом ИРИ, Турция, Россия?
— Здесь нужно начать сразу со второй части вопроса. Союз ИРИ, Турция, Россия во многом просто тактический и ситуативный. У каждого из этих «игроков» существует свой взгляд на послевоенное переустройство Сирии, и в ближайшем будущем все противоречия между ними «всплывут» на поверхность.
Что касается первой части вопроса, то противодействие Ирану безусловно будет идти по всем направлениям, и территория этого противодействия выходит далеко за рамки сирийской войны и анти-иранская коалиция, если ее так можно назвать, гораздо шире представленных здесь стран. Кстати это противодействие будет включать и контакты, и взаимодействие со странами, которые сегодня вроде бы находятся с Ираном во временных союзах, в частности и с Россией, и с Турцией, и с Катаром. Поэтому конечную конфигурацию участников анти-иранской коалиции сегодня вряд ли кто-то может безошибочно определить.
— К какому исходу идет на сегодня ближневосточный котел? И стоит ли ожидать мира в этом регионе?
— К сожалению, ближневосточный котел сегодня, это очень сильно запутанный клубок противоречий во всех сферах. Начиная от социальных и заканчивая религиозными, особенно в странах, где традиционная многолетняя структура управления существенно изменилась вследствие войн и революций, а также вследствие огромного вовлечения в эти противоречия сторонних сил, и от этого практически не имеющий реального решения, ни политического, ни военного. Какие-то временные соглашения здесь вполне могут иметь место, но ожидать в регионе длительного и стабильного мира в ближайшее время не приходится.
Ниджат Гаджиев
Yenicag.Ru – www.yenicag.ru