В этой статье автор использует хрестоматийное выражение "псы рыцари", ссылаясь на выписки из Маркса: «1250. Снова отрекшийся от христианской язвы литовский князь Миндовг или Мендог, в союзе с русскими и курами разбивает при Дурбене войско немецких псов-рыцарей».
Как видим, тут и дата другая (1250 г., а сражение на Чудском озере имело место в 1242 г.), и место другое – "при Дурбене". Но самое главное нет у Маркса никаких псов рыцарей. В своих Выписках по истории немецкого народа, сделанных в данном эпизоде из Хроники гроссмейстеров («Die jungere Hochmeisterchronik. иногда называются "Хроники Тевтонского ордена") он написал Reitershunde – дословно – собачьи наездники.
Ясно, что это словосочетание не имеет большого смысла, все же рыцари не юкагиры какие-нибудь. Это словосочетание следует переводить вовсе не как псы-рыцари, что сделали в 30-х годах советские историки в поисках вековечного врага с запада, а как конский сброд. Или еще точнее- конская свора. Само по себе слово "свора" предполагает стаю собак, а здесь это слово "hunde" и будет как раз означать свору (но не собак, а коней), ибо ясно, что рыцари ездят на конях, а не на собаках, хотя буквально и изолированно от контекста hundes – это собака. Свора тоже бы подошла для идеологии в качестве обозначения гнусных германцев (как раз в 1937 году в СССР нехорошо писали о немецких фашистах и снимали фильм "Александр Невский"), но псы-рыцари смотрелись выразительней. Понятней для народа.
Однако, откуда сам Маркс взял представление о конных рыцарях как о собачьей своре?
Можно предположить, что самого Маркса ввело в заблуждение и привело к выражению свора (собачья-конская) прискорбная ошибка при чтении Хроник. Там они часто называются "братья-рыцари", но иногда и как немецкие рыцари в смысле объединенные немцами. Звучит это так: bundes ritter. Дословно – именно так – немецкие или национальные рыцари.
Легко видеть, что слово "bundes" отличается от "hundes" только одной первой буквой и весьма созвучно с hundes. Хроники писались в 15 веке с использованием готического шрифта, а там и вовсе легко спутать написание этих двух букв b и h.
Готический шрифт. Первая буква – это b , последняя – h. Почти неразличимы.
Таким образом, немецкие, народные рыцари из хроники превратились в советской историографии в псов рыцарей.
На самом же деле псами стоило бы называть опричников. Именно они приторачивали к своим седлам собачьи головы как знак государевых псов, вынюхивающих везде измену и рвущих врагов на части. Но так их не называют, они же свои, родные. А вот рыцари – они немецкие, пусть и народные. Им в самый раз быть псами.
Теперь еще несколько примечаний по поводу самой битвы на Чудском озере.
Привожу некоторые сведения из энциклопедии.
В 1958—1959 годах на предполагаемом месте битвы — участке Тёплого озера, находящемся в 400 метрах к западу от современного берега мыса Сиговец, между северной его оконечностью и широтой деревни Остров — под руководством Г. Н. Караева проводились археологические раскопки экспедицией Института археологии АН СССР, однако находок, которые связывали бы это место с битвой 1242 года, так и не обнаружено.
Короче: не найдено ни одного артефакта этой битвы. Ни сломанного меча, ни оброненного шлема, ни наконечника копья или стрелы. Нет ничего. А как же битва? Ну, так грандиозной битвы (по исчислениям советских идеологов 15-17 тысяч с каждой стороны) никогда и не было. Была мелкая стычка, в которой погибло 20 рыцарей и еще 6 было взято в плен. А еще ранее в битве на Неве (в 1240 г.) погибли около 50 рыцарей (шведов), всего, стало быть, 70 рыцарей (буквально «70 орденских господ», «seuentich Ordens Herenn»). Так говорят более-менее достоверные источники, та же «Хроника гроссмейстеров». Понятно, почему не найдено артефактов битвы: если они и были (в небольших количествах), то их тогда же растащили местные жители, железо было в цене. И понятно, почему "сражение на Чудском озере" не упоминает Ключевский – это была мелкая стычка, не оставившая реального следа в истории. А Карамзин упоминает "битву" в таких строках: "Александр, зная силу немцев, отступил назад, искал выгодного места и стал на Чудском озере". Стал – и все. Далее никаких сообщений о "побоище".
Между прочим, ведущий знаток русского Средневековья Михаил Тихомиров, который " сам же и консультировал фильм "Александр Невский, назвал его "издевкой над историей". Зато советские "историки" писали: "Только советская наука в 1930-е годы смогла установить выдающееся значение битвы на Чудском озере в истории нашей Родины и шире — в истории всей Восточной Европы" (Бегунов Ю.К., Клейненберг И.Э., Шаскольский И.П. "Письменные источники о Ледовом побоище") .
Именно тогда, в конце 30- годов создавался очередной миф русской истории, и в нем под видом Александра Невского выступал сам тов. Сталин. Что кричит в последние 10 минут Черкасов-Александр в конце фильма Эйзенштейна? Он кричит, что все изменники и предатели будут строго наказаны и казнены. Именно это и требовалось в разгар Большого Террора.
В целом же Тевтонскний орден и Александр Невский оспаривали друг друга не им принадлежащие земли эстов и ливов, что и выливалось в такие вот мелкие стычки вроде "ледового побоища".
О самом же Александре Невском стоит сказать с изумлением: насколько же беден пантеон русских героев, если в него зачислен номером один коллаборационист и прислужник Золотой Орды. Князь, который 4 раза ездил в Орду, стал приемным сыном Батыя и побратимом его сына Сартака, получил от них ярлык на Киевский стол, с усердием подавлял все антиордынские выступления и даже настроения (за это казнили), включая подавление восстания своего же брата Андрея (вместе с ратью ордынского мурзы Неврюя), истово собирал ясак для Орды – вот он стал героем и даже именем России.
На самом же деле его заслуги, действительрно, велики, но они заключаются вот в чем: все время после признания Александром власти монголов, и потом, получив в 1252 г. от хана Мунке ярлык на титул великого князя владимирского (то есть, был назначен как бы старостой русского улуса), он отказывался от всякой помощи папы Иннокентия IV для борьбы Ордой (то есть, от союза с Европой, в том числе, с тевтонцами) и сделал окончательный исторический выбор в пользу покорности Орде и заимствования ее политической модели.
Последствия этого решения, полагает историк Игорь Данилевский, сказываются по сей день. Александр Невский с полным основанием может считаться отцом российского самодержавия и антизападничества.
А вот что пишет акад. РАН Валентин Янин: Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
Александр Невский сознательно пошёл на союз с монголами, и его выбор предопределил формирование в России деспотической власти.
Я много писал об исторической судьбе России, так что здесь можно еще раз подытожить: монголы изнасиловали Русь и внесли в ее социальный генотип свою конструкцию гоударства. Изнасиловали они Русь в образе Александра Невского – вполне в духе нынешних гейских свобод. Но это всего лишь метафора, которая, однако же, вполне "креативна". Точно так же как ребенок от монгола будет нести его гены и передавать его свом потомкам, так и социальный генотип русского государства начал транслироваться через поколения и века. Мы легко видим, как далее второй по значению прислужник монголов Иван Калита воспроизвел всю эту авторитарную наследственность – включая разорение своих ради верности Орде.
А потом следующий по значению – Иван Грозный продолжил дело Золотой Орды. Причем, начинал-то Иван как прогрессивный реформатор (реформы Адашева), а закончил свирепым тираном, которому и сам Чингиз хан позавидовал бы. Это его переварил мощный монгольский генотип.
Тов. Сталин – это еще одна яркая реинкарнация монгольского великого хана. Да что там Сталин… Путин начинал как прозападный демократ и прогрессист, а заканчивает вполне ордынскими замашками. Такова сила социальной генетики.
И еще деталь: из 20 лет своего правления Александр Невский, как я уже сказал, 4 раза ездил в Орду, в Сарай-Бату, при этом еще потом и дальше на поклон в ставку к великим общемонгольским ханам (Гуюк, Мунке, Хубилай) в Каракорум, в Монголию. Русские князья (и прочие правители завоеванных монголами земель) были номенклатурой великих монгольских ханов и от них получали ярлыки на право править в своих землях и собирать для монголов ясак. Не забудем, что Золотая Орда была всего лишь одной четвертой частью самой большой в мире за всю историю Монгольской империи, так что над ханами Батыем и Сартаком было свое начальство. И помимо поездок на поклон в Золотую Орду нужно было еще ездить и демонстрировать свою покорность в столицу монгольской империи Каракорум.
Каждая такая поездка Александра длилась примерно два года. Итого, он почти половину срока своего правления провел вне дома в ползании на брюхе (в буквальном смысле, таков был ритуал "предстояния" перед монгольскими ханами для их капо из русского улуса) перед монголами. Теми самыми, которые отравили его отца Ярослава Всеволодовича и зарезали его дядю Михаила Всеволодовича – именно за то, что они не слишком усердно ползали.
Что касается историчности реликвий, оставшихся от той эпохи, то тут мы имеем прискорбное сообщение.В мае 1922 года рака с мощами Александра Невского была вскрыта, при вскрытии было обнаружено:
В раке Александра Невского , в Петрограде, было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось 2 одинаковые кости одной правой ноги. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время. "Мощи" из раки в 1989 году возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея истории религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе.
Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане, включая даже попов. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»).
Вскрытие раки в 1922 г.
Понятно, почему с ракой вышел такой конфуз: Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре (сгорело)». То есть никаких мощей не осталось. Однако в 1547 г. Александр Невский был причислен к лику святых и под это дело изготовили новые мощи – набросали в раку всякого кладбищенского мусора. Позже, в списках летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписали и придумали, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара, при этом людям было небесное видение — князь Александр поднимался на коне вверх на небеса.
Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 году, его автор, архитектор И. С. Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».Конечно, мифы имеют свою скрепоносную роль в создании и функционировании государства. Скрепы могут даже помочь создать новое скрепостное право. Но все же стоит знать не только мифологическую сторону жития современных святых, среди которых есть и такая поразительная фигура как Николай Второй.
Рака сегодня в Эрмитаже. 1,5 тонны серебра.
Часто язык тонко чувствует несообразности идеологии. Обычно это отражается в анекдотах или в разных смешных переиначиваниях, своего рода перевертышах казенных словесных формул. В данном случае имя Сергея Прокофьева, написавшего музыку к фильму "Александр Невский" и само Ледовое побоище приняли такую грубо-гротескную форму. Ведущий концерта объявляет:
Пердей Сракофьев. Увертюра Бледовое поебище!
Вот это и останется в истории.